Самая загадочная работа Диего Веласкеса – кто изображен на картине «Менины»?

Искусство

«Менины» Диего Веласкеса считается величайшей картиной не только испанской, но и мировой живописи. Размеры полотна позволили художнику написать портреты в полный рост.

Хотя некоторые искусствоведы считают, что «Менины» – не портрет, а скорее жанровая картина. Ведь Веласкес изобразил сцену из придворной жизни.

Королевская чета

Название «Менины» переводится как «фрейлины». Однако главными персонажами полотна являются члены испанского королевского семейства, поэтому второе название картины – «Семья Филиппа IV». Испанский король и его супруга, действительно, – центральные персонажи, однако их не сразу заметишь. Не зря «Менины» называют самой загадочной работой Веласкеса.

Королевская чета изображена размыто, отражением в зеркале по пояс. Однако именно их «портрет» занимает центральное место в картине. Веласкес изобразил испанского короля Филиппа IV, при дворе которого он состоял, и его супругу Марианну Австрийскую.

Это был династический союз, невообразимый даже для XVII в. Вдовствующий король имел от первого брака двух выживших законных детей, одним из которых был Бальтазар Карлос, 16-летний наследник престола.

Диего Веласкес «Менины», 1656 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Диего Веласкес «Менины», 1656 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Однако в 1646 г. Бальтазар Карлос неожиданно умер, и Филипп IV остался без наследника. Чтобы остановить надвигающийся династический кризис, король решает спешно жениться и выбирает не кого-нибудь, а невесту своего умершего сына. Ею была 15-летняя племянница Филиппа эрцгерцогиня Марианна Австрийская. Королю в то время был 41 год. Видимо, Филипп IV не хотел терять выгодные для королевской власти перспективы, достигавшиеся этим браком.

Дети Филиппа и Марианны были обречены появиться на свет в результате инцеста. Пренебрежение кровосмешением при заключении браков (а Габсбурги, пожалуй, являлись самой известной близкородственной династией) в результате привело к вырождению могущественного королевского дома.

На детях Филиппа и Марианны династия и закончится. Они не могли знать об этом, не мог и Веласкес. Но, глядя на картину, создается впечатление, что нечеткое отражение королевской четы в мутном зеркале и есть предсказание исчезновения династии.

В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны
В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

Маргарита Тереза

Почти все персонажи «Медины» смотрят на короля и королеву (совсем не на зрителей картины). Если супруги отражаются в зеркале, значит, они стоят перед героями полотна. Они видят королевскую чету, а для зрителей Филипп и Марианна остаются за пределами полотна (еще один гениальный ход Веласкеса).

Таким образом для зрителей, в отличие от героев картины, главным персонажем является маленькая белокурая девочка в центре – инфанта Маргарита, дочь Филиппа IV и его второй супруги. Если спросить любителей западного искусства, кто является самой известной девочкой, изображенной на картинах, думаю, ответ будет у всех одинаков: инфанта Маргарита.

Маргариту можно назвать музой Диего Веласкеса. Кроме того, инфанта была рано определена в жены Леопольду I, который приходился ей дядей (снова кровосмесительный брак) по линии обоих родителей. Веласкес удостоился чести делать своеобразный «фотоотчет» для будущего супруга принцессы. Поэтому он регулярно фиксировал в портретах этапы взросления Маргариты.

Историки выдвигают версию, что инфанта страдала слабоумием. Однако отличительная черта портретов Маргариты кисти Веласкеса – живой блеск в глазах. Возможно, художник изображал принцессу, как того требовал этикет, всегда красиво. А, возможно, историки просто ошибаются.

Главная героиня картины - маленькая принцесса Маргарита
Главная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита

Свита принцессы

Многочисленные персонажи вокруг инфанты Маргариты – ее свита. Слева и справа принцессу обслуживают фрейлины. Они также реальные персонажи. Мария-Августина Сармьенто, первая фрейлина, предлагает воду будущей императрице. Изабель де Веласко, вторая фрейлина, делает реверанс.

В правом углу – два карлика, Марибарбола и Николя де Пертусато, который пинает и дразнит лежащую на полу собаку. В тени позади них гувернантка Марсела де Ульоа и охранник (имени его не сохранилось). В открытом дверном проеме стоит дон Хосе де Ньето Веласкес, маршал дворца королевы и родственник художника. Он отодвигает портьеру, через которую проникает мягкий свет, конкурируя с другим источником – невидимым окном справа.

Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей
Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Автопортрет художника

Особый интерес в картине вызывает фигура самого Веласкеса. Изобразить себя, причем сделать свою фигуру самой крупной, на одном полотне с королевской четой – настоящая дерзость в условиях строгой иерархии и жесткого этикета испанского двора.

Но Диего Веласкес был не просто придворным художником, он был другом короля. Для Веласкеса даже выделили помещения под мастерскую в мадридском королевском дворце Алькасар. Именно в этой мастерской и происходит действие картины.

Интересно и то, почему Веласкес изобразил себя за работой перед холстом, но не в «рабочей» одежде. Он одет не в фартук, а в орденский плащ рыцарского ордена Сантьяго и с камергерскими ключами на поясе. Что называется, при полном параде.

Дело в том, что Веласкес происходил из простой семьи. Только талант и благосклонность короля позволили ему приобрести славу, деньги и высокое положение при дворе. Филипп IV сделал Веласкеса камергером, а также дал возможность вступить в любой из рыцарских орденов Испании. Так Диего Веласкес стал не просто художником, о чем не преминул напомнить всем завистникам, изобразив себя на полотне «Менины».

Автопортрет Веласкеса, вписанный в картину «Менины»
Автопортрет Веласкеса, вписанный в картину «Менины»

Причем Веласкес настолько уверен в себе, что даже написал на фоне Афину и Аполлона. Художник как бы намекает, что соревнуется с древнегреческими богами в искусстве. И творчество его, действительно, побеждает.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий