Стенли Донен – неисправимый оптимист и неугомонный ловелас

Искусство

Стенли Донен – культовая фигура старого доброго Голливуда. Еще при жизни он удостоился почетного звания «короля мюзиклов». За какие заслуги Стенли заслужил лавры мировой славы?

Мастер танца

По словам кинокритиков, его главная заслуга заключается в соединении кино с танцем. Благодаря его постановкам хореографические номера стали органичной частью художественной истории. Он создал такие шедевры, как «Увольнение в город», «Королевская свадьба», «Поющие под дождем», «Семь невест для семерых братьев», «Забавная мордашка», которые вошли в копилку шедевров мирового кинематографа.

Он работал с выдающимися танцорами своего времени – Фредом Астером и Джином Келли; их творческий союз стал прорывным для музыкального кино. Во многом благодаря стараниям Донена танец стал органичной частью кино.

Вместе с Келли он продолжил и развил достижения Фреда Астера и приспособил танцевальные номера к съемкам на камеру и к демонстрации их на широком экране. Впоследствии Келли утверждал, что Донен лучше всех чувствовал мюзикл и двигал его в единственно правильном направлении.

Стенли Донен - американский режиссёр и хореограф
Стенли Донен – американский режиссёр и хореограф

Проблемный муж

Стенли 5 раз был женат, не считая легких увлечений. Как складывались его отношения с женщинами? Донен не был писаным красавцем, однако обладал весьма симпатичной, привлекательной внешностью, которая располагала к себе окружающих. Его неистощимая фантазия не знала границ; его танцевальные постановки до сих пор смотрятся весьма свежо и актуально. Стенли и сам был непревзойдённым танцором (он танцевал с 16 лет: сначала на Бродвее, потом – в фильмах) и не терялся даже рядом с Джином Келли.

И характер у него был золотой: коллеги сравнивали его с большим ребёнком, излучающим радость и оптимизм. Он был доброжелательным, чутким, отзывчивым постановщиком и напарником. Хорошо известен случай, когда на съемках легендарного мюзикла «Поющие под дождем» Стенли на руках носил юную Дебби Рейнольдс, которая после репетиций под контролем Келли сбивала себе ноги в кровь и не могла ходить. Неподражаемая Одри Хепберн, которая снялась в его фильмах «Забавная мордашка», «Шарада», «Двое на дороге», сказала про него:

«Было много режиссеров, но только один Стенли Донен».

Кажется, такой человек по примеру своего маститого коллеги Фреда Астера должен был стать «самым примерным мужем Америки». Но этого не произошло.

Кадр из фильма «Поющие под дождём», 1952 год - одна из самых успешных работ Стенли Донена
Кадр из фильма «Поющие под дождём», 1952 год – одна из самых успешных работ Стенли Донена

Первый раз Стенли женился в 1948 году на актрисе и танцовщице Жанне Койн. Этот брак продержался всего 3 года, (до 1951 года). Что стало причиной столь быстрого расставания? Джин Келли называл их союз «эмоционально незрелым и лишённым здравого смысла». Что имел в виду легендарный танцор? Очевидно, любовный треугольник, который сложился в команде Донена-Келли.

Поговаривали, что Жанна влюбилась в Джина, с которым много работала, а Стенли был неравнодушен к жене напарника – Бетси Блэр. Правда, в своих мемуарах Бетси ни слова не говорит об этой интриге, однако подтверждает, что брак Донена и Койн был несчастливым. Были ли Стенли и Джин соперниками? Ведь на съёмочной площадке они явно конкурировали друг с другом, хотя на публике держались как добропорядочные партнеры. Вполне вероятно, что эти два талантливых танцора скрытно боролись за любовь девушки. После развода со Стенли Жанна вышла замуж за Джина Келли, с которым прожила в счастливом браке до своей смерти в 1973 году.

Жанна Койн - первая жена Стенли Донена
Жанна Койн – первая жена Стенли Донена

Стенли недолго оставался свободным: в 1952 году он снова женился. Его второй избранницей стала актриса Марион Маршалл. Она начала свою карьеру с небольших ролей в кино; в некоторых фильмах ее имя даже не фигурирует в титрах. Только к концу 1940-х годов режиссеры обратили на нее внимание. Она дважды снялась в сериале о Перри Мейсоне, в мюзикле «Это мой мальчик», в комедиях «Берегись моряка» и «Марионетка». Маршалл дружила с Мэрилин Монро, когда обе пробовали свои силы в модельном бизнесе.

Ее брак с Доненом продержался несколько дольше – до 1959 года. У пары родились два сына – Питер и Джошуа (их имена получил многоликий герой Кери Гранта в фильме «Шарада»). К сожалению, расставание супругов было тяжёлым. Они судились за право опеки над детьми и параллельно устраивали личную жизнь. Марион вышла замуж за актера Роберта Вагнера, а Стенли перебрался в Англию.

Брак Донена с Марион Маршалл продержался целых семь лет
Брак Донена с Марион Маршалл продержался целых семь лет

Семейные дрязги не помешали Стенли жениться в третий раз. Его очередной супругой стала графиня Адель Битти, с которой он прожил до 1969 года, когда они расстались, а в 1971 году и вовсе развелись. Тем не менее, Адель успела родить Стенли сына Марка.

На следующий год Стенли женился в четвертый раз – теперь снова на коллеге – актрисе, звезде 1960–1970-х годов Иветт Мимье. Ее самые известные работы – в фильмах «Машина времени», «Свет на площади, «Лето Пикассо». Этот брак продержался до 1985 года; после чего супруги разошлись по-хорошему и даже остались друзьями.

Последний раз Донен женился в 1990 году на Памеле Брейден – женщине, которая была младше его на 36 лет. Этот брак длился всего 4 года, что неудивительно: ведь актёр сделал предложение руки и сердца через 4 дня после знакомства! В чем причина беспорядочной личной жизни одного из самых талантливых, красивых и обаятельных мужчин старого Голливуда?

На этот вопрос ответила его младшая сестра Карла, которая однажды заметила, что Стенли воспринимал жизнь вообще и супружеские отношения в частности – как продолжение романтики, которыми он наполнял свои фильмы. Очевидно, неунывающий Стенли так и не смирился с серой прозой быта, которой не удается избежать даже маститым звездам фабрики грез.

Иветт Мимье - четвёртая жена Стенли Донена
Иветт Мимье – четвёртая жена Стенли Донена

Звездные увлечения

Донен был большим поклонником прекрасного пола и регулярно заводил себе подружек. В начале 1940-х годов он во время работы на Бродвее встречался с блистиальной Джуди Холлидей, звездой фильма «Рожденная вчера». Из этой интрижки ничего не вышло. Что пошло не так? Джуди была всецело поглощена карьерой и, не зная отбоя в поклонниках, отклоняла подарки и ухаживания. Несмотря на юный возраст, она мечтала о надёжном мужчине, крепкой семье и ребёнке. Очевидно, талантливый, но ветреный Стенли не мог ей предложить ни того, ни другого.

В перерывах между разводами Стенли не терял времени даром и заводил короткие интрижки, которые мгновенно становились достоянием гласности. Между первым и вторым браками Донен встречался с Элизабет Тейлор. Это произошло в 1952 году, когда он снимал ее в главной роли в романтической комедии «Любовь лучше, чем когда-либо». Стенли был в полном восторге от кинодивы, он называл ее красивейшей девушкой мира.

Почему же они расстались? На тот момент Стенли еще не развелся с женой, а Элизабет тяжело переживала разрыв с мужем. Тем не менее они настолько осмелели, что стали появляться вместе на публике. Газетчики, разумеется, раструбили об очередном романе Элизабет на всю Америку, но это не остановило влюбленных.

Элизабет Тейлор и Стенли Донен
Элизабет Тейлор и Стенли Донен

Тогда в дело вмешались кинобоссы, которые сочли любовную интригу актрисы с неразведенным мужчиной двусмысленной и отправили красавицу в Англию – сниматься в костюмированном приключенческом фильме «Айвенго». Актриса пыталась было уклониться от поездки, ссылаясь на язву желудка, но в конце концов сдалась. А в Туманном Альбионе Элизабет быстро забыла своего ухажера. Что касается Донена, то он утверждал, что их отношениям помешала мать актрисы, которая, ссылаясь на его «нищету», всячески препятствовала их встречам.

С 1999 года и до своей смерти в 2019 году актер ухаживал за писательницей, актрисой и режиссером Элейн Мэй. Она работала в театре, кино и на телевидении, снималась у Вуди Аллена. Стенли утверждал, что делал ей предложение руки и сердца 172 раза, но до брака дело так и не дошло. Что же их объединяло? Элейн Мэй – не просто актриса, она – профессиональный комик.

Ее комедийный дуэт с Майклом Николсом стал популярным; за свои творческие достижения она получила несколько престижных наград. В ее лице неисправимый оптимист Стенли нашел идеальную родственную душу. Вместе с Элейн Стенли в 2013 году после 30-летнего перерыва готовился снять новый полнометражный фильм, который, однако, так и не был запущен в производство.

На Джуди Холлидей чары Донена не подействовали
На Джуди Холлидей чары Донена не подействовали

Дети короля мюзикла

Как сложились судьбы детей Стенли? Пошли ли они по стопам знаменитого отца? Старший сын Донена Питер связал свою жизнь с киноиндустрией – стал художником по спецэффектам. Он работал над фильмами «Супермен 3» (любопытно, что кинолента подверглась критике за сюжет, но получила высокую оценку как раз за визуал), «Космические шары», «Личность Борна».

Питер поработал и над фильмом «Правда о Чарли» – ремейком знаменитой «Шарады» (с Одри Хепберн и Кэри Грантом в главных ролях), которую снял его отец. В своей профессиональной деятельности Питер придерживался следующего принципа:

«Если вы не видели моих работ, значит, я хорошо выполнил свою работу».

К сожалению, жизнь Питера рано оборвалась. Он скончался в 2003 году в 50 лет, еще при жизни своего легендарного родителя.

Джошуа тоже стал частью большого кино – правда, в качестве продюсера. В его копилке такие небезызвестные фильмы, как «Быстрый и мертвый», «Внизу», «Карточный домик». Один год Джошуа встречался с американской певицей, актрисой и телеведущей Шер. С 1995 по 2017 года он состоял в браке с Николетт Брет и растил ее сына Купера. Марк Донен тоже засветился в мире киноиндустрии, поработав в качестве ассистента продюсера фильма «Во всем виноват Рио», который поставил его отец.

Стенли Донен на вручении премии Оскар, 1998 год / kino-teatr.ru
Стенли Донен на вручении премии Оскар, 1998 год / kino-teatr.ru

Поразительно, что самые известные коллеги Донена – Фред Астер и Джин Келли – вели размеренную личную жизнь и не заводили интрижек. Оба были трудоголиками и перфекционистами, но и Донен от них не отставал (а в чем-то даже превосходил). Чего же не хватало Стенли? Почему он так часто менял женщин?

На обложке: Стенли Донен / theguardian.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий