Реальная история – кто был прототипом героини Гурченко из фильма Михалкова «Пять вечеров»?

Искусство

Драматичный, глубокий, прекрасный фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров» основан на не менее поразительной пьесе Александра Володина. Бытовая драма о людях, которых разлучила война, уже являлась шедевром ленинградского БДТ.

Возможно, история так полюбилась зрителям потому, что произошла в реальности с самим драматургом. А главные герои в исполнении Людмилы Гурченко и Станислава Любшина тоже имели прототипов.

Старая любовь

Автор пьесы и соавтор сценария фильма Александр Володин вспоминал, что вот так же однажды после войны встретил свою старую любовь. Он не раскрывал подробностей встречи, была ли она в точности похожа на воссоединение Ильина и Тамары Васильевны. Однако сюжет фильма стопроцентно не выдуман.

Вероятно, автору были дороги эти воспоминания, как и само послевоенное время. Ведь он даже не хотел поначалу отдавать свою пьесу для экранизации Никите Михалкову. Считал его молодым режиссером, который не сумеет достоверно передать атмосферу 50-60 гг. и вообще ничего не знал о войне и послевоенных людских судьбах.

Да и снимать «Пять вечеров» Михалков собирался в срок меньше месяца. Просто абсолютный рекорд для того времени, когда кино «по-быстренькому» еще делать не научились. Просто у режиссера был перерыв между съемками «Обломова» и нужно было чем-то занять съемочную группу, а заодно выполнить план киностудии «Мосфильм». Пьеса Володина отлично подходила, ведь персонажей минимум, а все действие разворачивается в трех локациях.

Драматург Александр Моисеевич Володин не сразу решился доверить молодому режиссёру Никите Михалкову экранизацию своей пьесы
Драматург Александр Моисеевич Володин не сразу решился доверить молодому режиссёру Никите Михалкову экранизацию своей пьесы

Однако Володин был с таким положением дел абсолютно не согласен. Да, он поместил своих героев в интерьеры маленькой московской коммуналки, но сделал это потому, что хотел рассказать историю именно о людях. О тех удивительных людях, переживших войну, которых знал и сам был одним из них. Причем рассказать историю обыкновенную, которая показывает нечто необыкновенное.

К счастью, драматург ошибся, и Никита Михалков сумел абсолютно точно передать все оттенки настроения володинской пьесы. Фильм получился о людях тех времен, а первые зрители говорили, что картина – это про нас. Фильм был вроде бы простым, но очень душевным. Как говорил Пастернак:

«Поэзия везде, даже в траве. Нужно только нагнуться и поднять».

Интересно, что Володин даже свой адрес подарил главной героине пьесы. Тамара Васильевна в одной из реплик сообщает: «Восстания, двадцать два, квартира два». Только Володин по этому адресу жил в Ленинграде, а не в Москве. Существует легенда, что пьеса «Пять вечеров» вообще родилась случайно, когда однажды в дверь драматурга позвонили и спросили, не живет ли здесь Тамара Васильевна.

В фильме гениально воспроизведена автобиографическая сцена из жизни молодого Александра Володина и его будущей жены Фриды, впоследствии проживших вместе почти шестьдесят лет
В фильме гениально воспроизведена автобиографическая сцена из жизни молодого Александра Володина и его будущей жены Фриды, впоследствии проживших вместе почти шестьдесят лет

Бесчувственная жена

В уста Тамары Васильевны Володин вложил некоторые реплики своей жены. Одна из самых удивительных сцен пьесы, которая была гениально воспроизведена Михалковым в фильме, рассказывает о том, как главные герои расставались в начале войны.

Солдаты уезжали на машинах, женщины вокруг плакали, и лишь Тамара Васильевна молча смотрела на Ильина и вдруг произнесла: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная…». И запнулась. А потом повторила: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена».

Эту фразу, как и сцену в целом, Александр Володин тоже взял из своей биографии. Так еще до войны будущая жена провожала его в армию. Володин вспоминал:

«Через несколько дней я должен был отправиться в армию. Тогда меня ничего не держало на гражданке, я собирался с легким сердцем. Но вдруг мне позвонила девушка, знакомая моего бывшего одноклассника. У нас завязалась дружба и она уже провожала меня».

Как и герои его пьесы, Володин сидел в машине еще не стриженый, вокруг новобранцев плакали их подруги, и только девушка будущего драматурга спокойно посмотрела на него и сказала: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная…». И тоже запнулась. Моторы затарахтели, ничего не слышно, а она крикнула в след: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена».

Кадр из фильма «Пять вечеров», 1978 год
Кадр из фильма «Пять вечеров», 1978 год

Даже название для своей пьесы Володин позаимствовал из этой истории. Дело в том, что со своей будущей женой он познакомился ровно за 5 дней до отправки в армию. Правда, в отличие от героев пьесы, ему не пришлось долго ждать встречи. Как только Володин вернулся из армии, он сразу женился на той девушке.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий