«Странник» – почему в печальном старце на картине автор видел самого себя?

Искусство

На склоне лет, страдая от болезни и предчувствуя скорую кончину, Василий Перов написал свою особенную картину – «Странник». Он и прежде задумывался об образе странника, который хотел воплотить на своих полотнах, однако теперь в этом персонаже живописец изобразил самого себя. Нет, это был не типичный автопортрет, как мы привыкли понимать авторские картины, но взгляд на своё душевное состояние и чувства, которые владели мастером в тот момент.

Василий Перов уничтожил некоторые свои картины, другие же стремился переделать. К счастью, полотно «Странник» сохранилось до наших дней, и именно оно даёт возможность понять, что ощущал в ту пору сам живописец. Оставленный всеми, покинутый и одинокий, он смотрит не просто на всех нас – он глядит в душу. Как же создавал Перов свою картину? И какой он – «Странник», воссозданный им?

Бывший крепостной

Свою знаменитую картину Василий Перов написал в 1870 году. До наших дней сохранилось предание, связанное непосредственно с историей создания «Странника». Согласно ему, персонажа своего произведения живописец написал с бывшего крепостного Христофора Барского. Именно Перов одним из первых среди русских художников поднял тему крепостных в искусстве.

Однажды, если верить историям о «Страннике», к Перову пришла его знакомая Вера Добролюбова. Она сказала, что у соседских помещиков видела во дворе старика, который не может найти себе места. Ему было уже далеко за восемьдесят, и он вынужден был менять господ, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Старик колол дрова, носил воду, занимался ремёслами. Вера Николаевна предлагала ему денег, но он от них отказывался – говорил, что милостыню брать ещё пора не пришла. За него женщина и попросила Перова – дескать, может удастся старика пристроить в приют.

Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов «Автопортрет», 1870
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

На следующий день к живописцу пришёл тот самый старик. Высокий и статный, он поразил мастера взглядом своих глаз. В них читались решимость и сила духа, которые впечатлили художника. Отправившись вместе к Щукину, который держал приют, те договорились, что через неделю-две старик будет пристроен. С той поры пожилой человек стал ежедневно приходить к приюту, надеясь, что его день наконец-то настал, и он получит крышу над головой. Но ответа всё не было. Бедный Христофор трудился и едва волочил ноги, однако продолжал жить ожиданием. Прошла осень, затем зима, а потом началась оттепель.

Узнав о бедственном положении своего «подопечного», Перов снова пошёл к Щукину. Тот, казалось, лишь сейчас вспомнил о старике. Глянув на несчастного, он рассмеялся: «Ладно-ладно, скоро придёт тебе письмо – сможешь прийти в приют. Только обещай старушек моих не развращать!». А потом начал отпускать колкие шуточки, от которых лакей, стоявший рядом, едва не катался по полу от смеха. На следующий день старик пришёл к Перову и заявил, что в приют не пойдёт. Мастер удивился такому решению и спросил о его причине. Бывший крепостной решительно ответил:

«Я молил человека о помощи, а он насмехался надо мною… Семьдесят лет, сударь, издевались надо мною разные господа, я был в их глазах не человеком с разумом и чувством… И что я узрел вчера? Снова нужно вступать в это рабство, видеть и слышать, как издеваются над полумертвым…»

Перов был впечатлён гордостью, чувством собственного достоинства этого человека. Он никогда не будет рабом – как бы ни пытались внушить это те, кто считал себя выше. Этот старик был выше всех в глазах мастера. Именно с него живописец и написал своего «Странника».

В приютах, в один из которых Щукин обещал поселить Христофора Барского, жизнь сладкой не была, но хотя бы крыша над головой имелась
В приютах, в один из которых Щукин обещал поселить Христофора Барского, жизнь сладкой не была, но хотя бы крыша над головой имелась

«Странник – я сам»

В дальнейшем, через несколько лет, переосмысливая и обдумывая созданные им работы, Василий Перов понимал, что в образе странника видит самого себя. На закате жизни тяжело больной живописец уничтожил немало своих работ. К счастью, эта печальная участь не постигла «Странника». В его образе Перов видел свои боль, страдания, чувства, которые последние годы не оставляли его. Он ощущал себя покинутым и отвергнутым, совершенно одиноким и больным – тем, кто брёл по пыльной дороге жизни, не ведая, когда же ей наступит конец.

На Руси странники считались воплощением библейских «нищих духом». При этом среди тех, кто странствовал по деревням и сёлам, было немало людей, которых считали истинными мудрецами. К таким людям всегда относились с особенным уважением. После отмены крепостного права странников на Руси стало ещё больше, чем прежде. Крестьяне вынуждены были скитаться в поисках средств на существование и работы, которая дала бы им эти средства.

Василий Григорьевич Перов «Странник», 1870 год<br /> Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Григорьевич Перов «Странник», 1870 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Особенный «Странник» Перова

С картины Перова на нас смотрит странник в старой заплатанной одежде. В руках он держит посох, а за плечами виднеется небольшой заплечный мешок – в нём находится весь «скарб», имущество странника. На ногах старика поношенные лапти. По ним видно, что он уже прошёл немало дорог, а впереди – долгий и тяжёлый путь.

При этом странника, изображённого Перовым, нельзя назвать нищим оборванцем. Посмотрите на его лицо. Его обрамляет чистая ухоженная борода, а особенное внимание привлекают глаза старика. Они ясные и умные. В них отчётливо читаются достоинство, гордость, чувство одиночества и особенная беспросветная печаль. Вероятно, именно последнее – результат долгих трудных лет, которые прожил этот человек.

В лице странника - достоинство, благородство и неизбывная печаль - след тяжких прожитых лет
В лице странника – достоинство, благородство и неизбывная печаль – след тяжких прожитых лет

Неудивительно, что в своём «Страннике» Василий Перов видел самого себя. В последние годы он тоже превратился в отверженного одиночку, которого никто не мог понять. Его идеи не поддерживали коллеги-передвижники, многие знакомые отвернулись от уставшего и больного мастера. Несмотря на это, до конца своих дней Перов достойно нёс звание одного из самых известных русских художников-передвижников, сохраняя верность великому искусству.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий