«Русалка» – о чём задумалась героиня картины Уотерхауса?

Искусство

Во все времена море манило людей, привлекая их своими тайнами и пугая неведомым, которое может обитать в тёмных глубинах. Неудивительно, что у многих народов появлялись истории о прекрасных морских девах, которые могли нести человеку спасение или погибель. Именно такие мифические красавицы служили источником вдохновения для известного британского художника Джона Уильяма Уотерхауса.

Надо сказать, что на картинах Уотерхауса русалки появляются нередко. Он интересовался тёмной стороной этих созданий, показывая их связь с потусторонними силами и способности к магии. Однако среди множества «Русалок» этого британца самой известной стала картина, написанная приблизительно в 1900 году. В ней есть и таинственность, и очарование, и некий лирический элемент, в дальнейшем вдохновлявший других художников и поэтов. Что же особенного в этой «Русалке»? И почему морские девы так интересовали Уотерхауса?

Любитель мифов

Джон Уильям Уотерхаус появился на свет в Риме, однако спустя некоторое время семья переехала в Лондон, где живописец прожил все последующие годы. Ещё в юности он интересовался старинными преданиями, античными мифами и английским фольклором. Несомненно, именно тогда в его воображении начали появляться образы, которые в дальнейшем художник перенесёт на свои полотна. Среди них были и русалки.

Как считают искусствоведы, популярность Джона Уильяма была обусловлена не столько особенной манерой письма или злободневностью сюжетов картин, сколько выразительной красотой моделей, изображённых им.

Девушки на картинах Уортерхауса часто пребывают в лирической задумчивости, что подкупало публику. Это придавало образу загадочности, а может ли быть сочетание более выигрышное, нежели красота и таинственность? В работах Уотерхауса часто можно заметить мечтательных или задумчивых героинь, но особенно хорошо это видно в его «Русалках».

Уильям Логсдэйл «Портрет Джона Уильяма Уотерхауса», около 1887 года Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон Великобритания
Уильям Логсдэйл «Портрет Джона Уильяма Уотерхауса», около 1887 года
Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон Великобритания

Русалочья трагедия

Как я уже сказала, Джон Уильям посвятил прекрасным морским девам несколько своих работ. Интерес к ним был порождён увлечённостью мифами. Традиционно русалки были сиренами, которые сочетали в себе манящую красоту голоса и жестокость нрава. Постепенно Уотерхаус отошёл от античного мировоззрения и начал изображать некий «универсальный» образ русалки.

В них он видел не просто потусторонних существ, жизнь которых остаётся тайной для человека. Русалки в подаче Уотерхауса – натуры чувствующие и живые, при этом страдающие. Они, несомненно, способны испытывать глубокие чувства, однако понимают, что мир людей остаётся закрытым для них.

Джон Уильям Уотерхаус «Русалка», 1900 год Местонахождение: Королевская академия искусств, Лондон, Великобритания
Джон Уильям Уотерхаус «Русалка», 1900 год
Местонахождение: Королевская академия искусств, Лондон, Великобритания

Поэзия и живопись

Считается, что источником вдохновения для картины «Русалка», написанной в 1900 году, стало стихотворение Альфреда Теннисона, написанное за семь десятков лет до появления произведения Уотерхауса. Вот фрагмент из него:

«Я была бы волшебной русалкой;

Я бы пела сама себе целый день;

Я расчёсывалась бы жемчужным гребнем,

А расчёсываясь, я бы пела и говорила:

«Кто любит меня? Кто не любит меня?»

Как вы заметили, в стихотворении рассказывается о русалке, сидящей у моря и расчёсывающей свои длинные волосы. Она поёт песню о любви и кажется, что само море готово выплеснуться, вырваться из берегов от избытка чувств. Русалка говорит, что даже морские чудовища любят её, вот только её сердце остаётся холодным. Быть может, она любит того, кто не может жить в море, того, кто принадлежит совсем иному миру.

Именно это сочетание красоты и задумчивости мы видим на картине Уотерхауса. Перед нами – русалка, спокойно сидящая на берегу и глядящая на волны, бегущие прямо к ней. Позади неё возвышаются тёмные арки скал. Кстати, по галечному берегу можно предположить, что дело происходит на одном из берегов Британии. Надо признать, Уотерхаус был истинным патриотом, а потому практически на всех его картинах мы видим исключительно британский колорит.

На картине Уотерхауса мы видим сочетание красоты и задумчивости
На картине Уотерхауса мы видим сочетание красоты и задумчивости

Морская дева и хранительница тайн

Главный образ картины русалка – это одинокая фигура девушки с рыбьим хвостом. Посмотрите, как реалистично Уотерхаус передаёт переход от человеческого тела к рыбьему. С полотна исходит ощущение нежной меланхолии. Здесь нет драмы или надрыва, но чувствуются абсолютный покой и умиротворение. Русалка просто смотрит на волны и расчёсывает свои длинные золотистые волосы.

Рядом с нею лежит раковина с жемчугом. Согласно преданиям, он появлялся из слёз мёртвых моряков. Несомненно, эта властительница глубин знает немало тайн, но ни одной из них она не станет делиться с людьми. Не потому, что гордится своими знаниями, а просто от того, что это – совсем иной мир.

В 1901 году на выставке в Королевской академии публика впервые увидела полотно «Русалка». Творение Уотерхауса было положительно принято критиками. После избрания академиком живописец подарил картину Королевской академии. Вскоре после выставки в журнале «Арт Джорнал» была опубликована рецензия, где очень точно отмечалась суть полотна:

«Оно рассказывает о человеческом стремлении, которое никогда не может быть удовлетворено… Морозный холод навсегда поселился в её сердце; бесконечный плеск волн не может заменить звуки человеческого голоса; никогда это прекрасное создание, обеспокоенное чувствами, не сможет испытать ни непробужденного покоя, ни радости женственности».
Рядом с русалкой лежит раковина с жемчугом, который, согласно преданиям, появлялся из слёз мёртвых моряков
Рядом с русалкой лежит раковина с жемчугом, который, согласно преданиям, появлялся из слёз мёртвых моряков

Никакого надрыва, экспрессии или драмы, но тем не менее Джон Уильям Уотерхаус в своей «Русалке» сумел отразить трагедию души живого существа. Изображённая им морская дева – образ хрупкости и нежности, при этом наполненный страданием. Умиротворение картины – лишь принятие своей судьбы, которое является осознанным чувством главной героини.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий