Рукописи горят – знаменитые писатели, сжигавшие свои произведения

Искусство

Второй том «Мертвых душ» – пожалуй, самое известное сожженное художественное произведение. Биографы Николая Гоголя до сих пор спорят, насколько большой ущерб понесла мировая литература от этого поступка. Однако уничтожал свои творения не только Гоголь. Есть и другие писатели, по разным причинам предавшие свои произведения огню.

«Мертвые души» Николая Гоголя

Писатель уничтожил второй том своей, пожалуй, самой главной книги. Не все литераторы уверены, что поступок Гоголя действительно был сожжением. Впрочем, есть несколько версий этого события, произошедшего в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. в доме на Никитинском бульваре, где писатель снимал квартиру.

Основная версия – Гоголь осознанно бросил рукопись в огонь. Правда, не совсем ясно, почему он это сделал. Скорее всего, писатель находился в крайне нестабильном душевном состоянии. Ведь он так же расправился и с черновиками первого тома, переживая глубокий психологический кризис.

Но у этого события был свидетель – слуга Семен. Он увидел, как Гоголь бросает листы в огонь, и спросил: «Что вы делаете?». На что писатель ответил: «Не твое дело». После того, как он сжег все черновики, Гоголь вздохнул и заплакал.

Есть версия, что рукопись была уничтожена случайно. Гоголь сжигал ненужные черновики и случайно в огонь угодила рукопись второго тома.

Одно время в России и за границей якобы находили отдельные части рукописи второго тома «Мертвых душ». Тогда возникла версия, что черновики припрятали знакомые писателя. То ли Гоголь написал в них что-то провокационное, то ли решили отсрочить публикацию до юбилейной даты. Позже все-таки выяснилось, что это были черновики первого тома, просто с небольшими правками.

Илья Ефимович Репин «Гоголь сжигает рукопись второй части «Мертвых душ», 1909 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Гоголь сжигает рукопись второй части «Мертвых душ», 1909 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Говорят, что после «Мастера и Маргариты» писателям больше не о чем писать. Однако 18 марта 1930 г. Булгаков бросил в огонь черновые тетради будущего величайшего романа, а вместе с ним «Записки покойника», несколько глав «Белой гвардии» и личные дневники. Причиной стал запрет на постановку булгаковских пьес в театре и в целом критика его произведений.

Эпизод с сожжением рукописи Булгаков вставил в сюжет романа Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». 2005 год
Эпизод с сожжением рукописи Булгаков вставил в сюжет романа
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». 2005 год

Правда, сгорели не все листы. Также остались целыми еще две тетради с записями. По ним Булгаков восстановил роман. А эпизод с рукописью передал в сюжете. В конце романа Воланд заявляет Мастеру, что рукописи не горят.

«Евгений Онегин» Александра Пушкина

В Болдинскую осень 1830 г. Александр Сергеевич Пушкин закончил IX главу «Евгения Онегина» и сделал наброски Х главы. Однако, перечитав черновики, понял, что за такие стихи может прямиком отправиться в Сибирь. Тем более что только недавно закончил тяжбу с Синодом и чудом избежал «сибирских красот».

19 октября на обратной стороне черновика повести «Метель» поэт написал: «19 октября сожжена Х песнь». Правда, на отдельном листе Пушкин зашифровал некоторые строфы из главы.

До сих пор литературоведом не удалось полностью разгадать пушкинскую шифровку. Впрочем, есть свидетельства современников поэта, которые рассказывали, что Пушкин не раз читал X главу даже после ее уничтожения. В ней Онегин отправляется в путешествие, а в конце то ли гибнет на Кавказе, то ли вступает в ряды декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин сжёг рукопись Х главы «Евгения Онегина» Дмитрий Анатольевич Белюкин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» / aria-art.ru
Александр Сергеевич Пушкин сжёг рукопись Х главы «Евгения Онегина»
Дмитрий Анатольевич Белюкин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» / aria-art.ru

«Идиот» и «Преступление и наказание» Федора Достоевского

За Федором Михайловичем не было замечено привычки бросать черновики в огонь. Наоборот, он очень бережно относился к своим тетрадям, хранил в них черновики своих произведений, дневниковые записи и даже будничные заметки. Так было до 1849 г., когда он оказался в кружке заговорщиков, обвиненных в «замысле на ниспровержение государственного устройства», и чуть не был казнен.

Жандармы, естественно, провели обыски в квартире писателя, изъяли его бумаги и две запрещенные книги. С тех пор Достоевский уже осторожно относился к хранению рукописей. Так, когда писатель планировал вернуться в Россию из Европы, он сжег рукописи романа «Идиот», опасаясь, что их изымут на границе и не вернут.

Впрочем, однажды он избавился от практически готового романа «Преступление и наказание». Повествование в нем велось от лица Раскольникова. Но Достоевский решил усложнить первоначальный замысел, добавить новых героев и отойти от жанра исповеди. Писатель сел за новый вариант романа, а старый отправил в огонь за ненадобностью. Работа над романом «Идиот» шла нелегко. Достоевскому не понравился первоначальный замысел произведения.

Практически завершённый роман «Преступление и наказание» Достоевский уничтожил и написал другой Эрнст Неизвестный. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» «Между крестом и топором», 1970 год
Практически завершённый роман «Преступление и наказание» Достоевский уничтожил и написал другой
Эрнст Неизвестный. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» «Между крестом и топором», 1970 год

Стихотворения Анны Ахматовой

В отличие от Достоевского, Анна Ахматова без сожаления расставалась со многими своими стихотворениями. Известно, что она сожгла большую часть ранней лирики. Сама поэтесса так это объясняла:

«Боже, какие позорные стихи я писала! Недавно перечитывала, хотела что-нибудь оставить на память. Но все позор, все – не мое, чужое, общее…».
Анна Ахматова сожгла большую часть ранней лирики
Анна Ахматова сожгла большую часть ранней лирики

Многие стихи Ахматова уничтожила из-за боязни обысков. Некоторые ее стихотворения и вовсе не существовали на бумаге. Поэтесса записывала несколько строчек, заучивала их наизусть и давала кому-то выучить, а потом «чиркала спичкой и сжигала бумагу над пепельницей». Например, ее поэма «Реквием» о жизни матерей и жен врагов народа долгое время передавалась только из уст в уста.

На обложке: Рукописи всё же горят / allevents.in

МУСАГЕТ
Добавить комментарий