«Рождение Венеры» – почему Кабанеля не критиковали за «ню» на картине?

Искусство

Полная чувственности и неги прекрасная богиня наслаждается последними минутами сна, готовясь вот-вот родиться из морских вод. Именно такой мы видим очаровательную покровительницу любви на картине Александра Кабанеля «Рождение Венеры». Произведение это действительно наполнено некой «воздушной» красотой, причём в нём немало интересных моментов.

В XIX веке публике не так легко было угодить картиной, выполненной в стиле «ню». Известно несколько примеров, когда художника осмеивали, а его творение называли омерзительным и вульгарным. Но с Кабанелем был совсем иной случай. Картина не только была благосклонно принята обществом, но и вызвала немало восторгов. В чём же крылся успех Кабанеля? И почему его «Рождение Венеры» так понравилось публике?

Чувствующий мастер

Александр Кабанель, уроженец юга Франции, принадлежал к тем художникам, которым посчастливилось стать известными и признанными ещё при жизни. Вся его жизнь была связана с городом, который и сегодня считается самым вдохновляющим и романтичным в мире – Парижем. Именно там Кабанель учился живописи, продал первые картины и стал знаменитым. Не секрет, что в ту пору во французской столице было немало талантливых живописцев, которые так и остались «за бортом» жизни. Почему же так повезло Кабанелю?

Как мне кажется, этот человек умел чувствовать настроения и желания публики. Вы скажете, что это не слишком-то большой талант? А вот и нет. Далеко не каждый мастер, даже гений, способен уловить, чего хочет получить от него человек, для которого он создаёт свои творения. Кабанель же прекрасно понимал это. Он не старался придать своим произведениям какой-то особенный «зашифрованный» глубокий смысл – в его картинах всё предельно ясно, и всё лежит на поверхности. Именно такими должны были стать картины для невзыскательного зрителя и, как оказалось, мастер верно всё рассчитал.

На многих творениях Кабанеля мы можем увидеть мифологические сюжеты, героев преданий или знаменитых пьес. Первой картиной, за которую автор получил премию, стала «Смерть Моисея» (её художник написал в Риме). Но в дальнейшем, после ряда экспериментов, Кабанель понял своё призвание. Он начал писать женские портреты, причём образы дам на его полотнах стали и правда неповторимыми. Кстати, творения свои живописец писал в академической манере, что тоже не вызывало недовольства критиков.

Александр Кабанель «Автопортрет», 1852 год Местонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция
Александр Кабанель «Автопортрет», 1852 год
Местонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция

Рождённая из пены

К числу самых знаменитых творений Кабанеля, на которых художник предлагает полюбоваться нам прекрасной женщиной, стало «Рождение Венеры». Несмотря на кажущуюся простоту, о которой мы уже говорили, в этом произведении здесь необыкновенная притягательность. Художник не просто написал картину с обнажённой красавицей – он откровенно любуется ею, предлагая и нам всем ощутить чувственный эротизм продемонстрированной сцены.

О том, что изображено на этой картине, вы наверняка знаете. В качестве сюжета выбран эпизод известного мифа о появлении прекрасной богини любви. Согласно древнегреческим преданиям, покровительница красоты и влюблённых Афродита (Венерой её называть стали римляне) родилась из морской пены. Выйдя на берег из морских волн, она озарила красотой весь мир. Здесь есть некий элемент аллегории, ведь наша жизнь действительно была бы мрачной и однообразной без любви.

Александр Кабанель «Рождение Венеры», 1863 год Местонахождение Музей Орсе, Париж, Франция
Александр Кабанель «Рождение Венеры», 1863 год
Местонахождение Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Секрет успеха художника

Однако Кабанель не показывает нам Венеру такой, какой, например, её изобразил Боттичелли. В случае с картиной французского мастера богиня только-только появилась на свет и лишь готовится к своему «превращению» в небожительницу. Как видите, главная героиня полотна представлена совершенно обнажённой, но почему тогда публика не критиковала Кабанеля за излишний эротизм?

Всё дело в том, что живописец изобразил не женщину, а богиню. Если бы в такой же позе на его полотне лежала обыкновенная крестьянка или даже знатная дама в своих покоях, а сама картина носила название вроде «Госпожа N отдыхает», то в обществе наверняка разразился бы жуткий скандал. Здесь же всё было выдержано в установленных рамках. На полотнах простым смертным женщинам быть обнажёнными запрещено, но богине можно всё. Так сказать, «Что позволено Юпитеру…»

Копия картины «Рождение Венеры», написанная Александром Кабанелем в 1875 году Местонахождение: Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Копия картины «Рождение Венеры», написанная Александром Кабанелем в 1875 году
Местонахождение: Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

История «Рождения Венеры»

В 1863 году картина «Рождение Венеры» впервые была представлена публике в Парижском салоне. С первых же дней она стала пользоваться огромным успехом, а вскоре и вовсе превратилась в «жемчужину» экспозиции. Более того, парижане называли выставку «салоном Венер», поскольку на той же экспозиции демонстрировались ещё несколько изображений богини. Увидев произведение Кабанеля, его сразу же пожелал приобрести император Наполеон III, и вскоре «Рождение Венеры» пополнило личную коллекцию правителя.

В 1896 году творение Кабанеля было передано в Лувр, а во второй половине прошлого века картину приобрёл музей д’Орсэ, где уникальное произведение можно увидеть и сегодня. Кстати, Кабанель в 1875 году написал уменьшенную копию «Рождения Венеры», которая сегодня находится в Нью-Йорке. Уже один этот факт показывает, что популярность кабанелевой «Венеры» была действительно огромной. Эмиль Золя писал:

«Богиня, утопающая в молочном море, напоминает прелестную куртизанку, но сотворённую не из плоти и крови — это было бы вульгарно, — а сделанную из белого и розового марципана».
Несмотря на то, что Венера изображена обнажённой, публика не критиковала автора - ведь богине можно всё, в отличие от обычной женщины
Несмотря на то, что Венера изображена обнажённой, публика не критиковала автора – ведь богине можно всё, в отличие от обычной женщины

Надо признать, что «Рождение Венеры» Александра Кабанеля стало действительно особенным изображением известной богини. Уж кто только не пытался изобразить покровительницу любви, но придать ей столько грации, нежности и чувственности смог лишь Кабанель. Прекрасная и притягательная, она своим телом повторяет изгибы волн, на которых вот-вот проснётся, став совершенно живой и настоящей.

На обложке: Картина Александра Кабанеля «Рождение Венеры» в музее / © Adrian / flickr.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий