«Синопский бой» – как Айвазовский писал сражение «с натуры»?

Искусство

В творчестве знаменитого русского живописца Ивана Айвазовского картины, изображающие морские баталии, занимают особое место. Выдающийся маринист создал целую серию работ, посвящённых известным сражениям – в неё входит и «Синопский бой». 

Маринист был художником морского штаба, а потому мог создавать полотна непосредственно после наблюдения за сражением. Картина, посвящённая Синопскому бою, была именно такой. Её Иван Константинович написал через несколько недель после самого противостояния. Что же это было за сражение? Как изобразил его Айвазовский? И почему так интересно сравнивать его «Синопский бой» с аналогичными работами других живописцев?

Синопское сражение

Синопский бой вошёл в историю как один из самых ярких триумфов российского флота. Сражение состоялось 18 (30) ноября 1853 года. В ходе битвы был полностью разгромлен турецкий флот. 

Столкновение сил двух могущественных держав, Османской и Российской империй, произошло у побережья Чёрного моря. Командующим русским флотом был вице-адмирал Павел Нахимов. Превосходно рассчитанная атака, детально спланированные действия помогли одержать победу над турками в кратчайшие сроки. Турецкая эскадра потерпела крах через несколько часов после начала боя.

Иван Константинович Айвазовский «Автопортрет», 1874 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Константинович Айвазовский «Автопортрет», 1874 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

История создания картины

Конечно, Иван Айвазовский, художник, который был действительно влюблён в море, не мог пройти мимо такого события. Тем более, он и сам наблюдал за ходом сражения. Свою картину «Синопский бой» он написал в конце 1853 года. Работу над полотном живописец начал непосредственно после сражения. Это творение заняло особое место в наработках мастера. 

Именно «Синопский бой» стал первой картиной, которая иллюстрировала не только историческое событие, но и была отображением событий, виденных автором лично. Прежде столь масштабных полотен на батальную тематику у Айвазовского не было.

Работа над полотном продолжалась два месяца. Айвазовский, который и прежде был известен своей способностью в кратчайшие сроки создавать настоящие шедевры, на этот раз получил особое задание. Командование морского флота поручило художнику завершить полотно за два месяца. Впрочем, как мне кажется, затруднений у Ивана Константиновича это не вызвало. По самой картине видно, что писалась она вдохновенно, а автор максимально воплотил свои впечатления от виденной битвы.

Иван Константинович Айвазовский «Синопский бой», 1853 год Местонахождение: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Константинович Айвазовский «Синопский бой», 1853 год
Местонахождение: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург, Россия

Особенности картины

«Синопский бой» Айвазовского демонстрирует нам не завершающий этап, а самое начало знаменитого сражения. Неслучайно автор использует светлые тона – он показывает нам утренний свет. Вот только небо наполовину затянуто дождевыми тучами. Это – символ приближающегося ненастья. И здесь, как часто бывает в классических живописных произведениях, художник стремится показать нам единство природы и исторических событий. Один только взгляд на небо и море позволяет нам понять – через несколько часов здесь развернётся крупное противостояние, жестокий бой. Однако сияние утреннего света показывает: всё завершится победой русского флота. 

Весьма красноречиво и расположение кораблей. Сразу можно увидеть, где расположена турецкая эскадра – у этих кораблей видны красные флаги. А вот русский флот отличается бело-синими флагами. При этом на переднем плане мы видим один из кораблей Османской империи. Заметно, что он испускает клубы дыма, а значит, совсем скоро пойдёт на дно. Теперь становится ясно, что русские уже стали наносить удары по эскадре противника, несмотря на то, что до решающей фазы противостояния ещё далеко.

Если оценить цветовую палитру картины в целом, то преобладающими оттенками будут холодные. Кроме того, на этой картине Айвазовский несколько отступил от привычных своих канонов. Он выделил для моря совсем незначительную часть полотна. И если на большинстве других работ оно играет ключевую роль, то в «Синопском бое» это первенство отдано небу. Оно красноречивее прочих символов говорит о том, что турки будут повержены. Грозовые тучи словно предупреждают их о грядущей беде.

Один из кораблей Османской империи испускает клубы дыма, а значит, совсем скоро пойдёт на дно
Один из кораблей Османской империи испускает клубы дыма, а значит, совсем скоро пойдёт на дно

«Синопский бой» других мастеров

Я неслучайно отметила, что «Синопский бой» особенно интересно рассматривать в сравнении с работами других художников. На картине «Синопское сражение» А.П.Боголюбова можно отметить некую статичность кораблей. А вот в «Возвращении русской эскадры в Севастополь после Синопского боя» Н.П.Красовского есть некий элемент недосказанности. Конечно, это исключительно индивидуальное мнение, однако, мне кажется, что именно Айвазовский сумел в полной мере передать динамику и драматизм сражения, которое разворачивалось на его глазах. 

Иван Константинович не напрасно пробыл несколько недель в своей мастерской, живя как затворник и создавая поразительное творение. Его картину, посвящённую Синопскому сражению, оценили как император, так и Павел Нахимов. Многие моряки, ставшие участниками этого боя, отмечали, что картина Айвазовского в полной мере передаёт изображённые на ней события. Казалось, будто снова переносишься в тот страшный, но великий для России день.

Николай Павлович Красовский «Возвращение в Севастополь эскадры Черноморского флота после Синопского боя», 1863 год Местонахождение: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Павлович Красовский «Возвращение в Севастополь эскадры Черноморского флота после Синопского боя», 1863 год
Местонахождение: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург, Россия

Иван Айвазовский создал несколько картин, посвящённых Синопскому бою. Все они были высоко оценены современниками. И сегодня искусствоведы считают, что эти полотна – одни из лучших в творчестве живописца. Они в полной мере демонстрируют и правдивость изображённых событий, и высочайшее мастерство автора. «Синопский бой» Айвазовского действительно позволяет перенестись в прошлое и увидеть те далёкие события благодаря кисти и краскам художника.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий