Служебный роман, о котором не догадывались зрители – отношения Веры Марецкой и Ростислава Плятта

Искусство

Вера Марецкая и Ростислав Плятт стояли у истоков основания Театра имени Моссовета. Вместе играли во многих постановках, на них шел зритель. А в кулуарах театра ходили упорные слухи – у актеров служебный роман.

Интеллигентный хулиган и жена худрука

Ростислав Плятт начинал свою театральную карьеру в Театре-студии Юрия Завадского. Там уже блистала Вера Марецкая. Талантливая молодая актриса, ученица Вахтангова, любимица и супруга худрука.

В театре-студии Марецкая не только исполняла роли в спектаклях, но и активно участвовала в творческом процессе. Помогала с постановкой различных пьес, работала над развитием персонажей и их интерпретацией на сцене.

Вера Петровна выделялась не только своим положением, но и характером. Она была непредсказуемой и парадоксальной, сочетала в себе абсолютно противоположные качества. Могла быть веселой, а через минуту совершенно серьезной, нередко проявляла стальную волю и даже жестокость, но при этом заражала других жизнерадостностью и оптимизмом.

Вера Петровна Марецкая блистала на сцене Театра-студии Юрия Завадского
Вера Петровна Марецкая блистала на сцене Театра-студии Юрия Завадского

Скромный и интеллигентный Ростислав Плятт был ей под стать. Он обладал острым умом, эстетическим вкусом, был хорошо образован и воспитан. Однако, в то же время, проявлял склонность к эксцентричным поступкам, неожиданным шуткам и необычным выходкам. Например, мог написать на лбу неприличное слово, прикрыться шляпой, а во время спектакля снять головной убор прямо перед партнером.

Эта необычная смесь интеллекта и неуправляемости придавала его образу неповторимый шарм и делала актера центром внимания. Естественно, что человек с такими качествами не мог быть не замечен Марецкой. Плятт мог любоваться актрисой часами. Красавица, игривая кошка и фурия, всегда разная… Ему казалось, что и Марецкая его отмечает, смотрит на него не так, как на других.

Неизвестно, когда между актерами завязался роман. Старожилы театра утверждали, что «искра» вспыхнула сразу. Но нет! Не могло быть никакого продолжения. Ростислав Плятт видел, как безумно влюблена Вера Петровна в мужа. Да и Плятт безгранично уважал Завадского, считая его своим учителем и наставником. Ведь именно Завадский пригласил молодого актера в свою студию.

После на Марецкую навалились семейные проблемы: в 30-е ее братья были арестованы, и актриса, занимавшаяся воспитанием сына, приютила у себя еще и племянника. Во время войны она была эвакуирована в Алма-Ату. Брак с Завадским к тому времени закончился. Режиссер увлекся балериной Галиной Улановой и оставил семью. Вера Марецкая снова вышла замуж и родила дочку. Но ее второй муж погиб на фронте.

Ростислав Плятт в это время работал на радио в Москве. Он тоже женился. Его супругой стала актриса Нина Бутова. Красивая рыжеволосая девушка со временем проявила характер – она была склонна к капризам и шумным выяснениям отношений. Детей у них не было.

Необычная смесь интеллекта и неуправляемости придавала Ростиславу Яновичу Плятту неповторимый шарм
Необычная смесь интеллекта и неуправляемости придавала Ростиславу Яновичу Плятту неповторимый шарм

Одна гримерка на двоих

После войны судьба снова свела Завадского, Плятта и Марецкую вместе. Завадский стал главным режиссером Театра имени Моссовета и пригласил в труппу своих лучших актеров. Марецкая и Плятт снова вдвоем выступали на сцене, записывали радиопередачи, участвовали в театральных капустниках. Столичный зритель шел на них, ведь в дуэте двух актеров было что-то такое искреннее и правдивое, что-то, чему безоговорочно верилось.

Публика и не догадывалась, что у актеров служебный роман. Зато об этом знал весь театр. Трудно было пройти мимо очевидного… Везде вместе, даже в гримерной, которую они делили на двоих. Жена Ростислава Плятта перешла работать в тот же театр. Однако муж не выбивал для нее роли, она осталась актрисой массовки. Более того, Плятт попытался уйти от Нины, но супруга грозила покончить с собой.

Для Веры Петровны Ростислав Плятт стал идеальным партнером, разделявшим ее страсть к искусству, любовь к импровизации и чувство юмора. Даже в тяжелые времена эвакуации, когда они находились в разных городах, Марецкую успокаивал спокойный родной голос Плятта, читавшего на радио антифашистскую публицистику. Вера Петровна говорила:

«Если читает Славик – становится легче дышать».

Для всех в театре Плятт на целых двадцать лет стал частью жизни Марецкой, хотя их взаимоотношения и развивались относительно незаметно для окружающих. Вернее, никто в театре не осмеливался, как бы сейчас сказали, «сливать» слухи журналистам. Настолько велик был масштаб и репутация обоих актеров.

Ростислав Плятт и Вера Марецкая в Театре имени Моссовета
Ростислав Плятт и Вера Марецкая в Театре имени Моссовета

Говорили, что после смерти Завадского в 1977 г. Плятт все-таки сделал Марецкой предложение. Но Вера Петровна отказала. Она уже была сильно больна, практически не выходила из больницы. В следующем году умерла супруга актера Нина Бутова, а через несколько месяцев и сама Вера Марецкая. На похоронах Ростислав Плятт тихо скажет:

«Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая!».

На обложке: Вера Петровна Марецкая и Ростислав Янович Плятт в фильме «Лёгкая жизнь», 1964 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий