Обезумевшая от ярости толпа двигалась к ней. Едва живая, принцесса де Ламбаль поняла, что это – последние мгновения её жизни… Об этой женщине слагали стихи, о ней писали картины, однако живописцев и литераторов вдохновляла вовсе не красота Марии-Терезы-Луизы (хотя принцесса считалась одной из красивейших женщин своего времени). Не столько жизнь, сколько смерть её поражала воображение людей искусства.
Одним из самых красноречивых полотен, способных многое открыть о принцессе де Ламбаль, стала картина Леона-Максима Фавра. Даже человек, далёкий от истории Франции и не имеющий понятия о революционных событиях, которые некогда бушевали в этой стране, способен понять, в чём же суть этого полотна. Именно такими и бывают истинные шедевры. Но что случилось с принцессой? Какие жуткие детали открывает нам картина Фавра? И на чьей стороне находится живописец?
Она выбрала смерть
Чтобы лучше вникнуть в суть произведения Фавра, предлагаю сначала познакомиться с трагической историей героини его знаменитой картины. Мария-Тереза-Луиза Савойская в семнадцатилетнем возрасте была выдана замуж за принца де Ламбаля. Брак оказался несчастливым – спустя полгода после свадьбы принцесса осталась вдовой. Её супруг скончался от венерической болезни.
Став наследницей немалого состояния, Мария-Тереза превратилась в одну из самых влиятельных дам Франции. Кроме того, она была представлена дофине Марии-Антуанетте, которая прониклась симпатией к очаровательной и весёлой молодой женщине. Когда Людовик XVI взошёл на французский престол, а Антуанетта стала королевой, де Ламбаль оказалась в самом близком к королевскому семейству круге лиц.
Когда во Франции вспыхнула революция, принцесса де Ламбаль сумела покинуть страну вместе с другими приближёнными королевы. Она полагала, что и королевская семья сумела осуществить побег. Но, узнав, что план провалился, Мария-Тереза тут же приняла решение снова возвращаться во Францию. Она знала, какие настроения царят в стране. Понимала, что, попадись она в руки революционерам, никто из них не смилостивится над ней. Приехав на родину, принцесса некоторое время жила с королевской семьёй в Тюильри, но затем была арестована бунтовщиками.
Страшная расправа
Суд над пленницей вершил председатель городской коммуны Парижа, журналист-якобинец Эбер. Он потребовал от Марии-Терезы признать приверженность идеалам свободы и заявить, что она ненавидит монарха и его семейство. На это де Ламбаль ответила:
«Я действительно поддерживаю идеи свободы и равенства, – отвечала принцесса, – но я никогда не признаюсь в ненависти к государям, потому что это не соответствует истине и противно моей совести».
Эбер попросил её тщательно обдумывать каждое своё слово, в ином случае она погибнет. Но принцесса не предала королеву. «Освободите её», – приказал судья. Это означало, что арестантка более не находится под тюремной охраной. Сразу же на женщину стала надвигаться негодующая толпа. Группа мужчин схватила Марию-Терезу. После страшных пыток и мучений она наконец встретила свою смерть, которая стала для неё избавлением. Голову принцессы бунтовщики насадили на пику и носили по всему Парижу. Рассказывали, что, увидев из окна останки своей подруги, над которыми глумилась толпа, королева Мария-Антуанетта впервые в жизни упала в обморок.
Контрасты Фавра
Леон-Максим Фавр стал одним из тех деятелей искусства, кто не смог пройти мимо трагической и жуткой истории смерти принцессы де Ламбаль. На его картине Мария-Тереза показана уже мёртвой. Собравшаяся вокруг чернь ещё не определилась, как стоит поступить с телом принцессы. Здесь мы видим гневные взгляды, отвратительные лица людей, готовых на самые низкие поступки ради удовлетворения жажды крови.
Поразительно, как точно Фавр использует контрасты, словно бы подчёркивая собственное отношение к изображённой трагедии. Взгляните: толпа здесь кажется неким единым тёмным «организмом». Люди выписаны в мрачных серо-коричневых тонах, они в грязной одежде, некоторые кажутся чумазыми голодранцами. В отличие от них, принцесса, обнажённой лежащая на земле, кажется неким сияющим белоснежным ангелом. Её светлая кожа представляет контраст с тёмными лицами людей, желающих продолжения отвратительного осквернения тела убитой.
Красноречиво, но без натурализма
Картина «Смерть принцессы де Ламбаль» ясно показывает, что живописец выступает против неконтролируемой жестокости и беззакония. Он не понимает смысла убийства ради убийства. Мария-Тереза не была причастна к заговорам, она не участвовала в организации неудачного побега короля и королевы. Но ей никто не захотел верить. Революционеры, вынесшие приговор женщине, прекрасно понимали, что последует за словами об «освобождении».
На своей картине Фавр намеренно не стал показывать кровопролитие и ужасы, которые происходили на самом деле. К счастью, здесь нет натурализма, и тело принцессы совсем не похоже на те окровавленные останки, которые носили бунтовщики по городу. Но это не умаляет впечатления от произведения. Напротив, он доходчиво объясняет нам, насколько чудовищными порой могут быть поступки людей.
Уже в 1795 году, спустя три года после расправы над принцессой де Ламбаль и другими несчастными, оказавшимися на пути у разъярённой толпы, началось расследование. Ходили самые невероятные предположения, причём больше всего людей волновала кончина Марии-Терезы. Говорили, что она принадлежала к масонам и, узнав среди революционеров своих собратьев-«каменщиков», решила выдать их тайну. Из-за этого её якобы сделали жертвой ритуального убийства. Но всё это походит на истории из области фантастики. Как очень верно показано на картине Леона-Максима Фавра, смерть принцессы де Ламбаль стала следствием возбуждения самых низменных инстинктов толпы, опьянённой безнаказанностью и кровью своих жертв.