Рыба в фильме «Гараж» – надоедливый реквизит или грозный символ?

Искусство

«Гараж» – трагикомедия Эльдара Рязанова о том, как интеллигентные и взрослые люди выясняют отношения из-за мест в гаражном кооперативе и показывают свою неприглядную сторону.

Зоологический музей был выбран местом истории не просто так. Чучела доисторических животных отлично символизировали не совсем человеческое поведение персонажей фильма.

Критика общественных недостатков

Сюжет фильма «Гараж» основан на реальных событиях. Подобный случай произошел с самим Эльдаром Рязановым. Точнее, он стал его свидетелем, когда побывал на заседании реального гаражно-строительного кооператива. На собрании присутствовали сотрудники «Мосфильма», взрослые образованные люди, многих из которых режиссер знал с положительной стороны. Как же он был удивлен, когда его знакомые раскрылись совсем по-другому.

Режиссер хотел побыть на собрании 20-30 минут и вернуться к работе. Но попал домой только через сутки. Позже Рязанов вспоминал:

«Я приехал домой словно оглушенный, пристыженный. Ведь многих моих знакомых я считал порядочными людьми, но увидел только сборище равнодушных и трусливых людей, напрочь лишенных совести и справедливости. Будто с них спали маски благопристойности».
Автор сценария Эмиль Вениаминович Брагинский и режиссёр Эльдар Александрович Рязанов во время съёмок фильма «Гараж», 1979 год
Автор сценария Эмиль Вениаминович Брагинский и режиссёр Эльдар Александрович Рязанов во время съёмок фильма «Гараж», 1979 год

Повестка собрания было той же, что и в фильме – земельный участок, который выделялся под строительство гаражей, сокращался. Следовательно, нужно было уменьшить и количество пайщиков. В итоге из списка исключили тех, кто не смог за себя постоять. А участники, имевшие право голоса, за них не заступились.

Впрочем, режиссер и сам проявил себя не с самой положительной стороны на том собрании. Он очень жалел, что не заступился тогда за тех, кому пришлось отказаться от гаражей. Тихо радовался, что он-то в список исключенных пайщиков не попал. Поэтому фильм стал для него своеобразным искуплением. Он вывел себя в таком персонаже, как профессор Смирновский, а сам сыграл обладателя «несчастливого билета».

Малаева, роль которой исполнила Лия Ахеджакова - белая ворона в этом коллективе, где люди теряют человеческие качества Кадр из фильма «Гараж», 1979 год
Малаева, роль которой исполнила Лия Ахеджакова – белая ворона в этом коллективе, где люди теряют человеческие качества
Кадр из фильма «Гараж», 1979 год

Первобытные человеческие отношения

Хотя Рязанов практически полностью повторил сюжет реального гаражно-кооперативного собрания, все же место действия он изменил. В фильме на собрании спорили и делили землю под гаражи работники вымышленного НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Правда, съемки проходили не в настоящем музее, а в специально выстроенных декорациях на киностудии «Мосфильм».

Рязанов говорил, что декорации были выбраны без какого-либо скрытого смысла. Просто все действие фильма разворачивается в тесном закрытом помещении, поэтому картинку нужно было как-то разнообразить.

Однако, мне кажется, режиссер лукавил. Даже зрители и критики не упустили из виду антураж. Чучела животных как бы намекают на нечеловеческое поведение героев. Не зря же и сам кооператив работников НИИ назывался «Фауна». Возможно, каждый персонаж ассоциировался с каким-то животным. А собрание в целом напоминало цирк в рамках коллектива. Например, Малаеву называли белой вороной.

Откуда-то из глубины выплывает один из главных атрибутов – огромное чучело рыбы, похожей на пиранью с острыми зубами. Со зловещим скрежетом она проносится вокруг героев. В этот момент вступает тромбон, будто усиливая заданный чучелом элемент сюрреализма. Рыба лучше остальных экспонатов символизирует происходящее на собрании: с виду милые и безвредные люди готовы «сожрать» друг друга.

«Гараж» – это срез общества. Трагикомедия смешит без злобы и учит без высокомерия, погружает в проблемы, которые актуальны во все времена. Интересно, что некоторые именитые актеры отказались сниматься из-за того, что не верили в успех картины. Вернее, что она вообще выйдет на экраны. Хотя и с привычной для Рязанова иронией, но фильм все-таки хлестко и достаточно неприглядно обличает человеческие пороки.

Злобная острозубая рыба лучше остальных экспонатов символизирует происходящее на собрании Кадр из фильма «Гараж», 1979 год
Злобная острозубая рыба лучше остальных экспонатов символизирует происходящее на собрании
Кадр из фильма «Гараж», 1979 год

Но буквально накануне сдачи картины состоялся пленум ЦК КПСС, где тогдашний лидер советского государства Л.И. Брежнев призывал беспощадно критиковать общественные недостатки. «Гараж» Рязанова выполнял поставленную задачу максимально художественно и точно.

Через много лет режиссер признавался:

«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж» перестал быть интересным, чтобы стали неактуальные проблемы, показанные в фильме. Однако я вижу, что фильм по-прежнему популярен, потому что до сих пор является зеркалом нашей неприглядной жизни».

Думаю, что с Эльдаром Александровичем трудно не согласиться.

На обложке: Кадр из фильма «Гараж», 1979 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий