Сражение рыцарей с улитками на средневековых картинах – глубокий смысл и таинственное значение

Искусство

Средневековые картины часто воспроизводят величественные пейзажи, эпические сцены сражений и портреты выдающихся личностей. Не слишком профессионально, конечно, но рисовали как могли.

Однако среди этого разнообразия можно встретить неожиданный и загадочный мотив – рыцари, сражающиеся с улитками.

Средневековое чувство юмора?

На первый взгляд, сцены, где героические рыцари противостоят крошечным и безобидным улиткам, могут показаться странными и даже комичными. Обычно такие рисунки находят на полях книг, которые переписывали монахи. Занимались они этим делом (переписыванием) дни напролет. От скуки и монотонности и не такие странные вещи начнешь рисовать.

Наверное, особенно скучно было монахам в XIII–XIV вв., потому что именно в книгах того периода встречаются «грандиозные» битвы. Можно предположить, что тогда по планете ползали улитки-гиганты, которые потом исчезли, но наука такую версию не подтверждает.

Трус - это рыцарь, молящий улитку о пощаде Иллюстрация из Горлестонской псалтыри, XIV век Местонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания
Трус – это рыцарь, молящий улитку о пощаде
Иллюстрация из Горлестонской псалтыри, XIV век
Местонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания

Борьба с собственными слабостями

На самом деле улитки и рыцари появлялись в книгах, конечно, не случайно. Правда, историки до сих пор не могут точно сказать, что означали эти изображения и почему именно улитки.

По одной из версий, улитки символизируют пороки человека. Рыцари, олицетворяющие доблесть и героизм, сражаясь с медленными и хрупкими улитками, могли символизировать борьбу человека с собственными внутренними слабостями. Медлительные улитки являлись метафорой лени и нерешительности.

Борьба с улитками - отражение внутреннего конфликта между добрыми и злыми намерениями Иллюстрация из Горлестонской псалтыри, XIV век Местонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания
Борьба с улитками – отражение внутреннего конфликта между добрыми и злыми намерениями
Иллюстрация из Горлестонской псалтыри, XIV век
Местонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания

Эти изображения также могли служить аллегорическим представлением моральных противоречий и добродетелей. Рыцари, находясь в борьбе с улитками, отражали внутренний конфликт между добрыми и злыми намерениями. Борьба героев с кажущимися ничтожными противниками подчеркивала важность борьбы с мелкими, но значимыми аспектами жизни, которые влияют на общий результат.

Символизм и метафоры

Изображения рыцарей, сражающихся с улитками, вполне могут иметь религиозный подтекст. А как иначе, когда время пропитано христианской верой и символикой. Подобные сцены отображали борьбу добра и зла, света и тьмы. Улитки, как земные и недолговечные существа, могли воплощать мирские заботы, а рыцари, в свою очередь, – духовную борьбу человека за совершенство.

Или более приземленный смысл – рыцари и улитки символизировали борьбу с кажущимися ничтожными, но на самом деле важными аспектами жизни. Такие образы напоминают о необходимости не пренебрегать мелкими обязанностями и неприметными вызовами, которые, собравшись вместе, могли сказываться на результате.

Есть также версия, которая пользуется популярностью среди многих историков. Улитка символизировала жалкого врага. Кроме изображений сражающихся рыцарей, есть рисунки, на которых рыцарь убегает от улитки или молит ее о пощаде. Таким образом изображали труса, который боится слабого врага.

Например, в манускрипте «Искусства любви, о добродетели и о счастье» к главе о том, чего следует бояться, а чего нет, дается иллюстрация мужчин, убегающих от улитки. То есть это не просто рисунки, а маргиналии – изображения, поясняющие фрагмент или основную мысль текста.

Иллюстрация из работы «Compost et calendrier des bergers», 1493 год Местонахождение: Муниципальная библиотека, Анже, Франция
Иллюстрация из работы «Compost et calendrier des bergers», 1493 год
Местонахождение: Муниципальная библиотека, Анже, Франция

Аллегория ломбардийцев

Существует и еще одна версия, которую выдвинула историк Чикагского университета Лилиан М.С. Рэндалл в середине прошлого века. Она утверждала, что изображенные в средневековых книгах улитки – это аллегория ломбардийцев.

Жителей Ломбардии во Франции презирали, так как они занимались ростовщичеством (отсюда и появилось слово «ломбард»). Поэтому французы не упускали случая изобразить ломбардийцев самыми ничтожными животными на свете – улитками, с которыми нужно бороться. Не зря в тот период была популярна поэма с говорящим названием «О ломбардце и улитке». Она вообще могла стать первоисточником маргиналий с сюжетом битвы рыцаря и улитки.

Жена пытается отговорить ломбардца от битвы с чудовищем - улиткой Иллюстрация к поэме «О ломбардце и улитке», конец XII века
Жена пытается отговорить ломбардца от битвы с чудовищем – улиткой
Иллюстрация к поэме «О ломбардце и улитке», конец XII века

Казалось бы, как можно соединить улиток, религию и жизненные ценности. Но средневековая живопись часто использовала юмористические моменты, чтобы подчеркнуть глубокие истины. Вот и такие необычные образы, которые встречаются в различных художественных произведениях средневековой эпохи, содержат глубокий символический смысл и метафорическое значение.

На обложке: Иллюстрация из книги Брунетто Латини «Книга сокровищ», между 1260 и 1267 годами. Местонахождение: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий