«Смерть Марата» – новый образ мученика на полотне Давида

Искусство

Великая французская революция оставила вечный след не только в истории человечества, но и в искусстве. Под её влиянием было создано знаменитое и крайне эмоциональное творение, принадлежащее кисти Жака Луи Давида «Смерть Марата». Это произведение прочно вошло в массовую культуру, став популярным объектом подражания.

Однако на полотне не просто изображён умерший человек. Марат был другом художника, а потому создание картины стало особенно мучительным для Давида. Знакомство с картиной было бы неполным без исторической справки и изучения особенностей биографии самого Марата. Именно это я и предлагаю сделать. Кем же был главный герой полотна? Где на картине присутствует художественный вымысел? И какие её элементы являются особенно «красноречивыми»?

История Марата

Как гласит история, Жан-Поль Марат, изображённый на гениальном полотне Давида, был известным радикальным журналистом и одним из лидеров якобинского движения. У него был весьма специфический кожный недуг. Болезнь, поразившая Марата, причиняла ему немало мучений.

Со временем она стала прогрессировать, из-за чего мужчина практически не мог выходить из дома, а каждое движение причиняло ему боль. Чтобы облегчить своё состояние, Марат принимал ванны с овсяным отваром, прописанные лекарем.

Недруги Марата были осведомлены, где большую часть времени находится их главный противник. Конечно, они не преминули воспользоваться болезненным состоянием Марата. В его жилище проникла Шарлотта Корде, сторонница жирондистской партии. Именно она заколола мужчину ножом. В дальнейшем якобинцы расплатились за смерть соратника, приговорив Шарлотту к казни на гильотине.

Жак Луи Давид «Автопортрет», 1794 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид «Автопортрет», 1794 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Вымысел и правда на картине

Именно эти исторические события и послужили основой для написания картины «Смерть Марата» Жака Луи Давида. Сразу хочу отметить, что полотно открывает нам массу интересных деталей. Обратите внимание на надпись на деревянной тумбе. «Марату. Давид», – именно так она переводится на русский язык. Уже сами эти слова являются выражением почтения и скорби известного живописца по отношению к журналисту-якобинцу.

В руке убитого Марата видна записка. На первый взгляд может показаться, что благодаря этому посланию его убийца проникла в квартиру, но это не так. Записка у Марата оказалась уже позднее – но этим элементом Давид добавил драматизма полотну.

“13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту”.
Жак Луи Давид «Смерть Марата», 1793 год Местонахождение: Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Жак Луи Давид «Смерть Марата», 1793 год
Местонахождение: Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Именно эти слова были указаны в том роковом послании. Стоит сказать: сама поза и перо в руке Марата говорят о том, что он не ожидал нападения врага. Без сомнения, он спокойно принимал ванну, когда встретил свою смерть.

Кстати, ряд историков и вовсе утверждает, что погиб журналист вовсе не во время водных процедур. Но такая подача Давида оказывает крайне сильное воздействие на публику. Кроме того, Марат сразу же становится узнаваемой персоной – многие французы того времени знали, что из-за кожной болезни он вынужден принимать ванны.

Добавляя вымышленные художественные элементы (считается, что даже эпизод с запиской мог «изобрести» Жак Луи Давид), живописец превращает сцену гибели Марата в особенную сакральную сцену. Посмотрите на позу погибшего от руки убийцы мужчины.

Его рана, положение руки и головы напоминают распятого Христа. Некоторые искусствоведы сравнивают эту работу Давида с «Положением во гроб» Караваджо. От себя хочу заметить, что действительно некое сходство есть. И, как мне кажется, художник умышленно допустил его, словно намекая на образ мученика, который подходил и Марату.

Картина, на которой изображена убийца Марата Тони Роберт-Флери «Шарлотта Корде в 1793 году» Местонахождение: Музей Бонна-Хеллеу, Байонна, Франция
Картина, на которой изображена убийца Марата
Тони Роберт-Флери «Шарлотта Корде в 1793 году»
Местонахождение: Музей Бонна-Хеллеу, Байонна, Франция

Популярность картины

Творение «Смерть Давида», написанное в 1793 году, Давид поднёс Национальному Конвенту. В своей речи к присутствующим живописец сказал:

“Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… Я услышал голос народа, я повиновался ему. — Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетённый солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мёртв!”

Как я уже сказала, в народе картина приобрела необыкновенную популярность. Из года в год стали появляться различные копии и пародии этой работы Давида. Каждый художник старался раскрыть своё видение ситуации, по-своему отобразить образ Марата.

Некоторые искусствоведы сравнивают «Смерть Марата» Давида с «Положением во гроб» Микеланджело Караваджо
Некоторые искусствоведы сравнивают «Смерть Марата» Давида с «Положением во гроб» Микеланджело Караваджо

Французский поэт Шарль Бодлер высоко оценил творение. Он заметил, что в этой картине есть нечто крайне щемящее и эмоциональное. С помощью кистей и красок Давид сумел передать истинную трагедию человека и тех, для кого он был дорог. Бодлер отметил весьма необычный аспект:

“В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа”.

«Смерть Марата» действительно производит гнетущее впечатление, но именно в этом воздействии заключается главное преимущество картины. Она заставляет нас сопереживать и чувствовать боль, которую художник увековечил в своём творении.

Гравюра Пьера Александра Тардьё с рисунка Анатоля Девожа уничтоженной картины Давида «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо», 1793 год
Гравюра Пьера Александра Тардьё с рисунка Анатоля Девожа уничтоженной картины Давида «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо», 1793 год

Далеко не все знают, что к картине «Смерть Марата» Давид написал парную работу – «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо». Лепелетье называли «мучеником революции». Именно ему принадлежал последний, решающий голос в поддержку смертного приговора королю Людовику XVI. В день казни монарха дворянин был убит офицером королевской гвардии. Появление второй тематической картины подчёркивает популярность работы «Смерть Марата».

На обложке: Фрагмент картины Жака Луи Давида «Смерть Марата», 1793 год. Местонахождение: Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий