Самая «безнравственная» картина – как Василия Перова едва не отправили в ссылку?

Искусство

После получения золотой медали Академии художеств Василий Первов имел право на заграничную поездку. Но когда он написал картину «Сельский крестный ход на Пасхе», коллеги стали перешёптываться, что вместо Европы Перова вполне могут отправить на Соловки.

А произведение это и правда вызвало настоящий скандал. Деятели искусств говорили, что полотно отличается «безнравственностью», представители церкви негодовали и утверждали, что Перов намеренно попытался показать всё в наихудшем свете, в Академии возмущались – вот так «отплатил» живописец за признание и привилегии! Так что же «непристойного» и «порочного» было на этой картине? И почему «Сельский крестный ход на Пасхе» со своим, казалось бы, невинным сюжетом так взволновал общественность?

Любовь к России

Василия Перова можно по праву назвать истинно русским художником, и не только по его происхождению. Дело в том, что живописца всегда интересовали исключительно русские типажи, он стремился показать правдиво и интересно реалии жизни в России.

Как и многие молодые художники, Перов мечтал о признании и возможности совершить заграничную поездку. Талант и трудолюбие очень скоро получили заслуженную награду – Академия художеств оплатила поездку Перова в Италию. Однако мастер был разочарован в этой европейской стране, да и вообще в самом путешествии. Жизнь за границей показалась ему неинтересной и непонятной.

Художника тянуло домой, а потому он даже попросил разрешения вернуться в Россию раньше срока. Он верил, что только на родине сможет создать нечто стоящее, особенно ценное и правдивое. Надо признать, что и в народе Перова ценили за правдивость, умение показать жизнь натуралистично и безо всяких прикрас. Так, к примеру, критик Владимир Стасов писал:

«Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов «Автопортрет», 1870
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Скандальное произведение

В 1861 году Василий Первой написал новую картину – «Сельский крестный ход на Пасхе». Едва только полотно было представлено публике, как разразился настоящий скандал. Реакция общества была самой противоречивой. Одни заявляли, что живописец – защитник народа, который сумел показать правдивую картину жизни людей. Другие же называли творение Перова «порочным» и «безнравственным».

Критики бушевали. Большинство из них считали, что писать подобное – это намеренно разжигать возмущение в обществе, называли автора убийцей высокого искусства. Однако были и те, которые защищали Перова, отмечая, что на самом деле такие ситуации не являются редкостью, а мастер просто отразил реалии жизни.

Пока шли дискуссии, картину приобрёл знаменитый коллекционер и меценат Павел Третьяков, после чего разместил «Сельский крестный ход на Пасхе» в своей галерее. Благодаря поддержке Третьякова Перов приобрёл в его лице могущественного защитника – всё же авторитет коллекционера был очень высок, а сам он пользовался большим уважение в среде деятелей искусства. Но что же было не так с «Сельским крестным ходом на Пасхе»?

Василий Григорьевич Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Григорьевич Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Образы картины

По сути, героев своей картины Василий Перов видел с детства – эти типажи и образы были ему очень хорошо знакомы. Внебрачный сын прокурора, он не имел прав на титул и наследство своего отца. До конца жизни живописец так и не смог справиться с финансовыми проблемами, а на его полотнах появлялись вовсе не аристократы и «сильные мира сего», но обыкновенные люди – рабочие, бедняки, попрошайки, крестьяне.

Сама картина «Сельский крестный ход на Пасхе» была достаточно вызывающей. На ней мы видим нестройное пьяное шествие. Народ держит хоругви и иконы, мрачности виду добавляет хмурый весенний день, изображённый автором. Многие персонажи выглядят просто убого, однако внешний облик – ничто в сравнении с духовным падением.

Особенное внимание привлекает священник. «Поддатый» батюшка глядит на паству осоловевшим взглядом, причём не замечает, что наступил на пасхальное яйцо. В руках он держит крест, который вот-вот вывалится из некрепкой ладони попа-пьяницы. Рядом, на крыльце, хозяйка дома льёт на своего супруга холодную воду. Тот тоже явно «перебрал». А неподалёку старичок несёт икону вниз головой, но не подозревает об этом, потому что тоже «навеселе».

Герои картины, в том числе священник, явно выпили лишнего
Герои картины, в том числе священник, явно выпили лишнего

Неприкрытая правда

Интересно, что в Российской империи того времени зарплату священникам не платили. Они жили за счёт подаяний прихожан, а в качестве дополнительного источника дохода придумали обряд славления на Пасху. После светлого праздника они отправлялись по крестьянским дворам, устраивая песнопения и выпрашивая денежку или угощение. Чтобы отделаться от попов, им нередко наливали водки и выпроваживали из дома.

Именно этот случай и изобразил Перов на своей картине. К слову, осуждали коллеги не только его, но и Третьякова, который приобрёл полотно. Так, живописец Василий Худяков писал коллекционеру:

«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?»
Правдивая картина празднования Пасхи в селе вызвала в адрес художника шквал критики
Правдивая картина празднования Пасхи в селе вызвала в адрес художника шквал критики

Возмущение по поводу «Сельского крестного хода на Пасхе» достигло такого предела, что Перову пришлось всерьёз опасаться, как бы его не отправили в ссылку на Соловки. Однако произведение его привлекло внимание и людей здравомыслящих. Они заявляли, что живописец очень точно изобразил пороки людей и реалии, с которыми приходится сталкиваться, а сама картина – это обнажение правды, которую не стоит бояться.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий