Шекспировские страсти – как Александр Блок решил стать артистом императорских театров

Искусство

Впервые Блок посетил театр в 12 лет. Это был обычный для того времени театральный утренник в Александрийском театре. Вероятно, постановка пьесы Льва Толстого «Плоды просвещения», которую смотрел будущий поэт, была весьма средненьким спектаклем.

Однако детская фантазия сделала свое дело: игра драматических актеров произвела на него такое огромное впечатление, что Блок непременно захотел стать театральным актером.

Мечты о театре

С тех пор, заполняя различные анкеты, в графе «любимые занятия» он неизменно писал – театр. Себя он видел артистом императорских театров и даже хотел «умереть на сцене от разрыва сердца».

В родительском имении Шахматово Блок вместе с кузеном Кублицким решает ставить спектакли. Так как актеров сначала было только двое, то первой пьесой в репертуаре стал «Спор древнегреческих философов об изящном» Кузьмы Пруткова. Местом для сцены выбрали лужайку у старой березы, к которой было удобно прислонить декорацию. Потом родственники прозвали детище двух кузенов «театром шахматовской березы».

К слову, Блок лично рисовал декорации, а первым костюмом стали белые простыни и дубовые веники. Так актеры преобразились в древнегреческих философов. Позже Блок всерьез увлекся Шекспиром, любил его декламировать и, конечно, не мог не поставить пьесы великого драматурга на своей сцене. Постепенно в блоковские спектакли стали включаться его родные и знакомые из соседних имений.

Александр Александрович Блок, 1907 год / © Д.Здобнов
Александр Александрович Блок, 1907 год / © Д.Здобнов

Знакомство с будущей женой

Театральные постановки свели Блока с Любовью Менделеевой, его будущей супругой. Молодые люди были соседями по имению, однако сошлись именно на любви к театру. Оба мечтали стать великими актерами. Правда, пробовали себя только в домашних спектаклях.

Например, по предложению поэта в репертуар домашнего театра включили трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет». В совместном спектакле Блок играл короля Клавдия, а Любовь Дмитриевна – Офелию. Хотя дочь Менделеева никогда не славилась красотой, в ту девичью пору она была полна юношеского очарования и свежести. Знакомые поэта так описывали Любовь Дмитриевну:

«Высокий рост, лебединая осанка, роскошь длинных золотистых волос, нежный, воркующий голос».
Жена Блока Любовь Дмитриевна Менделеева, о которой Ахматова отзывалась очень нелестно
Жена Блока Любовь Дмитриевна Менделеева

После одного из таких спектаклей молодые люди решили впервые прогуляться наедине. Именно ту прогулку они считали началом своего романа.

Их семейная жизнь была полна трагедий, ссор и непонимания. Единственное, что у них оставалось общего – это театр. Правда, они его любили уже отдельно друг от друга. Любовь Дмитриевна окуналась с головой в театральную жизнь, спонсировала постановки Мейерхольда, а также крутила романы с молодыми актерами. Блок делал примерно то же самое, только его «дамами сердца» становились очаровательные актрисы.

Постепенно в блоковские спектакли стали включаться его родные и знакомые из соседних имений Семья Блоков в Шахматово, лето 1894 года
Постепенно в блоковские спектакли стали включаться его родные и знакомые из соседних имений
Семья Блоков в Шахматово, лето 1894 года

Большой драматический

Драматическим актером Блок так и не стал. Но в 1912 г. он вступил в должность председателя режиссерского управления Большого драматического театра. Фактически же он занимал место художественного руководителя.

Блок занимался подбором репертуара труппы, разбирал с актерами пьесы, лично проводил репетиции, говорил вступительное слово перед началом спектакля. Сам Блок объяснял это тем, что «по духу он не чиновник, не бюрократ и заседать ему не очень-то и хочется». Он мечтал быть больше «по литературной части».

Блок непременно хотел заразить толпу спектаклями, ведь в те революционные годы основными зрителями стали красноармейцы, сделать театр героическим, породистым, который бы неожиданно «осветил всю массу, придал немножко другой цвет и вкус».

Поэт предлагал ставить наряду с Шекспиром нравоучительные пьесы Софокла, перемежая их с произведениями Шиллера и Гете, Ибсена и Левберг. Однако новый театр погряз в скандалах, интригах и сплетнях. Все же Блок продолжала верить в свою труппу, никогда не делал резких высказываний публично (хотя в дневниках осталось немало таковых), вступал на защиту актеров.

Александр Блок с творческим составом БДТ, 1920 год
Александр Блок с творческим составом БДТ, 1920 год

Поэт видел БДТ колыбелью общей гармонии. А он фактически довел Блока до смерти. Считается, что именно театр стал той последней каплей, после которой поэт не мог уже сопротивляться давно развившейся нервной болезни. Возможно, Блок это чувствовал и знал, но относился к театру как к долгу своей жизни. Так или иначе, но в историю поэт вошел еще и как один из тройки основателей БДТ, первого советского театра.

На обложке: Александр Блок, 1903 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий