Таинственная и опасная, она свела с ума немолодого царя. Конечно, каждый, кто читал пушкинскую «Сказку о золотом петушке», знает, кто такая Шамаханская царица. Но, несмотря на известность любимой многими сказки, до сих пор многое в ней остаётся неясным. И, в частности, образ самой этой царицы.
Относительно того, что это за персонаж и кого мог подразумевать Пушкин, бытуют разные мнения. По одной из версий даже считается, что прообразом Шамаханской царицы могла быть не придуманная, но совершенно реальная историческая личность. Так кто же мог «спрятаться» под обликом загадочной красавицы из пушкинской сказки? И что символизировал этот персонаж?
Чудесный петушок
Конечно, многие из нас хорошо помнят пушкинскую «Сказку о золотом петушке», но давайте всё же освежим в памяти её сюжет. Итак, речь здесь идёт о престарелом царе Дадоне, на земли которого стали нападать воинственные соседи. С просьбой о помощи он обращается к мудрецу-магу, и тот даёт правителю чудесного золотого петушка. Волшебная птица смирно сидит на шпиле, но в нужный момент оборачивается в ту сторону, откуда идёт враг, и извещает царя о приближающейся опасности.
Разумеется, благодаря стараниям петушка удалось отбить атаки врагов. При этом на вопрос царя о награде старый маг ответил уклончиво: дескать, пока не прошу ничего, но когда придёт срок – обещай отдать всё, на что укажу. Довольный правитель, не раздумывая, дал своё согласие – ради такого помощника никакого добра не жаль.

Роковая красавица-царица
Спустя некоторое время петушок обернулся к востоку и начал бить крыльями. Царь отправил сначала одно войско, затем другое, однако они бесследно исчезли. И тогда с третьим войском в поход отправился сам Дадон. Достигнув дальних земель, он увидел тела погибших воинов и двух своих сыновей. Посреди поля, рядом с останками погибших, стоял великолепный шатёр. Именно в нём и находилась Шамаханская царица.
Едва увидев красавицу, царь потерял голову от любви к ней. Он увёз её в своё царство, обещая сделать супругой. Весь народ вышел на улицы встречать Дадона. Был здесь и тот мудрец, которому царь обещал отдать всё, на что он укажет. Когда старик заявил, что ему нужна Шамаханская царица, царь возмутился. В припадке ярости он убил мудреца.
Но и сам царь понёс наказание, так и не оставшись с красавицей-царицей. Золотой петушок клюнул его в темечко, и правитель замертво упал. По сути, у Пушкина Шамаханская царица является символом опасной красоты, которая способна затуманивать разум и толкать человека на преступления. Не исключено, что и сам этот персонаж причастен к тому злу, которое описывается в сказке, но внешне это никак нельзя выявить. Но как же появилась Шамаханская царица?

Местонахождение: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
Другая сказка
Как считают некоторые литературоведы, роковая красавица из сказки Александра Сергеевича была своего рода переработанным заимствованием автора. В 1833 году в свет вышла сказка Катенина «Княжна Милуша», в которой рассказывалось о прекрасной и крайне опасной царице Зюльфире.
К слову, сам Катенин был хорошо знаком с Пушкиным и даже выслал приятелю своё произведение для ознакомления. Быть может, Зюльфира так впечатлила поэта, что он решил создать подобного персонажа.

Земной рай
Что касается определения «Шамаханская», то здесь всё явно указывает на город Шемаха. Он был столицей азербайджанского государства Ширван. Город находился на пересечении торговых путей и являлся центром торговли и культуры региона. Благоприятный климат позволял собирать обильные урожаи, разводить прекрасные сады и строить великолепные здания. О Шемахе нередко говорили как о земном рае.
Старинные предания гласят, что в Шемахе жили талантливые образованные люди исключительной красоты. О здешних женщинах слагали легенды, причём многие из них считались своего рода колдуньями, способными очаровать любого мужчину. Но потом рай на земле разрушила природная катастрофа. После сильного землетрясения Шемаха превратилась в руины.

Настоящая «Шамаханская царица»
Впрочем, образ Шамаханской царицы мог быть вовсе не собирательным. Есть предположение, что под этим персонажем подразумевалась вполне конкретная историческая личность. Речь шла о Марии Темрюковне, одной из жён Ивана Грозного.
После смерти супруги Анастасии Романовой, которую русский царь очень любил, было принято решение искать новую жену на Северном Кавказе. Это помогло бы закрепить союз между русским и кавказским народами.
Именно тогда в качестве новой невесты и была выбрана черкешенка Мария Темрюковна, чья красота поразила Ивана Васильевича. Но брак с царём счастья женщине не принёс. Многие считали именно её причиной бед, которые происходили в стране. Люди видели, как переменился прежде лояльный и рассудительный царь, а его злость и вспышки ярости списывали на дурное влияние супруги. То, что перемены в самом Иване Грозном были связаны с проблемами на Руси, мало кто осознавал.
У Марии Темрюковны было множество недоброжелателей. При дворе её за глаза называли ведьмой, очаровавшей царя и стремящейся погубить страну. Увы, умерла Мария в совсем молодом возрасте (по разным данным, в промежутке между 20-23 годами). Не исключено, что неугодную супругу царя могли отравить враги, которых у неё было немало.

Кадр из фильма «Царь», 2009 год
Как видите, Шамаханская царица оставляет нам немало неразгаданных загадок. Но главное – образ её остаётся интересным и притягательным. «Сказка о золотом петушке» и сегодня ставится на сценах театров, вдохновляет режиссёров и художников. Ведь, согласитесь, в любой опасности (а тем более, если она по-своему красива) всегда есть нечто притягательное.
На обложке: Борис Васильевич Зворыкин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке», 1903 год