Написать картину на исторический сюжет – дело непростое, тут не с чем спорить. Однако французский живописец Жан-Леон Жером с лёгкостью справлялся с этой задачей. Его яркое воображение выручало в те моменты, когда сведений было крайне мало или же, напротив, требовалось выбрать нечто особенно важное из множества версий и историй. Второй случай был связан как раз с работой над картиной «Смерть Цезаря».
Убийство великого полководца и римского правителя ошеломило древний мир. Более того, спустя многие века писатели и художники снова и снова возвращались к этой теме, стараясь показать свой взгляд на трагедию, сотрясшую Рим. Чтобы создать свою картину, Жерому пришлось изучить множество исторических источников, ознакомиться с воспоминаниями современников и, так сказать, «отделить зёрна от плевел». Но стоит признать – все эти усилия стоили результата. Сегодня многие искусствоведы считают «Смерть Цезаря» Жерома наиболее достоверной демонстрацией тех далёких драматических событий. Что же мы видим на картине? Как она создавалась, и как её оценила публика?
Художник истории
Жан-Леон Жером принадлежал к художникам, которые стараются всегда оставаться верными академической манере. Он избегал различных экспериментов и смелых решений. Однако это было вовсе не плохо. Напротив, Жером мог реалистично и ярко продемонстрировать события, которые затрагивали его душу, передавая свои эмоции зрителю.
Историческая живопись была настоящей страстью художника. Кроме того, ему посчастливилось работать в ту пору, когда изменились требования к тем самым историческим картинам. Теперь люди хотели видеть не просто красивую картинку в исторических декорациях, а реальное изображение событий, ощущать себя причастными к действу, которое изобразил живописец. Очень точно эти принципы выражены в словах Проспера де Баранта:
«Мы все хотим знать о том, как жили более ранние общества и отдельные личности. Мы требуем того, чтобы их образ был ясно виден в нашем воображении, и чтобы они предстали живыми перед нашими глазами».
В то же время Жерома часто винили в том, что он в своих работах угождает интересам публики и не думает о будущей востребованности своих картин. Вероятно, в какой-то момент он решил «рискнуть», определив границы дозволенного в изобразительном искусстве своего времени. Именно тогда он взялся за написание картины, посвящённой смерти Цезаря.

Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария
Трагедия в Риме
Утром 15 марта 44 года до нашей эры Юлий Цезарь, проснувшись, увидел свою супругу Кальпурнию в слезах. Женщину и прежде мучили кошмары, но на этот раз она была в настоящей панике. Кальпурния не сомневалась – сегодня произойдёт нечто ужасное. Тем не менее Цезарь не обратил внимания на эти «мелочи» и отправился в Сенат.
Там к нему приблизились несколько сенаторов с кипами бумаг, между которыми были спрятаны кинжалы. Цезарь получил 23 удара, причём среди заговорщиков был и его подопечный Брут. «И ты, Брут?» – фраза, которая с лёгкой руки Шекспира была приписана Цезарю перед его смертью. Светоний так рассказывает о последних мгновениях жизни великого человека:
«Все разбежались; бездыханный, он остался лежать, пока трое рабов, взвалив его на носилки, со свисающей рукою, не отнесли его домой. И среди стольких ран только одна, по мнению врача Антистия, оказалась смертельной – вторая, нанесенная в грудь».

Местонахождение: Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
Оставленный всеми
Чтобы с детальной точностью воспроизвести на своей картине тот последний миг жизни Цезаря, Жером проделал немалую работу. Он тщательно ознакомился со всеми историческими документами, выбрав те фрагменты, которые необходимы были для его полотна. Здесь мы видим уже не само нападение на правителя, но мгновения после него.
Убийцы отошли в сторону, а сам Цезарь остался в одиночестве встречать свою смерть. Интересно, что такой приём Жером использует и в некоторых других своих картинах – «Дуэль после маскарада», «Казнь маршала Нея». Искусствоведы же проводят аналогию между «Смертью Цезаря» Жерома и «Мёртвым тореадором» Мане, отмечая, что композиции картин действительно походят друг на друга.

Местонахождение: Фонд галерей и музеев, Шеффилд, Великобритания
Похвала и критика
Появившись на публике, картина вызвала восторг зрителей. Многие именитые критики и деятели искусства с восхищением отзывались о работе Жерома. Автор, виртуозно владеющий техникой и умеющий хладнокровно изобразить самые драматические моменты, удостоился оригинального отзыва одного из критиков:
«Если бы фотография существовала при Цезаре, то можно было бы подумать, что картина была написана по фотографии, сделанной на месте в самый момент этой катастрофы».
Известный французский писатель Шарль Бодлер отмечал, что картина «Смерть Цезаря» производит «достаточно страшное впечатление». Но при этом он сдержанно заметил, что живопись на исторические темы «использует эрудицию, скрывая недостаток воображения». Другой соотечественник Жерома, Жюль-Антуан Кастаньяри, считал, что в этой работе автор «зациклился на морализаторстве». Быть может, ему просто не давал покоя успех живописца?

Сегодня перед нами масса вариантов и трактовок гибели Юлия Цезаря – как в живописи, так и в кинематографе. Но и в наше время стоит признать, что Жан-Леон Жером выбрал наиболее нетривиальный подход к изображению столь популярного сюжета. Оставленный всеми, израненный и одинокий, Цезарь словно бы воплощает собой образ великого правителя, который неизменно остаётся один – и в жизни, и в смерти.