Шелковое белье и люстра «Победы» – как Бондарчук снимал первый бал Наташи Ростовой в фильме «Война и мир»?

Искусство

Экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир», снятая Сергеем Бондарчуком, давно считается шедевром мирового кинематографа.

Одной из самых знаковых сцен в картине, без сомнения, является изображение первого бала Наташи Ростовой. Тщательное внимание к деталям и новаторские методы кинопроизводства, использованные Бондарчуком для воплощения этого эпизода, демонстрируют его беспрецедентное режиссерское мастерство.

Зал екатерининского вельможи

В романе Толстой мало что рассказывает о доме, в котором проходил первый бал Наташи Ростовой. Читатель лишь узнает весьма условный адрес – Английская набережная, дом, принадлежавший «екатерининскому вельможе». Бондарчук планировал снимать эпизод в Таврическом дворце, но не смог договориться о съемках. Тогда было решено воссоздать бальный зал в павильонах «Мосфильма».

Однако в самом начале строительства возникли технические сложности. Требовалось мощное освещение, для чего на площадку доставили 60 тонн осветительной аппаратуры. Но этот вес превышал нагрузку, которые могли выдержать декорации. По этому вопросу на киностудии даже собрали специальное совещание. Решили отказаться от зеркал в простенках, а также установить дополнительные лебедки и подвески для приборов верхнего света.

Хотя Бондарчук не смог найти настоящий бальный зал (кроме Таврического дворца были и другие варианты, но в них не получалось разместить огромную киношную братию с актерами, гримерами и техникой), к его услугам были экспонаты десятков отечественных музеев. Поэтому в кадре появились подлинная мебель и аксессуары эпохи. Роскошные люстры для сцены бала, к примеру, и вовсе позаимствовали из московского кинотеатра «Победа».

Роскошные люстры для сцены бала позаимствовали из московского кинотеатра «Победа» Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год
Роскошные люстры для сцены бала позаимствовали из московского кинотеатра «Победа»
Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год

Историческая достоверность

Чтобы воссоздать атмосферу России начала XIX в. и роскошь дворянского бала, Бондарчук не пожалел средств. Костюмеры и декораторы тщательно исследовали тот период, чтобы каждая деталь, от роскошных платьев до замысловатых украшений бального зала, была исторически достоверной.

Несмотря на то, что фильм Бондарчука стал самым дорогим в истории советского кинематографа, было нелегко полностью воссоздать исторический костюм. Однако режиссер преодолевал любые трудности. Так, он отправил художников-постановщиков Михаила Богданова и Геннадия Мясникова в архив изучать карандашные рисунки и акварели времен Льва Толстого.

Один из костюмов, созданных для фильма Местонахождение: Музей Мосфильма, Москва, Россия
Один из костюмов, созданных для фильма
Местонахождение: Музей Мосфильма, Москва, Россия

Для съемок было пошито почти 500 комплектов мужских фрачных сюртуков и женских платьев. У золотошвеек в Торжке заказали несколько костюмов с ручной вышивкой. Если не получалось достать дорогие ткани в Москве, их заказывали в Европе.

Бондарчук привлекал к съемкам не просто консультантов, а потомков настоящих аристократических семей. Так, например, консультантом по этикету стала Анна Тимирева, возлюбленная адмирала Колчака. Анна Васильевна также снялась и в сцене бала. Она вспоминала:

«Мы договорились с «Мосфильмом»: когда в кадре нужны «благородные старухи», они звонили мне, и я мчалась на трамвае на съемочную площадку».

Появлялись на студии даже бывшие дворецкие и камергеры императорской семьи. Однажды Бондарчук пригласил одного такого консультанта, старого дедушку, отсмотреть репетицию бала. Дедушка недовольно покачал головой и посоветовал актерам надеть шелковое белье. Тут же в костюмерной студии было сшито белье из чистого хлопка. Актеры начали танцевать в обновке, а дедушка-консультант довольно произнес: «Видите, как они теперь двигаются – небо и земля!».

Но если с дизайном костюмов более-менее справились, то уложить дамам прически XIX в. никак не могли. Бондарчук лично привлек в качестве консультантов всех художников по прическам в театрах и кино, но нужного специалиста найти не удалось. В итоге пришлось пригласить мастеров из Франции.

Анна Тимирёва в образе благородной старухи Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год
Анна Тимирёва в образе благородной старухи
Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год

Акцент на динамике

Бондарчук, известный своим новаторским подходом к кинематографу, использовал сочетание широкоугольных кадров и непрерывных сцен, чтобы погрузить зрителей в величие бального зала. Камера будто скользит по танцующим парам, создавая динамичное и захватывающее зрелище, передающее энергию и волнение грандиозного события. Этот прием ознаменовал отход от традиционных методов кинопроизводства, сделав «Войну и мир» настоящим визуальным шедевром.

Операторы надели ролики и стали кататься по залу, снимая длинные, непрерывные кадры, которые позволили зрителям стать свидетелями сложной хореографии танца и тонких взаимодействий между персонажами. Таким образом Бондарчук умело соединил визуальное великолепие с эмоциональной глубиной повествования.

После «Войны и мира» этот операторский прием стали перенимать и в других фильмах. Например, год спустя его использовали на съемках другого бала – экранизации еще одного романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Режиссёр Сергей Бондарчук умело соединил визуальное великолепие с эмоциональной глубиной повествования Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год
Режиссёр Сергей Бондарчук умело соединил визуальное великолепие с эмоциональной глубиной повествования
Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год

Съемки Бондарчуком первого бала Наташи Ростовой в «Войне и мире» являются несомненным свидетельством его режиссерской гениальности. Благодаря тщательному вниманию к историческим деталям и новаторским приемам, Бондарчук поднял этот знаменитый эпизод на необыкновенную высоту. «Война и мир» – легендарный фильм, а сцена бала – его, пожалуй, лучший эпизод.

На обложке: Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий