Драматичный, глубокий, прекрасный фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров» основан на не менее поразительной пьесе Александра Володина. Бытовая драма о людях, которых разлучила война, уже являлась шедевром ленинградского БДТ.
Возможно, история так полюбилась зрителям потому, что произошла в реальности с самим драматургом. А главные герои в исполнении Людмилы Гурченко и Станислава Любшина тоже имели прототипов.
Старая любовь
Автор пьесы и соавтор сценария фильма Александр Володин вспоминал, что вот так же однажды после войны встретил свою старую любовь. Он не раскрывал подробностей встречи, была ли она в точности похожа на воссоединение Ильина и Тамары Васильевны. Однако сюжет фильма стопроцентно не выдуман.
Вероятно, автору были дороги эти воспоминания, как и само послевоенное время. Ведь он даже не хотел поначалу отдавать свою пьесу для экранизации Никите Михалкову. Считал его молодым режиссером, который не сумеет достоверно передать атмосферу 50-60 гг. и вообще ничего не знал о войне и послевоенных людских судьбах.
Да и снимать «Пять вечеров» Михалков собирался в срок меньше месяца. Просто абсолютный рекорд для того времени, когда кино «по-быстренькому» еще делать не научились. Просто у режиссера был перерыв между съемками «Обломова» и нужно было чем-то занять съемочную группу, а заодно выполнить план киностудии «Мосфильм». Пьеса Володина отлично подходила, ведь персонажей минимум, а все действие разворачивается в трех локациях.
Однако Володин был с таким положением дел абсолютно не согласен. Да, он поместил своих героев в интерьеры маленькой московской коммуналки, но сделал это потому, что хотел рассказать историю именно о людях. О тех удивительных людях, переживших войну, которых знал и сам был одним из них. Причем рассказать историю обыкновенную, которая показывает нечто необыкновенное.
К счастью, драматург ошибся, и Никита Михалков сумел абсолютно точно передать все оттенки настроения володинской пьесы. Фильм получился о людях тех времен, а первые зрители говорили, что картина – это про нас. Фильм был вроде бы простым, но очень душевным. Как говорил Пастернак:
«Поэзия везде, даже в траве. Нужно только нагнуться и поднять».
Интересно, что Володин даже свой адрес подарил главной героине пьесы. Тамара Васильевна в одной из реплик сообщает: «Восстания, двадцать два, квартира два». Только Володин по этому адресу жил в Ленинграде, а не в Москве. Существует легенда, что пьеса «Пять вечеров» вообще родилась случайно, когда однажды в дверь драматурга позвонили и спросили, не живет ли здесь Тамара Васильевна.
Бесчувственная жена
В уста Тамары Васильевны Володин вложил некоторые реплики своей жены. Одна из самых удивительных сцен пьесы, которая была гениально воспроизведена Михалковым в фильме, рассказывает о том, как главные герои расставались в начале войны.
Солдаты уезжали на машинах, женщины вокруг плакали, и лишь Тамара Васильевна молча смотрела на Ильина и вдруг произнесла: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная…». И запнулась. А потом повторила: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена».
Эту фразу, как и сцену в целом, Александр Володин тоже взял из своей биографии. Так еще до войны будущая жена провожала его в армию. Володин вспоминал:
«Через несколько дней я должен был отправиться в армию. Тогда меня ничего не держало на гражданке, я собирался с легким сердцем. Но вдруг мне позвонила девушка, знакомая моего бывшего одноклассника. У нас завязалась дружба и она уже провожала меня».
Как и герои его пьесы, Володин сидел в машине еще не стриженый, вокруг новобранцев плакали их подруги, и только девушка будущего драматурга спокойно посмотрела на него и сказала: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная…». И тоже запнулась. Моторы затарахтели, ничего не слышно, а она крикнула в след: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена».
Даже название для своей пьесы Володин позаимствовал из этой истории. Дело в том, что со своей будущей женой он познакомился ровно за 5 дней до отправки в армию. Правда, в отличие от героев пьесы, ему не пришлось долго ждать встречи. Как только Володин вернулся из армии, он сразу женился на той девушке.