«Рыцарская натура», создавшая Козьму Пруткова – как жил и творил Алексей Толстой

Искусство

Алексей Константинович Толстой стал не просто одним из выдающихся русских литераторов, блестяще проявивших себя как в поэзии, так и в прозе. Его лирика была взята за основу для романсов великих композиторов, эти строки и сегодня трогают души слушателей. Но представлять Алексея Толстого как некого образцового романтика не стоит. Благодаря ему «появился на свет» поразительный персонаж, одна из самых ярких литературных мистификаций – Козьма Прутков.

Афоризмы Пруткова, виртуозно созданные Толстым, известны и сегодня. Этот автор никогда не выходит из моды. Алексей Константинович – один из неординарных классиков, которые старались по-своему смотреть на жизнь и описывать её. А чем же интересна жизнь самого мастера? Кем был его венценосный друг по детским играм? И что таят образы из произведений Толстого?

Детство писателя

Алексей Константинович родился в Санкт-Петербурге в начале сентября 1817 года. Брак его родителей оказался непродолжительным, однако породнил две влиятельные фамилии – Толстых и Разумовских. Граф Константин Толстой, отец мальчика, служил советником в ассигнационном банке. Он был братом известного живописца Фёдора Толстого, который и передал графский титул родственнику. Кстати, если вам интересно, кем приходился Алексею Константиновичу великий писатель Лев Николаевич Толстой, то отвечаю – троюродным братом.

Мать будущего писателя и поэта Анна Перовская была внебрачной дочерью Алексея Разумовского, служившего при дворе Елизаветы Петровны и игравшего большую роль в государственных делах той поры. Отцовскую фамилию женщина взять не могла, поскольку была побочным ребёнком, а потому стала именоваться в честь подмосковной деревни Перово.

Рождение сына не смогло объединить его родителей, которые в ту пору уже поняли, что остались совершенно чужими друг другу людьми. Практически сразу после появления маленького Алёши на свет его мать и отец разошлись. Вместе с Анной Алексеевной малыш отправился в Малороссию, где проживал его дядя Алексей. Именно там, в имении Погорельцы, и прошли ранние годы юного графа Толстого.

Александр Григорьевич Варнек «Портрет поэта графа Алексея Константиновича Толстого в возрасте 12 лет», 1829 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Тюмень, Россия
Александр Григорьевич Варнек «Портрет поэта графа Алексея Константиновича Толстого в возрасте 12 лет», 1829 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Тюмень, Россия

Дядя, заменивший отца

Как мне кажется, богатое воображение и даже склонность к сочинительству у мальчика развились благодаря его дядюшке. Алексей Алексеевич Перовский был известным фантазёром и выдумщиком. Он даже прославился как автор занимательных рассказов. В свободное время он нередко сочинял интересные истории для племянника, который мог часами напролёт слушать дядю и погружаться в удивительный мир, придуманный Перовским.

Дядя, который, по сути, заменил маленькому Толстому отца, уделял большое внимание воспитанию мальчика, при этом всячески поощрял творческие наклонности племянника. Кстати, именно для юного Алексея Перовский сочинил сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», которая впоследствии станет весьма известной. Как несложно заметить, прочитав это произведение, в нём содержалась мораль о том, что мальчик должен быть скромен и сдержан.

Карл Павлович Брюллов «Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского», 1835 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского», 1835 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Ранние таланты

Уже в шестилетнем возрасте мальчик свободно говорил и писал на французском, английском и немецком языках. Уже тогда Алёша начал писать свои первые творения. Конечно, это было всего лишь детское «робкое» творчество, но родные видели, что в маленьком графе просыпается настоящий талант. Как вспоминал сам Толстой:

«С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения лучших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике в обложке грязновато-красного цвета».

Одарённый и прекрасно воспитанный Алексей Толстой в 1826 году впервые посетил двор. Мальчик настолько понравился императору и его супруге, что был выбран в качестве друга и товарища по играм для наследника престола юного Александра Николаевича (будущего императора Александра Второго). Именно Алексей Константинович вошёл в небольшое число детей, с которыми будущий правитель играл по воскресеньям.

Карл Карлович Гампельн «Портрет цесаревича Александра Николаевича в детстве», 1827 год
Карл Карлович Гампельн «Портрет цесаревича Александра Николаевича в детстве», 1827 год

Первые пробы пера

Вместе с матерью и дядей в 1831 году Алёша отправился в путешествие по Европе. Граф посетил многие европейские города, причём особенное внимание уделялось культурным центрам и местам, где хранились произведения искусства, созданные великими мастерами. Каждый день приносил массу новых впечатлений, что будоражило воображение юноши. По возвращении в Россию Алексей испытывал сложные и противоречивые чувства – далеко не просто было перемещаться между двумя столь разными «мирами»:

«В каждом из этих городов (Венеция, Неаполь, Милан, Рим) росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Poccию я впал в настоящую “тоску по родине”, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».

Всё пережитое в путешествии было описано в дневнике Алексея Толстого – так сказать, его первом литературном творении. Его провожатыми и приятелями в той поездке стали многие известные русские деятели искусств. Среди них был и Карл Брюллов, который спустя несколько лет напишет портрет Толстого с ружьём и собакой.

Несмотря на то, что дядюшка поощрял занятие творчеством у племянника, сам Перовский хотел, чтобы Алексей выбрал более «стабильную» профессию, нежели писательство. По его настоянию Толстой поступил в Московский университет и сдал экзамены на чин, получив право занимать должность чиновника первого разряда. По окончании обучения молодой граф хотел тут же подать в отставку, но дядя был против. Из уважения к родственнику Алексей Константинович повременил с этим, хотя уже понимал: он хочет заниматься только искусством.

Карл Павлович Брюллов «Портрет Алексея Константиновича Толстого в юности», 1836 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Портрет Алексея Константиновича Толстого в юности», 1836 год
Местонахождение: ГосКарл Павлович Брюллов «Портрет Алексея Константиновича Толстого в юности», 1836 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россияударственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Толстой и фантастика

Увы, возможность исполнить свою мечту пришла к Толстому вместе с потерей. В 1836 году Перовский скончался на руках племянника. У него не было своих детей, а потому всё огромное состояние дядюшки перешло к Алексею Константиновичу. Теперь он и правда мог спокойно заниматься творчеством, но от того не становилось легче – потеряв дядю, граф понимал, что лишился самого близкого человека и своего главного единомышленника.

Управление многочисленными имениями дяди Алексея взяла на себя мать молодого человека. Сам же он не спешил погружаться в мир искусства – смерть родного человека стала для Алексея Константиновича большим потрясением. Спустя год после смерти Перовского Толстой был приписан к дипломатической миссии, отправлявшейся во Франкфурт-на-Майне. Но дипломатия мало интересовала графа, а потому он сумел выхлопотать себе отпуск на два года и некоторое время путешествовал по европейским городам.

В ту пору на французском языке были написаны первые рассказы литератора – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». Даже если вам не приходилось читать их, несложно догадаться, что это фантастические произведения, причём с явным мистическим элементом. От себя советую вам прочесть рассказы – не пожалеете и, более того, раскроете для себя того самого необычного классика, которым стал Алексей Толстой.

Кстати, некоторые ценители творчества писателя считают, что интерес к мистике у него стал особенно заметен после знакомства с Николаем Гоголем, который, как известно, тоже увлекался «чертовщиной».

Иллюстрация Николая Булычева к рассказу Алексея Константиновича Толстого «Семья вурдалака» / boulychev-art.com
Иллюстрация Николая Булычева к рассказу Алексея Константиновича Толстого «Семья вурдалака» / boulychev-art.com

Об упырях и вурдалаках

Первым изданным произведением Толстого стала повесть «Упырь», вышедшая в 1841 году. Она продолжала прежде избранную автором мистическую тематику. Главными действующими лицами произведения стали вампиры, обитающие в дворянской усадьбе.

К слову, это произведение было опубликовано под псевдонимом Алексея Толстого – Краснорогский. Такую фамилию он придумал в честь имения Красный Рог, где бывал в детстве. Критики и публика приняли «Упыря» благосклонно, хотя это было нечто совершенно новое в русской литературе. Несмотря на своеобразность сюжета, талант автора позволял наслаждаться произведением даже тем, кто был далёк от мистики и всевозможных тайн.

Титульный лист первого издания повести Алексея Константиновича Толстого «Упырь», 1841 год
Титульный лист первого издания повести Алексея Константиновича Толстого «Упырь», 1841 год

Большой провал

Любимец прекрасных дам, галантный кавалер, Алексей Толстой в светском обществе быстро приобрёл репутацию шутника и затейника. В соавторстве с кузеном Алексеем Жемчужниковым литератор сочинил водевиль «Фантазия», в котором был выражен лёгкий нрав авторов и их стремление подшутить над публикой.

Понимая, что вещь эта может вызвать неоднозначную реакцию публики, её создатели решили скрыться под псевдонимами Y и Z. Водевиль оказался одним из самых больших провалов Толстого. Он был поставлен на сцене Александринского театра, причём вызвал возмущение императора Николая Первого. А вот Аполлон Григорьев понял замысел авторов:

«Здесь только доведено до нелепости и представлено в общей картине то, что по частям найдется в каждом из имеющих успех водевилей. Пародия гг. Y и Z не могла иметь успеха потому, что не пришел еще час падения пародируемых ими произведений».
Водевиль «Фантазия» был поставлен на сцене Александринского театра, но оказался абсолютным провалом
Водевиль «Фантазия» был поставлен на сцене Александринского театра, но оказался абсолютным провалом

Уникальный персонаж

Спустя некоторое время этот водевиль стал считаться одним из сочинений Козьмы Пруткова. Именно этот персонаж стал некой литературной «маской», которая создавалась Алексеем Толстым совместно с Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Впервые «Досуги» Козьмы Пруткова появились в 1854 году, а спустя тридцать лет вышло «Полное собрание сочинений».

Что интересно, подобную затею Толстой считал исключительно шалостью и всерьёз к ней не относился. Он в ту пору не подозревал, насколько популярным станет творчество Пруткова. Кстати, Алексеем Толстым было написано несколько десятков стихотворений и множество афоризмов этого персонажа. Вот некоторые из них, причём согласитесь, их не зря воспринимали как народную мудрость:

«Если хочешь быть счастливым, будь им».
«Лучше скажи мало, да хорошо».
«Никто не обнимет необъятного».

Козьма Прутков стал феноменальным явлением в литературе. Вымышленному персонажу даже придумали биографию. Читателям было известно, что он обзавёлся семьёй, имел родственников, исполнял чиновничью службу. Интересно, что этот персонаж даже имел определённый срок жизни. Козьма «прожил» двенадцать лет. После этого в журнале «Современник» появился некролог в память об «умершем». Словом, явление это действительно было уникальным – аналогов подобному в мировой литературе не существовало прежде.

Лев Феликсович Лагорио «Вымышленный портрет Козьмы Пруткова», 1853 год
Лев Феликсович Лагорио «Вымышленный портрет Козьмы Пруткова», 1853 год

«Средь шумного бала…»

Толстой, как и многие молодые люди света, любил развлечения и балы. Он отличался привлекательной внешностью, а потому пользовался успехом у дам. Его приятели описывали Алексея Константиновича как статного белокурого мужчину, который отличался и хорошей осанкой, и прекрасной физической формой. Наверное, его вполне можно было бы назвать сердцеедом, если бы не один эпизод в жизни Толстого, который полностью изменил его жизнь.

На одном из балов Алексей встретил обворожительную женщину, лицо которой скрывала маска. Он даже не знал её имени, мог лишь догадываться, как она выглядит, но уже тогда понял, что влюбился. Как оказалось, его возлюбленной стала Софья Миллер, женщина очаровательная и действительно милая. Вот только была одна преграда – у неё имелся супруг. Но, несмотря на общественное мнение и свой долг, Софья спустя некоторое время покинула мужа ради Алексея Константиновича. Пара прожила вместе много лет, и это, несомненно, стало счастливым временем для Алексея и Софьи.

Кстати, мать Алексея Константиновича выступала против его брака с Миллер. Она не считала женщину красавицей, совершенно не разделяя мнение сына, а главное – видела в Софье натуру легкомысленную и поверхностную. Известно, что в юные годы у избранницы Толстого был роман с Григорием Вяземским, однако родители того не дали согласие на брак. Такое прошлое бросало тень на репутацию женщины. Но, когда речь заходила о чувствах, Алексей Константинович не оглядывался ни на кого – и в этом случае даже мнение матери не могло изменить его решения.

Мать писателя была категорически против брака сына с Софьей Миллер Михаэль Даффингер Мориц «Анна Алексеевна Толстая», урождённая Перовская, 1827 год
Мать писателя была категорически против брака сына с Софьей Миллер
Михаэль Даффингер Мориц «Анна Алексеевна Толстая», урождённая Перовская, 1827 год

Настоящее счастье

Однако официально оформить свои отношения они смогли лишь в начале 1860-х годов – мать Толстого была против этого брака, а супруг Миллер не давал жене согласия на расторжение брака. Преодолев все трудности, Толстой наконец обрёл своё личное счастье. Кстати, именно встреча с Софьей Миллер вдохновила литератора на написание стихотворения «Средь шумного бала…»:

«Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал…»

Стоит признать, что Софья Миллер и правда не блистала красотой (тут уж мать писателя оказалась права), однако была женщиной талантливой, прекрасно образованной и чуткой. А главное – она смогла подарить Алексею Константиновичу и уют, и семейное счастье. Согласитесь, это куда большая ценность, нежели внешний блеск.

Именно встреча с Софьей Миллер вдохновила литератора на написание стихотворения «Средь шумного бала…»
Именно встреча с Софьей Миллер вдохновила литератора на написание стихотворения «Средь шумного бала…»

Поэт и переводчик

Публиковать свои стихотворения Толстой начал лишь в 1850-е годы. Его лирика стала источником вдохновения для известных русских композиторов, в частности, Модеста Мусоргского и Петра Чайковского. Как можно заметить в творчестве Толстого, он очень любил народные песни – в его произведениях нередко звучат народные мотивы. Кроме того, перу графа принадлежат творения, которые раскрывают его безграничную любовь к Родине – наряду с любовной лирикой гармонично «уживается» и патриотическая. Так, к примеру, очень ярко и проникновенно звучит стихотворение «Край ты мой, любимый край»:

«Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!»

В совершенстве владея несколькими иностранными языками, Алексей Толстой активно занимался переводами. Он переводил баллады и стихотворения Гёте, Байрона, причём всегда долго работал над переводами, стараясь придать им и точность, и некую художественную нотку. До наших дней дошло немало черновиков графа, в которых имеются разные варианты одного и того же стихотворения. Они демонстрируют, с какой тщательностью Алексей Константинович делал переводы.

Алексей Константинович Толстой, 1860-е годы
Алексей Константинович Толстой, 1860-е годы

При императоре

Когда на престол взошёл Александр Второй, его товарищ по детским играм был назначен флигель-адъютантом. Теперь он находился при императоре и выполнял особые поручения государя. Такая служба считалась бы почётной для каждого дворянина, однако Алексея Константиновича она угнетала. В письмах супруге он признавался, что у него практически не остаётся времени для творчества.

Лишь в 1861 году писатель вышел в отставку, которая стала для него долгожданным временем отдыха. Теперь он мог посвящать всё своё время столь любимому искусству. Кстати, именно тогда прежний столичный франт Толстой понял, насколько хороша жизнь вдали от суеты столицы. Вместе с супругой он поселился в окрестностях Петербурга и крайне редко приезжал в сам город.

В дни коронации Александра II граф Толстой был назначен флигель-адъютантом Василий Федорович Тимм «Помазание Государя императора Александра II», 1856 год Источник: Коронационная книга
В дни коронации Александра II граф Толстой был назначен флигель-адъютантом
Василий Федорович Тимм «Помазание Государя императора Александра II», 1856 год
Источник: Коронационная книга

Алексей Толстой и Иван Грозный

Алексей Толстой всегда интересовался историей, причём самой интригующей и притягательной личностью для него стал Иван Грозный. Наброски к роману «Князь Серебряный» он сделал ещё в 1840-е годы. Писатель изучал сохранившиеся исторические источники, работал с архивными документами, детально разбирал фольклор и труды авторов того времени. Свой роман Толстой сумел завершить лишь в 1861 году – уже тогда произведение было опубликовано.

В романе очень ярко и реалистично показана эпоха Ивана Грозного, суровые нравы того времени, жестокость опричников. При этом главный герой романа Никита Серебряный – персонаж не исторический, но вымышленный. А вот некоторые личности, описанные Толстым, существовали на самом деле. Среди них особенно выделяется опричник Малюта Скуратов, человек жестокий и совершенно безжалостный. Кстати, своё отношение к самому русскому царю Алексей Толстой выразил в послесловии к роману:

«Простим грешной тени царя Иоанна, ибо не он один несет ответственность за свое царствованье; не он один создал свой произвол, и пытки, и казни, и наушничество, вошедшее в обязанность и в обычай».
Илья Сергеевич Глазунов. Иллюстрация к роману Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный»
Илья Сергеевич Глазунов. Иллюстрация к роману Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный»

Последние годы жизни

В конце 1860-х годов писатель снова вернулся к поэзии. Надо сказать, что проза и лирика гармонично и интересно сочетались на протяжении всей жизни литератора. Алексей Толстой словно бы передавал читателям то, что чувствовал в данный момент – причём так, как было наиболее верно. Завершив работу над «Князем Серебряным», Толстой погрузился в лирику, которая стала для него отдыхом и покоем. Интересно, что и здесь он не отступил от интереса к истории Руси. Созданные им баллады ярко рассказывают нам о прошлом нашей страны. При этом сам Толстой отмечал, что не гонится за исторической правдой и точным следованием фактам или датам. Алексей Константинович считал, что лирические произведения должны содержать и некоторую долю художественного вымысла, который, без сомнения, оживляет их.

В последние годы жизни Алексей Толстой страдал от хронических болезней, которые обострялись и порождали новые заболевания. Он не мог обходиться без инъекций морфия, которые хотя бы на время позволяли забыть о боли. Писатель страдал от астмы, невралгии, грудной жабы. Приезжавший к нему друг Афанасий Фет отмечал, что его приятель очень слаб и находится в плачевном состоянии. Увы, облегчить его болезни было уже нельзя.

Илья Ефимович Репин «Портрет графа Алексея Константиновича Толстого», 1879 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет графа Алексея Константиновича Толстого», 1879 год
Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

Алексей Толстой умер в 1875 году. Вошедшая утром в его комнату супруга решила, что он просто спит, но разбудить Толстого уже не смогла. Как предполагала Софья Андреевна, Алексей Константинович после очередного приступа боли ввёл лишнюю инъекцию, чем погубил себя. Смерть Толстого стала трагедией не только для его родных и друзей, но и всего литературного мира. Ушёл из жизни выдающийся писатель и человек прекрасной души. Как очень точно выразился о нём Иван Тургенев:

«Рыцарская натура» – это выражение почти неизменно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом… Натура гуманная, глубоко гуманная!…»

На обложке: Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «Портрет графа Алексея Константиновича Толстого», 1879 год. Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий