Слишком заурядна – почему Карл Брюллов отказался писать портрет жены Пушкина?

Искусство

Акварельный портрет молодой Натальи Гончаровой кисти Александра Брюллова во многом является уникальным. Во-первых, это самый известный портрет супруги Пушкина и, как считается, самый реалистичный.

Во-вторых, это единственное изображение Натальи Николаевны анфас. Но главное – портрет известен еще тем, что его в свое время отказался писать гениальный Карл Брюллов.

Два гения

Пушкин и Брюллов познакомились лично практически перед самой гибелью поэта – художник до 1835 г. жил в Италии. Однако заочно два гения были знакомы и восхищались работами друг друга. Пушкина особенно поразило полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Он посвятил картине стихотворение «Везувий зев открыл…».

Когда поэт и художник наконец-то смогли встретиться, то между ними сразу завязались дружеские отношения. Брюллов не раз писал в дневниках, что провел вечер в доме Пушкиных. Поэт познакомил друга со всей своей семьей.

Естественно, у Пушкина не могло не возникнуть желания заказать «Великому Карлу» портрет. Только не свой, а Натальи Николаевны. Об этом он поспешил написать жене:

«Я уже посетил Брюллова, он мне очень понравился. У него я видел несколько начатых рисунков и подумал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…».
Илья Ефимович Репин «Пушкин выпрашивает рисунок у Карла Брюллова», 1918 год Местонахождение: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
Илья Ефимович Репин «Пушкин выпрашивает рисунок у Карла Брюллова», 1918 год
Местонахождение: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия

Единственный недостаток Пушкина – его супруга

Но Пушкин, видимо, плохо знал характер художника. Карл Брюллов славился своим своенравием. Он много лет работал в Италии и был признанным мастером в Европе, а потому прекрасно знал себе цену. Чтобы Брюллов захотел писать чей-то портрет, одного лишь гонорара было мало. Натура должна была понравиться художнику.

Например, имея натянутые отношения с Николаем I, Брюллов не хотел писать портрет императора. А когда работа была все же заказана, он снова отказался по причине того, что император не явился ему позировать.

Пушкин и подумать не мог, что его прелестную Наталью, чуть ли не первую красавицу Петербурга, «мадонну», как он сам ее называл, Брюллов «забракует». Наталья Николаевна не произвела на художника абсолютно никакого положительного впечатления.

Брюллов всегда с восторгом отзывался о беседах с поэтом. Но когда Пушкин однажды показывал свои детей, художник с раздражением спросил: «Зачем ты вообще женился?». Брюллов не стеснялся говорить, что единственным недостатком Пушкина является его супруга.

Александр Павлович Брюллов «Портрет Натальи Николаевны Пушкиной», между 1831 и 1832 годами Местонахождение: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
Александр Павлович Брюллов «Портрет Натальи Николаевны Пушкиной», между 1831 и 1832 годами
Местонахождение: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия

Художник наотрез отказался писать портрет Натальи Николаевны. Причиной тому было косоглазие женщины. Кроме того, по мнению художника, у нее была заурядная и неинтересная внешность, невыразительное лицо, близко посаженные глаза.

Весьма странное мнение, ведь несколькими годами раннее брат художника Александр Брюллов написал тот самый изумительный акварельный портрет. Автору удалось передать природную красоту Натальи Николаевны и обыграть ее косоглазие, превратив его в легкий кокетливый взгляд. Но, как говорится, художник так видит.

Отказавшись писать портрет хозяйки дома, Карл Брюллов, впрочем, загорелся желанием запечатлеть самого Пушкина. Известно, что за несколько дней до роковой дуэли Пушкин и Жуковский посетили мастерскую художника в Петербурге.

Об этой встрече известно достаточно много. Так, один из учеников Брюллова рассказывал, что в тот день художник показал друзьям комичный акварельный рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Пушкину он так понравился, что поэт даже встал на колени перед Брюлловым, умоляя подарить сие творение.

Карл Павлович Брюллов «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», 1837 год Местонахождение неизвестно
Карл Павлович Брюллов «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», 1837 год
Местонахождение неизвестно

Также известно, что Пушкин согласился позировать Брюллову. Первый сеанс портретирования был назначен через несколько дней. Но поэт трагически погиб на дуэли.

На обложке: Фрагмент картины «Пушкин, Жуковский и Брюллов» / © pirogov227 / neizvestniy-geniy.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий