С Гитлером он бился словом – белорусский поэт-трибун Янка Купала

Искусство

Помню, как в детстве, рассматривая книги в шкафу, вдруг заметила «странное» имя автора. «Янка Купала», – гласила надпись на форзаце небольшого томика. Имя поэта явно было не русским по происхождению. А потом, расспросив маму, я узнала, что так зовут выдающегося белорусского поэта. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что я, не зная языка, прекрасно понимаю его стихи!

Таким было моё знакомство с творчеством Янки Купалы. Прославленный белорусский поэт, классик прошлого столетия, он создал немало произведений на героическую тематику. Воспевая свой народ, свою землю, Янка Купала делился с читателями самым сокровенным и дорогим. Более того, его произведение вдохновило Юрия Гагарина связать свою жизнь с небом. Но каким был путь этого человека? Почему он не раз в своей жизни заглядывал в лицо смерти? И отчего последние дни поэта до сих пор окружены тайной?

Непростое детство

Иван Доминикович Луцевич – именно так звали Янку Купалу при рождении. На свет он появился в июле 1882 года в деревне Вязынка Виленской губернии. Его родители принадлежали к обедневшим шляхетским белорусским родам. За много лет до рождения Ивана его дед арендовал земельные угодья у Радзивиллов, но между ними и влиятельными шляхтичами произошёл конфликт, и предок поэта был изгнан с земель, которые прежде занимал.

Так вышло, что к моменту рождения младшего из Луцевичей его отец, несмотря на высокое происхождение, по сути своей являлся безземельным крестьянином. Он вынужден был брать в аренду участки земли, на которых трудился с утра до ночи. Маленький Иван, с детства видя тяжкий труд своих родителей, осознавал, как они нуждаются в помощи. Едва окрепнув, он стал помогать отцу в его делах. Янка не боялся работы, верно отмечая, что только трудом человек может приобрести то, к чему стремится.

Но о мечтах пока речи не шло. Чтобы зарабатывать больше, Иван устроился в качестве чернорабочего на местный винокуренный завод. Практически всё его время занимала работа, но юноша успевал заниматься самообразованием. В его родительском доме и у помещиков, которым служил Луцевич-старший, имелись обширные библиотеки. Именно там Иван проводил редкие свободные часы. Он не имел выдающихся учителей, не мог учиться наравне с детьми шляхты, однако исключительно благодаря собственному стремлению к знаниям и обучению стал одним из лучших учеников школы в местечке Беларучи. В 1899 году Луцевич сдал экзамен, получив право преподавать на дому.

Янка Купала - белорусский поэт, переводчик, драматург
Янка Купала – белорусский поэт, переводчик, драматург

Перемены в стране

Спустя три года умер отец будущего поэта. Тогда, понимая, что должен обеспечивать своих родных, Янка стал браться за любую работу. Человек грамотный и образованный, Луцевич работал в качестве домашнего учителя, служил писарем, был помещичьим приказчиком. Что касается его личных взглядов, то историками была обнаружена анкета Ивана Доминикановича, заполненная в то время. В ней указано, что по национальности Иван русский, а вероисповедание имеет римско-католическое.

Будущий поэт принимал активное участие в революционных событиях 1905 года. Именно тогда на белорусских землях начали происходить кардинальные перемены, которые молодые представители творческой интеллигенции встречали с энтузиазмом. Вскоре появилась первая белорусская газета «Наша Нива». И если прежде Иван Луцевич вынужден был ощущать себя батраком или трудиться денно и нощно за жалкие гроши, то теперь он начинал осознавать, каков его истинный путь.

Янка Купала, 1904 год
Янка Купала, 1904 год

Путь в поэзии

С детства любивший читать, Иван рано начал писать стихи. Затем, уже во взрослом возрасте, он решил подписывать свои произведения именем Янка Купала. Происхождение псевдонима было крайне простым: Янка – белорусская форма имени Иван. А вот вторая часть «имени», «Купала», была связана с датой рождения поэта. Он появился на свет 7 июля, как раз в день Ивана Купалы. Такой народно-романтизированный вариант оказался по душе и самому автору, и его читателям.

Он устроился в редакцию газеты, и именно тогда из-под его пера появилось знаменитое произведение «Беларусы». Переведенное на русский язык Максимом Горьким, оно получило иное название – «А кто там идёт?». Как отмечал русский классик, стихотворение Янки Купалы, превратившись в песню, стало настоящим народным гимном. Многие годы белорусы знали наизусть эти слова, а само произведение было переведено на несколько языков. Как писал о произведении сам Горький:

«Я обращаю внимание скептиков на молодую литературу белорусов – самого забитого народа в России, – на работу людей, сгруппировавшихся вокруг газеты «Наша Нива».

«Беларусы» («А кто там идёт?») стало действительно порывом свежего ветра в отечественной литературе. Автор смело говорил о том, что думал, что видел каждый день. Но в чём крылся такой успех творения поэта? Ответ крайне прост – в правде. Янка Купала, с детства видевший, как тяжело приходится простым людям, сам познавший немало горестей, рассказывал об этом народному читателю. Конечно, его слова находили отклик в сердцах людей – они сами шли от сердца. Особенно проникновенными кажутся завершающие строки стихотворения:

«А кто ж это их – не один

миллион –

Кривду несть научил,

разбудил их сон?

– Нужда, горе.

А чего ж теперь захотелось им,

Угнетённым века, им, слепым

и глухим?

– Людьми зваться».

Василий Петрович Шарангович Иллюстрация к стихотворению Янки Купалы «А кто там идёт?», 1976 год
Василий Петрович Шарангович Иллюстрация к стихотворению Янки Купалы «А кто там идёт?», 1976 год

Борец за справедливость

Не менее высокую оценку Максима Горького получила и поэма «Извечная песня». Она была написана Янкой Купалой в 1908 году, причём состояло произведение из двенадцати картин, в которых описывался быт белорусских крестьян: «Крестины», «На службе», «Свадьба», «Весна», «За сохою», «Лето», «Покос и жниво», «Осень», «Праздник», «Зима», «Похороны», «На кладбище».

Эти фрагменты поэмы потрясают описанием тяжёлой, мучительной жизни простого народа. Крестьянин вынужден на протяжении всей своей жизни тяжело трудиться – до полного изнеможения, до самой смерти. И всё же человек никогда не оставляет веры в счастье, которая делает его сильнее, даёт ему возможность идти дальше и не падать под грузом тяжкой доли.

Также в стихах Янки Купалы дореволюционного периода заметен пусть и не совсем явный, но призыв к борьбе. Автор протестует против существующего строя, он хочет перемен, он мечтает о счастье для своего народа, но понимает, что при прежних порядках это невозможно:

«Я не для вас, паны, о нет,

Лью слёзы над судьбой людскою.

Вы грязь в лицо швырнули б мне

Своею подлою рукою (…)

Я не для вас, паны, о нет,

Несу для бедных это слово,

Страдаю с ними наравне,

В одни закованный оковы…».

Василий Петрович Шарангович. Иллюстрация к произведениям Янки Купалы, 1981 год
Василий Петрович Шарангович. Иллюстрация к произведениям Янки Купалы, 1981 год

Революционные годы

Столь смелые заявления и великий талант поэта очень скоро принесли известность Ивану Луцевичу. С 1909 году Янка Купала учился в Санкт-Петербурге на подготовительных курсах, повышая своё образование. А спустя несколько лет он поступил в Московский городской народный университет. Здесь он намеревался проучиться несколько лет, но планам этим не суждено было исполниться. Началась Первая мировая война, а с нею и всеобщая мобилизация. Студент был призван в армию, оказавшись в дорожно-строительном отряде, где служил до самой Октябрьской революции.

Революция застала Янку Купала, когда он находился на службе в Смоленске. Конечно, столь бурные события, происходившие в Российской империи, стали огромным потрясением для поэта. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного стихотворения. В дальнейшем, приняв неожиданные перемены, Янка Купала написал несколько выдающихся произведений.

Теперь в своей поэзии он затрагивал тему выживания – как отдельной личности, так и всего народа в момент исторического перелома. В послевоенно-революционный период, а именно – в 1919 году, были изданы стихотворения «Время», «Для отчизны», «Наследство», «Своему народу». В них Янка Купала старался принять перемены, но при этом видел, что чаяния народа остались прежними. Каждый человек мечтал о счастье, о лучшей жизни своей страны. Он верил в силу духа своих соотечественников, в их силу и смелость. В этой вере Янка Купала находил источник вдохновения:

«Не верю каменным божницам,

Что на крови да на костях

Стоят, подобные темницам,

Где дух и разум в кандалах.

Ни проницанию святому,

Ни чернокнижной ворожбе…

Народу верю я простому,

Родной земле да сам себе».

Янка Купала во время учёбы в Петербурге, 1909 год
Янка Купала во время учёбы в Петербурге, 1909 год

Время надежд

Кроме того, в первые послереволюционные годы Янка Купала активно занимался переводами. Так, к примеру, он перевёл на родной язык «Слово о полку Игореве» и «Интернационал» Э.Потье. Также поэт активно работал в Наркомате просвещения и сумел сделать немало для борьбы с безграмотностью простого народа. Он мечтал о том, чтобы каждый человек, взяв в руки книгу, смог её прочесть, чтобы всякий, независимо от своего происхождения, смог познакомиться с великими творениями мировой литературы, прикоснувшись к истинному искусству и озарив светом свою душу.

После революции Янка Купала вернулся в родную Белоруссию, поселившись в Минске. Поэт, получивший признание ещё при жизни, был любим своими соотечественниками. Здесь, в Минске, он будет плодотворно трудиться на протяжении многих лет – до следующей мировой войны.

Наступление советской эпохи принесло некоторые перемены и в творчество поэта. Теперь на первый план в его творчестве вышел мотив ожидания светлого будущего – и это также было тем, что чувствовал всякий советский человек. Меняющийся мир, разрушение прежнего режима Янка Купала воспринимал как обновление, преобразование, в котором страна уже давно нуждалась. Большие надежды поэт возлагал на изменения в жизни белорусского народа, веря в лучшее.

Янка Купала, 1919 год
Янка Купала, 1919 год

Успехи и потрясения

Но не всё было гладко. В 1922 году в свет вышла пьеса «Тутэйшыя», но в скором времени она была запрещена за национализм, который власти усмотрели в произведении. Когда же появились авторы, желающие перевести творение Купалы на польский язык, поляки начали бурно протестовать. При этом негодование исходило от активной кучку польских шовинистов, но вовсе не от всего народа.

В 1925 году Янка Купала получил звание Народного поэта БССР, и это было совершенно заслуженно. В ту пору его имя было уже известно многим советским гражданам – не только на родине Купалы, но и далеко за её пределами. Проживая в Минске, он продолжал уделять большое внимание народному образованию. Поэт участвовал в работе Академической конференции, занимавшейся реформированием белорусского правописания и азбуки.

Человек выдающийся и талантливый, получивший признание при жизни, Янка Купала, казалось бы, мог спокойно радоваться каждому дню и заниматься творчеством. Однако счастливый период оказался недолгим. Большие перемены приносили и большие недоразумения, а борьба с противниками советской власти подчас оборачивалась трагедиями для тех, кто выступал в поддержку революции.

Когда в конце 1920-х годов была свёрнута политика белорусизации, произведения Янки Купалы привлекли внимание влиятельных критиков и цензоров. Они стали обвинять поэта в распространении национал-демократических идей и «идеализации прошлого». Ничего общего с действительностью эти обвинения не имели, но доказать это критикам Янка Купала не смог.

Яков Маркович Кругер «Портрет Янки Купалы», 1923 годМестонахождение: Государственный литературный музей Янки Купалы, Минск, Беларусь
Яков Маркович Кругер «Портрет Янки Купалы», 1923 год
Местонахождение: Государственный литературный музей Янки Купалы, Минск, Беларусь

Гонения

Не менее тяжёлыми стало для семейства Луцевичей и начало 1930-х годов. Мать и сестра поэта попали под «раскулачивание». Только благодаря заступничеству Янки Купалы женщинам удалось избежать ссылки. Однако вскоре в газете «Звязда» появилась заметка Лукаша Бэндэ. Автор открыто называл поэта «идеологом буржуазного национал-возрожденизма».

И без того далеко не крепкое здоровье Янки Купалы теперь вовсе пошатнулось. Его вызывали на допросы. Поначалу он пытался оправдываться, но на самом деле вовсе не понимал, в чём его обвиняют. Он любил свой народ и воспевал его мужество и стойкость во всех своих произведения. Разве в этом было что-то крамольное? Доведенный до отчаяния, поэт даже предпринял попытку самоубийства, но, к счастью, воплотить свой замысел в жизнь не смог.

А вскоре, в конце 1930 года, было опубликовано «Открытое письмо». В нём Янка Купала признавал свою вину за «неправильные» идеи и их распространение, каялся в «грехах» и обещал, что впредь будет придерживаться верных взглядов, которые не ущемляли бы интересы какого-либо народа. Есть версия, что автором этого «письма» был всё тот же Лукаш Бэндэ, а оставить свою подпись под текстом Купала вынужден был под давлением недоброжелателей.

Лукаш Бэндэ приложил руку к очернению творчества Янки Купалы
Лукаш Бэндэ приложил руку к очернению творчества Янки Купалы

Возвращение к работе

Как бы то ни было, но после публикации «Открытого письма» нападки критиков и цензоров на поэта и правда прекратились. Спустя некоторое время Янка Купала написал несколько произведений, посвящённых Иосифу Сталину. Он не переставал восхищаться белорусами, а главным мотивом его лирических произведений по-прежнему оставалось воспевание своего народа.

Большое воодушевление поэта вызвало воссоединение разрозненных белорусских земель в 1939 году. К тому времени он снова стал активно работать, издавая новые сборники и радуя читателей прекрасными патриотическими творениями. Янка Купала лелеял светлые надежды на будущее, однако они были прерваны Великой Отечественной войной.

Николай Петрович Богданов-Бельский «Портрет Янки Купалы», 1924 годМестонахождение: Частная коллекция
Николай Петрович Богданов-Бельский «Портрет Янки Купалы», 1924 год
Местонахождение: Частная коллекция

Призыв к борьбе

В самый тяжёлый период жизни советского народа Янка Купала стал истинным певцом-патриотом, прославлявшим мужество воинов Красной армии и выступавшим против фашизма. Перед оккупацией немецкими захватчиками Минска он был отправлен в эвакуацию, но провёл там совсем немного времени.

Несмотря на то, что поэт находился вдали от родной Белоруссии, его голос продолжал звучать на родине, поддерживая красноармейцев, вдохновляя народ и придавая силы тем, кто действовал в тылу ненавистного врага:

«Партизаны, партизаны,

Белорусские сыны!

Бейте ворогов поганых,

Режьте свору окаянных,

Свору чёрных псов войны».

Также в военные годы получила популярность публицистика Янки Купалы. Его слова зажигали сердца людей, призывали не бояться сильного врага. Поэт был уверен в победе, он призывал советский народ уверенно идти вперёд, уничтожая «коричневую чуму». В самый разгар Великой Отечественной войны, всего за месяц до своей смерти, написал вдохновенное пророческое стихотворение. Вот так оно выглядит в переводе Роберта Рождественского:

«Очистим наши лес и поле

От Гитлера орды кровавой

И заживём на вольной воле

В домах, отстроенных на славу.

Преодолев годину злую,

Отстроим всё, залечим раны,

Чтоб Белоруссию родную

Свет снова залил несказанный.

Земля покроется дворцами,

Все выйдут в праздничной одежде,

И знамя, пламенное знамя

Над нами расцветёт, как прежде».

Николай Иванович Гусев «Портрет Янки Купалы», 1949 год
Николай Иванович Гусев «Портрет Янки Купалы», 1949 год

Тайна смерти поэта

Янка Купала ни на мгновение не допускал мысли, что Великой Победы может не быть. Он верил, что наш великий народ непременно одолеет гитлеровскую свору. Увы, до счастливого Дня Победы поэт так и не дожил. Янка Купала умер летом 1942 года. Смерть застала его в гостинице «Москва». Поэт упал в пролёт между девятым и десятым этажами. От полученных травм Купала скончался на месте.

О смерти знаменитого белоруса ходили самые разные легенды. Некоторые соотечественники Янки Купалы полагали, что это был совсем не несчастный случай. Считали, что расправиться с ним могли спецслужбы. Но это едва ли поддаётся логике – зачем было устранять поэта, который воспевал советский народ?

Другая версия гласит, что за несколько секунд до гибели поэт встречался с женщиной, своей подругой юности Павлиной. Но в этом случае странно, почему он упал в пролёт, и отчего свидетельница ничего не говорила о его гибели. Словом, история эта туманна, но не исключено, что у неё есть вполне прозаическое простое объяснение. Янке Купале просто могло стать плохо, и он, не удержавшись на ногах, потерял равновесие, упав в пролёт.

Изначально Янка Купала был похоронен на Новом Донском кладбище в Москве, но после освобождения Минска его останки были перевезены на родину. К слову, мать поэта так и не узнала о гибели сына – она умерла на следующий день после него. В дальнейшем над могилой знаменитого белорусского поэта был воздвигнут памятник.

Николай Лукич Тарасиков «Портрет Янки Купалы», 1950 годМестонахождение: Художественный музей, Сургут, Россия
Николай Лукич Тарасиков «Портрет Янки Купалы», 1950 год
Местонахождение: Художественный музей, Сургут, Россия

Великий певец

Янка Купала был не просто поэтом. Он стал голосом белорусского народа, трибуном, который призывал людей бороться за счастье своей родины, уничтожая врага. Преданный певец родного края, он болел душой за будущее советских людей. Кроме того, он понимал, как велико в переломные времена и в пору кровопролитных войн влияние творчества. Обращаясь к своим коллегам, представителям творческой интеллигенции, Купала писал:

«Вот почему величайшая обязанность каждого деятеля культуры, если он только действительно предан ей, а не является простым лакеем денежного мешка и кустарём куцей, прикладной для капитализма, культуры, – защищать ту страну, где конденсируется и нарастает эта сила человечества, – защищать Советский Союз».

Его народное счастье было не чем-то абстрактным или недосягаемо-возвышенным. Нет, он хотел, чтобы советский человек получал вполне земные радости, о которых мечтает практически всякий – уютный дом, дело по душе и близкие люди рядом. Он поддерживал идеи революции и видел, что делал это не зря. Многим простым людям перемены в стране принесли благо. Своей большой стране Янка Купала оставался верным до самой смерти.

Степан Адамович Андрухович «Портрет Янки Купалы», 1963 год Местонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Беларусь
Степан Адамович Андрухович «Портрет Янки Купалы», 1963 год
Местонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Беларусь

Неслучайно многие стихотворения Янки Купалы превратились в песни, которые большинству из нас известны по творчеству белорусского коллектива «Песняры». Поэт-трибун, поэт-борец, поэт-патриот – всё это о том, кто так страстно любил свою родину и так верил в лучшее для своего народа. Янка Купала и сегодня остаётся одним из самых любимых белорусами поэтов. Но как же его творчество смогло пройти сквозь годы, оставаясь по-прежнему актуальным? Наверное, секрет в том, что в искренних словах Янки Купалы содержится правда, которая близка каждому из нас.

На обложке: Фрагмент картины Якова Марковича Кругера «Портрет Янки Купалы», 1923 год. Местонахождение: Государственный литературный музей Янки Купалы, Минск, Беларусь

МУСАГЕТ
Добавить комментарий