К абстракционизму можно относиться по-разному. Есть люди, считающие это направление «художественным недоразумением», но немало и тех, кто находит в нём особенные формы и образы, которые не под силу передать предметной живописи. Словом, здесь найти общий язык между представителями разных направлений непросто. Однако живописец Василий Кандинский попробовал это осуществить.
Он вошёл в историю искусства как талантливый импрессионист и основоположник беспредметной живописи. Поразительно, но его творческая карьера состоялась в достаточно позднем возрасте – на четвёртом десятке лет. Однако это не помешало Кандинскому воплотить свои смелые идеи в жизнь. Он стал одним из тех дерзких смельчаков, которые бросили вызов обыденности живописи и академизму. Василий Кандинский заложил основы русского авангарда и позволил ценителям искусства иначе взглянуть на полотна. Но как сложилась его жизнь? Не оказались ли роковыми для Кандинского его творческие эксперименты? От чего страдал художник, и как это помогало ему в творчестве?
Творческая семья
Кандинский появился на свет в 1866 году в Москве. Родители Василия были весьма состоятельными людьми. Они много путешествовали по России. Уже тогда, в раннем возрасте, маленького Васю ждало немало ярких впечатлений. Благодаря родителям он увидел красивейшие места в городах и сёлах своей родины.
Спустя некоторое время, когда мальчику исполнилось пять лет, семейство перебралось в Одессу. Там отец Василия возглавил чайную фабрику. Здесь же юный Кандинский создал свои первые рисунки. Поступив в гимназию, он изучал музыку и рисование в качестве факультатива. Уже тогда мальчик с удовольствием смешивал цвета, экспериментировал с тонами и оттенками.
Вся семья Кандинских была творческой, в их жизни всегда находилось место искусству. По всей видимости, интерес к рисованию Вася унаследовал от своей тётушки. Та не только сама любила писать картины, но в дальнейшем помогала племяннику дорабатывать его полотна. Как вспоминал Василий Сильвестрович, сам он уже с раннего возраста не мыслил своей жизни без творчества:
«Ясно помню, как мил мне был самый материал, какими привлекательными, красивыми и живыми казались мне краски, кисти, карандаши… Многие уроки, вынесенные мною из сделанных ошибок, живы во мне и нынче».

Вполне способный юрист
Несмотря на увлечение рисованием, которое было заметно всем родственникам, родители Кандинского всё же считали, что сын должен получить более «серьёзную» профессию, нежели стать художником. По их настоянию он поступил на юридический факультет Московского университета. Учёба здесь мало привлекала Василия, но ничего нельзя было поделать – против родительской воли он не хотел идти.
Впрочем, спустя некоторое время сообразительный и очень способный Василий уже считался одним из лучших студентов. У него не возникало сложностей с изучением предметов, несмотря на то, что многие дисциплины были ему совершенно неинтересны. Не исключено, что Василий Васильевич стал бы толковым юристом, и мир никогда не узнал бы о нём как о художнике.
Но сделать первые шаги в творчестве ему помогла неприятность. Он отправил заявку на должность профессора в Дерптский университет, но получил отказ. Вот тогда-то, размышляя о жизни, Кандинский решил вдруг, что ему стоит попытать счастья на ином, не юридическом поприще.

Путешествие
Рисование увлекало его едва ли не с рождения. Уже в юные годы он смело смешивал краски, постоянно экспериментируя с созданными оттенками и стараясь найти наиболее подходящий вариант для своих первых творений.
Ещё в 1889 году он прервал учёбу, чтобы отправиться в экспедицию в Вологодскую губернию. Здесь Василий увидел множество старинных игрушек, предметов быта, домашней утвари. Особенно Кандинского интересовала роспись на всём этом. Несомненно, уже тогда он, будучи студентом-юристом, понимал, что должен идти по иному, творческому пути. Многие из увиденных работ, чудесные произведения народных мастеров будут вдохновлять его и в последующие годы.

Под впечатлением от Моне
Не меньше на решение Кандинского связать свою жизнь с живописью повлияла и выставка, которая состоялась в Москве в 1896 году. Здесь были представлены работы иностранных художников, преимущественно французских мастеров. Увидев полотно Клода Моне «Стог сена», Кандинский был потрясён. Спустя много лет он вспоминал об этом моменте своей жизни:
«Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей».
А в скором времени Василий Сильвестрович, которому в ту пору уже было тридцать лет, услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Тонкий ценитель музыки, человек с чувствительной душой, он долго находился под впечатлением. Несомненно, именно Моне и Вагнер открыли Кандинскому путь в искусство. Теперь, проникнувшись красотой их произведений, он решительно делал первые шаги в живописи.

Клод Моне «Стог сена», 1891 год
Местонахождение: Частная коллекция
Во власти живописи
Теперь у Кандинского начинался совершенно новый жизненный этап. Он отправился в Мюнхен. Некоторое время он обучался живописи у художника Антона Ажбе, а затем стал учиться в Мюнхенской академии художеств. Раскрывая для себя поразительный мир творчества, Кандинский видел особенное предназначение живописи:
«Живописная прелесть должна с особою силой привлекать зрителя, но одновременно она призвана скрывать глубоко запрятанное содержание».
Создавая первые «осмысленные» произведения, Василий Сильвестрович чувствовал, что остаётся недоволен результатом. Ему казалось, что ни в одно из ранних работ нет творческой индивидуальности, а все они появились исключительно как подражание великим мастерам. Не меньшее влияние, чем Моне, на живопись Кандинского оказали и полотна Рембрандта. Увидев их во время учёбы, он был впечатлён сочетанием некоторых тонов и оттенков:
«Слияние этих тонов… открыло передо мной совершенно новые возможности, сверхчеловеческую силу краски самой по себе».
Тем не менее что-то «своё» отыскать было не так просто. Переживая кризис индивидуального стиля, Василий старался экспериментировать, отыскивая нечто по-настоящему «его», отличающееся от того, что было прежде. Во многом достижению заветной цели помогло народное творчество, которое, как говорил художник, научило его «жить в картине».

Антон Ажбе, «Автопортрет», 1886 год
Местонахождение: Частная коллекция
Болезнь, которая помогает
Вы, несомненно, уже заметили, насколько трепетно Кандинский относился к палитре, которую видел на картинах. И это неслучайно. Он был не просто талантливым живописцем. На протяжении своей жизни он страдал (хотя более подошло бы слово «наслаждался») от редкой болезни. Называется она синестезией. Как отмечают медики, при этом заболевании изменяется восприятие, и при раздражении одного органа чувств проявляется реакция иного органа. В случае с Кандинским – он мог видеть музыку или слышать цвета.
Как вы понимаете, неудивительно, что с таким расстройством восприятия он получал необыкновенно сильные впечатления и при прослушивании оркестра на концертах, и при знакомстве с мировыми шедеврами живописи. Кстати, историки заметили, что синестезия поражает всегда исключительно творческих людей. Быть может, именно эта болезнь «одаривает» человека необыкновенными способностями, особенным видением прекрасного.
Сам Кандинский долгое время не подозревал о наличии у него такого заболевания. Как он признавался, впервые необычные ощущения проявились у него на опере Вагнера «Лоэнгрин» в Москве. В какой-то момент он осознал, что музыка «рисует» в его воображении линии, пятна, создаёт полутона. Он видел её совершенно иначе – не так, как большинство людей:
«Скрипки, басы и прежде всего духовые инструменты воплощали в моем восприятии всю силу предвечернего часа, мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».

Местонахождение: Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Сторонник абстракции
В немалой степени на мировосприятие Кандинского повлияла и появившаяся в начале прошлого века теория о расщеплении атома. С одной стороны, разговоры об этом раскрывали новый взгляд на, казалось бы, обыденные вещи. С другой же, показывали, насколько бренным является наш мир. Такие темы были близки художнику, который старался всегда идти в ногу со временем.
Начав своё творчество с импрессионизма и постимпрессионизма, Кандинский постепенно пришёл к новому для себя направлению – абстракционизму. Отвергнув предметную живопись, он наконец отыскал то самое «своё», о чём давно мечтал. Ему приходилось много работать, однако напряжённый труд не угнетал мастера. Он стремился сделать нечто особенное и ради этого жертвовал и отдыхом, и сном:
«В ту пору я работал особенно много, часто до глубокой ночи, пока не овладевала мною усталость до физической тошноты».

Яркость – во всём!
Василий Сильвестрович стремился работать с яркими цветами. Ему нравились «кричащие» оттенки. Это привело к возникновению разногласий с преподавателями в Мюнхенской академии, после чего мастер решил оставить учебное заведение. Василий отправился в путешествие по Европе. Его спутницей в этом вояже стала художница Габриэла Мюнтер, с которой спустя время Кандинский станет жить в небольшом доме у подножья Альп.
Созданные в Баварии картины Василия Сильвестровича отличались насыщенными оттенками и явным влиянием постимпрессионизма. Картины «Ахтырка – Осень», «Река летом», «Осенний пейзаж с лодками» отражали трепетное отношение Кандинского к природе. Кстати, даже вдали от родины он нередко писал русские пейзажи. Россия всегда жила в его сердце.

Местонахождение: Художественный фонд Мерцбахера, Мартиньи, Швейцария
Особенная живопись
Удивительно, насколько резким переходом оказался отказ от конкретных форм в пользу линий и мазков, которые для живописца имели куда большее значение, нежели реалистические образы. Его первым произведением в абстракционизме стала картина «Без названия» («Первая абстрактная акварель»). Кандинскому нравилось создавать цветовой хаос, в котором он видел суть живописи.
Такие произведения, как считал автор, позволяли публике не ограничивать простора своей фантазии. В картинах, созданных из хаотических чёрных линий и цветных мазков, каждый видел нечто своё. Наверное, в более раннее время такие произведения вызвали бы негодование критиков и ценителей искусства. Однако тогда, в начале прошлого века, они особенно ценились. Авангард начинал уверенно охватывать мир искусства, которое стремилось к новым формам, идеям, воплощениям. Публика хотела увидеть нечто необыкновенное – и Кандинский давал ей это.

Местонахождение: Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
«Синий всадник»
В 1901 году Василий Кандинский создал собственное творческое объединение «Фаланга» в Мюнхене. Вскоре при нём появилась художественная школа, где все желающие могли попробовать свои силы в живописи. Однако главным объединением в жизни художника стала вовсе не «Фаланга». Особенную роль в его творческой деятельности сыграла творческая группа «Синий всадник». Она появилась в 1911 году, а инициаторами создания объединения выступили Кандинский и его друг Франц Марк. Как вспоминал живописец:
«Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само».
Участники «Синего всадника» интересовались средневековым искусством, среди них было немало представителей модных в Европе направлений – фовизма и кубизма. В скором времени после появления объединения состоялась первая персональная выставка Кандинского.
Также он опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве», где поделился собственным видением живописи. Кстати, здесь же автор рассказал о своём восприятии цветов. Например, красный цвет для него означал энергию и силу, зелёный – некое предчувствие, а вот серый художник называл «безнадежной неподвижностью». Он отмечал, что цвета в картине – это своего рода музыкальные инструменты в оркестре:
«Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Слева направо – Мария и Франц Марк, Бернхард Келер, Василий Кандинский (сидит), Генрих Кампендонк и Фома фон Гартман
Возвращение в Москву
Когда началась Первая мировая война, русский живописец не мог оставаться в Германии. Он снова вернулся в Россию. Здесь, в родной Москве, он встретил свою будущую супругу Нину Андреевскую. Брак с нею принёс живописцу немало счастливых мгновений, однако в Москве многое его угнетало. Вероятно, военная обстановка и напряжённость из-за происходящих на фронте событий отвлекали его от творчества.
В это время на свет появляются произведения, на которых заметно влияние популярного тогда конструктивизма. Одной из таких картин стала «Москва. Красная площадь». В ней заметно тяготение мастера к геометрическим формам и новым решениям. Такие веяния были распространены среди московских авангардистов, и Кандинский старался соответствовать новым тенденциям. Ему это успешно удавалось.
Революция многое переменила в России. В это время деятели искусства, по сути, разделились на два лагеря – тех, кто принимал новшества, и тех, кто не желал видеть разрушение старого порядка. Василий Сильвестрович не вмешивался в политические дела, но относился к переменам с особым подходом:
«Если революция принесёт России и её народу позитивные изменения, то она благо, и в этом случае я могу только приветствовать её».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Чуждый абстракционизм
В дальнейшем Кандинский стал руководить Московским институтом художественной культуры. Но здесь ему было сложно найти общий язык с коллегами. Сторонники конструктивизма обвиняли в иррациональности пожилого мастера, считая его принципы устаревшими и неинтересными публике. Всё чаще в адрес Василия Сильвестровича звучала суровая критика. Интеллигенция называла его работы «изуродованным спиритизмом», не принимая абстракционизма, который был так близок живописцу.
Многие люди не понимали творчества Василия Кандинского, но сам художник не видел в этом ничего плохого. Он заявлял, что понимание искусства – нечто страшное и неправильное. А творчество сама по себе является чем-то живым, меняющимся и порой даже неуловимым, а значит, недоступным для понимания:
«Нет большего зла, чем понимание искусства. Два вековечных и вечно юных закона сопутствуют всем движениям духовного мира: боязнь нового, ненависть к еще не пережитому и стремительная склонность привесить к этому новому, к еще не пережитому, убивающий жизнь этикет».

Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия
В Европе
Вернувшись в Германию, Кандинский, которого так и не смогли принять и понять на родине, возобновил преподавательскую деятельность. Его даже пригласили в одну из самых престижных школ живописи, дизайна и архитектуры Баухаус.
Это был закат творчества и жизни мастера. В ту пору он создал два знаменитых своих полотна – «Композиция VIII» и «Жёлтое-красное-синее». Период деятельности в Германии оказался очень плодотворным. Кроме того, Кандинский устраивал выставки в Соединённых Штатах. Только представьте: с 1926 по 1933 годы живописец создал более 300 работ!
Когда к власти в Германии пришли нацисты, художник переехал в Париж. В это время его работы стали приобретать прежнюю яркость. И если не так давно на картинах преобладала холодная и даже несколько сдержанная палитра, то теперь Кандинский старался показать собственный мир красок во всей его яркости и пестроте. Подтверждают это работы «Пёстрый ансамбль» и «Сложное-простое».
Василий Сильвестрович так и не дожил до окончания Второй мировой войны. Он умер в 1944 году в пригороде французской столицы. Последние его дни едва ли были наполнены радостью. Он чувствовал непонимание окружающих, парижская публика не признавала идей абстракциониста, а сам он уже не имел сил донести до неё свои замыслы.

Местонахождение: Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Участь картин
Часть картин, которые Кандинский не успел вывезти из Германии, были уничтожены. Какие-то работы оказалась на выставке «дегенеративного искусства», устроенной немецкими нацистами.
Уже после смерти художника, с 1946 по 1961 годы, по инициативе его супруги талантливым живописцам вручалась премия Василия Кандинского. Традиция эта спустя время была возрождена в России. Премию эту, как правило, присуждали мастерам модерна и деятелям современного искусства.
В нашем столетии полотна, которые прежде называли примитивным творчеством, продавались и продаются за баснословные суммы. Так, к примеру, в 2017 году картина «Мурнау – пейзаж с зелёным домом» ушла с молотка за 26 миллионов долларов.

Местонахождение: Частная коллекция
Трагедия со вдовой Кандинского
Увы, этот посмертный успех Кандинского не смог спасти его супругу от трагической гибели. Похоронив мужа, Нина выпустила в память о нём книгу «Кандинский и я», где поделилась воспоминаниями о совместной жизни, о творчестве своего супруга. Многие полотна художника по распоряжению его вдовы были переданы в Центр Жоржа Помпиду.
Всё, казалось, понемногу наладилось, и жизнь продолжалась. Но в 1980 году Нина Кандинская была найдена мёртвой в своём доме. Как оказалось, она стала жертвой грабителей. При этом преступники взяли только драгоценности, не посягнув на картины мастера. Убийцу так и не удалось найти.

«В современной живописи точка иногда говорит больше, чем человеческая фигура. Вертикальная линия в сочетании с горизонтальной рождает не менее драматическое звучание. Столкновение круга с острым углом треугольника дает не меньший эффект, чем приближение пальца Бога к пальцу Адама на фреске Микеланджело».
Так говорил Василий Кандинский. До последних своих дней он оставался приверженцем абстракционизма, который многие не понимали и вовсе не хотели признавать искусством. Сегодня работами Кандинского можно восхищаться или же называть их бессмысленной мазнёй (это уж ваше дело), но нельзя не восхищаться стойкостью и твёрдостью убеждений этого человека, который умел слышать цвета и видеть музыку.