Совершенный красавец «Монго» – друг и секундант Лермонтова, прототип Печорина

Искусство

В своем стихотворении «Монго» М.Ю.Лермонтов описывает друга «повесой и корнетом английской породы, актрис коварных обожателем и любителем собак».

Молодому человеку со странным прозвищем и не самым образцовым поведением выпала возможность спасти жизнь великого поэта. Но он этого не сделал, зато навсегда вошел в историю как секундант Лермонтова и прототип Печорина.

Кличка собаки, литературный герой или путешественник

Под прозвищем «Монго» скрывается русский офицер Алексей Аркадьевич Столыпин. Он был дядей Лермонтова (хотя и на 2 года младше). Отец Столыпина приходился родным братом бабушке поэта Арсеньевой Елизавете Алексеевне.

Почему вдруг родовитый дворянин стал просто «Монго», до конца неясно. По одной из версий, «Монго» – это кличка любимой собаки Алексея Аркадьевича. Сослуживцы рассказывали, что его собака была настолько преданной, что даже в поиске хозяина могла выйти на плац царскосельского Гусарского полка и громким лаем сорвать построение.

По другой версии, «Монго» – это измененное с французского языка имя литературного героя из книги «Путешествие Мунго Парка». В действительности ни книги, ни героя с таким именем в литературе не существует.

В 1988 г. сотрудник лермонтовского музея О.П.Попов выдвинул версию, что прозвище связано с реальным путешественником-африканистом Парком Мунго, жившим во второй половине XVIII в. Возможно, Столыпина интересовали работы Мунго (тогда многие увлекались изучением еще неизведанных африканских земель и племен) и фамилия путешественника приклеилась к нему в качестве прозвища.

Александр Иванович Клюндер «Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго)», 1838 год
Александр Иванович Клюндер «Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго)», 1838 год

Совершенный красавец и великолепный истукан

Современники по-разному высказывались об А.А.Столыпине. Одни описывали его как «невероятно красивого сердцем и телом молодого человека, благородного, безгранично добродушного и великодушного».

«Он был одинаково хорош как в лихом гусарском ментике, так и в одеянии современного льва», – писал о нем дальний родственник.

Даже советские биографы Лермонтова были благосклонны к светскому повесе Монго. Хотя, как мне кажется, больше из-за его отца Аркадия Алексеевича Столыпина, который был близким другом многих декабристов, например К.Рылеева. С портретов на нас, действительно, смотрит красивый мужчина с тонкими благородными чертами лица. Однако далеко не все пленялись внешней оболочкой Монго. Так, князь М.Б.Лобанов-Ростовский называл молодого человека «красивым манекеном» и «великолепным истуканом». Он вспоминал:

«… я познакомился с «красавцем» Монго. Это неплохо сложенный мужчина, но с безжизненным и глупым выражением лица. Он еще не принимал дважды в день ванны из различных духов и не имел наряда на каждый случай, но даже это не исправило его косноязычия, глупости и внутренней пустоты, которые он скрывал под маской хвастовства».
Владимир Иванович Гау «Портрет Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго)», 1845 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Иванович Гау «Портрет Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго)», 1845 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ближайший и постоянный друг поэта

Лермонтов часто подшучивал над Монго. Однако на самом деле считал Столыпина «ближайшим и постоянным до самой смерти другом». Слова поэта, как оказалось, стали пророческими.

Монго был неизменным спутником Лермонтова в светских выходах и не очень светских вылазках, когда друзья, например, отправлялись к цыганам или кокоткам. Впрочем, если красота души Монго еще оспаривалась современниками, то в его смелости никто не сомневался. Всего раз он отказался от дуэли, но, по воспоминаниям свидетелей того события, «отказ был принят без всяких объяснений – настолько безупречна была его репутация». Монго не раз вступался за честь поэта и ограждал его от кривотолков и наветов.

Прототип Печорина

Характер и образ жизни Печорина Лермонтов во многом списал со своего друга. Монго, действительно, был «героем своего времени» – великосветским денди, вечно скучающим праздным бездельником, так и не нашедшим применение своим многочисленным талантам. Лишь в военной службе Столыпин-Монго сумел отличиться. За боевые заслуги он был награжден орденом и золотым оружием.

При всех задатках и возможностях отпрыска столбового дворянского рода Столыпиных его никак нельзя назвать представителем передовых кругов общества. Он принадлежал к тому бездействующему поколению, представителя которого Лермонтов так ярко показал в «Герое нашего времени».

К жизни Монго относился легко, а к людям – безразлично. Даже о Лермонтове, с которым проводил огромное количество времени, он почти не оставил записей. Беспечность и безразличие молодого дворянина еще проявят себя роковой ошибкой в день дуэли поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда», 1841 год Местонахождение: Государственный Литературный музей, Москва, Россия
Михаил Юрьевич Лермонтов «Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда», 1841 год
Местонахождение: Государственный Литературный музей, Москва, Россия

Последняя дуэль

Монго был секундантом Лермонтова на двух дуэлях. В роковой день 27 июля 1841 г. на дуэли Лермонтова и отставного майора Мартынова было четверо секундантов. Причем двое, в том числе и Монго, были тайными, так как находились в опале у властей.

Монго о дуэли никаких записей не оставил. Но известно, что к поединку никто серьезно не относился. Молодые люди полагали, что все «обернется шуткой и закончится дружеской попойкой».

Точно неизвестно, какую роль в роковом поединке сыграл Монго. Обычно секунданты считали до «трех», после чего инцидент считался исчерпанным, если никто не произвел выстрела. Но по некоторым свидетельствам, якобы именно Монго после счета «три» воскликнул:

«Стреляйтесь, или я разведу вас!».

Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов сразил противника наповал. Только тогда Монго, обычно крайне щепетильный в вопросах соблюдения дуэльного кодекса, понял, какую оплошность допустил. Друзья настолько не верили в смертельную развязку, что даже не позаботились о карете и докторе.

Владимир Иванович Гау «Портрет Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго)», 1844 год Местонахождение: Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, Пятигорск, Россия
Владимир Иванович Гау «Портрет Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго)», 1844 год
Местонахождение: Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, Пятигорск, Россия

Монго пережил друга на 17 лет. Когда он заболел чахоткой, то уехал за границу. В Париже он перевел «Героя нашего времени» на французский язык, словно хотел искупить вину за участие в смертельной дуэли. Умер Столыпин-Монго в 1858 году.

На обложке: Фрагмент картины Александра Ивановича Клюндера «Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго)», 1838 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий