«Сад земных наслаждений» – таинственный триптих Босха

Искусство

Творчество Иеронима Босха часто называют криптоживописью, которую следует не только рассматривать, но и читать. Нидерландский художник умел мастерски зашифровывать “говорящие” символы в своих творениях. Даже в тех его творениях, что обывателю покажутся лишь хаотичным набором образов, существует строгая система и выверенность.

Примером тому является «Сад земных наслаждений», знаменитый триптих живописца. Что интересно, такое название творению дали исследователи, а не сам автор. Истинное же название картин по-прежнему остаётся загадкой. Что же “спрятал” Босх в этих работах? Какие символы и тайны может раскрыть «Сад земных наслаждений»?

История триптиха

Современные исследователи затрудняются с определением точной даты создания триптиха «Сад земных наслаждений». Одни причисляют картину к раннему периода творчества Босха, другие считают её более поздним творением.

Анализ дубовых панелей, обрамляющих плотна, позволил установить, что работа была создана приблизительно в 1490-1510 годы. В Прадо под триптихом указана дата из этого периода – 1500-1505 годы.

Автопортрет Босха, около 1550 год Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция
Автопортрет Босха, около 1550 год
Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция

Первыми владельцами творения стали представители немецкого рода Нассау, однако вскоре картина возвратилась на родину, в Нидерланды. Тогда во дворце Вильгельма I творение Босха увидел один из первых его биографов, что оставил подробное описание «Сада земных наслаждений».

В период войны во Фландрии картина переходит к герцогу Альба, а в дальнейшем у знатного семейства её приобретает король Испании Филипп II. Ещё много веков назад это творение приобрело репутацию одного из самых загадочных и непостижимых творений человечества.

Трактовку скрытым Босхом символам пытались дать многие исследователи его творчества. Одно из самых подробных описаний с расшифровкой знаков на картине принадлежит испанскому богослову Хосе де Сигуенса.

Примечательно, что настоящее название триптиха так и осталось неизвестным. В записях 1700 года сохранился старый вариант – «Сотворение мира», однако через столетие исследователи называли картину иначе – «Сад земных наслаждений». Как же называл её сам Босх? Это так и останется загадкой.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годы Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Закрытая часть картины

На триптих можно смотреть в двух вариантах – закрытом и открытом. Он представляет собой картину с раскрывающимися створками. Что интересно, даже в закрытом варианте работа представляет весьма впечатляющее зрелище, содержащее немало секретов Босха.

На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы. На нём нет ни растений, ни животных, ни людей. Он напоминает прозрачный шар, что символизирует хрупкость первозданного мира.

Сфера окрашена в серые, белые и чёрные оттенки, из-за чего становится ясно, что речь идёт о тех временах, когда ещё не было солнца или луны, ночи и дня. В верхнем левом углу можно увидеть образ бога с тиарой и Библией на коленях. Рядом с ним указана цитата из Псалма 33. В переводе с латыни она значит:

“Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано”.
На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы
На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы

В закрытом виде триптих составляет один фрагмент картины. В библейской символике единица значит совершенство, однако божественным числом является тройка. Неслучайно распахнувшиеся створки «Сада земных наслаждений» открывают нам именно три фрагмента, что составляют полный сюжет мироздания.

Я же хочу обратить внимание на контраст, что происходит с триптихом, когда створки открывают. Вместо сумрачной картины одинокого мира мы видим яркие краски и множество образов.

Движение по кругу символизирует, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на праведный путь
Движение по кругу символизирует, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на праведный путь

Левая часть – рай

Босх неслучайно разделил картину на три панели. В раскрытом виде триптих представляет собой левую часть, центральный фрагмент и завершение сюжета справа. Слева мы видим рай последнего дня сотворения, в центре – грехи человечества, а в правой части художник передал своё видение ада.

Давайте сначала взглянем на левую панель. Это – Эдемский сад. Посреди него – Бог (в облике Иисуса Христа), а рядом с ним – стоящая на коленях Ева и сидящий на земле Адам. Богословы времён Босха считали, что у женщины нет души поскольку об этом ничего не написано в священных текстах.

Именно поэтому народ верил, что женщины – идеальное вместилище для грехов. Слабости и грешные желания Евы отождествляются с ползающими и плавающими существами Эдемского сада. Впрочем, Адам тоже не безгрешен – его тёмные порывы отождествляются с птицами и летучими мышами в небе.

Рай — левая часть триптиха Босха
Рай — левая часть триптиха Босха

Центр и правая створка – пороки и ад

На центральной створке триптиха Босх демонстрирует, как человечество приближает свою погибель похотью и пороками. Отдельное внимание стоит обратить на обилие ягод и фруктов – в средневековой традиции они ассоциировались с сексуальными желаниями.

В центре – пруд с голубым шаром, на котором совершаются всевозможные непристойные действия персонажей. Это – царство разврата и разгула. Преобладающими цветами являются зелёный и красный, что символизируют землю и страсть.

Центральная часть картины
Центральная часть картины

Правая часть – хаотический ад, представляющий слияние огня, безумия и музыкальных инструментов. Демоны танцуют с грешниками, а рядом с ними беснуются ведьмы. Один из грешников распят на арфе, на ягодицах другого выжжены ноты.

Правая панель триптиха. Ад и мучения грешников
Правая панель триптиха. Ад и мучения грешников

«Сад земных наслаждений» – уникальное творение Босха. Надо признать, у меня при взгляде на него слегка кружится голова – столько всевозможных образов и важных деталей оставил художник. Наверное, этот триптих стоит причислить к тем самым гениальным творениям, что при каждом взгляде удивляют новыми нюансами, раскрывают прежде невиданные образы и сюжеты. Многие символы его нам лишь предстоит разгадать.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий