Джон Уильям Уотерхаус принадлежал к тем живописцам, для которых женский образ является не только воплощением красоты, но и неким символом трагичности. Одной из самых ярких его работ, раскрывающих эту особенность восприятия, стала «Волшебница Шалот». Именно в ней Уотерхаус раскрыл свою любовь к истории, народным преданиям и особенной, той самой трагической женской красоте.
«Волшебница Шалот» – картина, источником вдохновения для которой стала поэзия. Да-да, так нередко бывает – одно искусство породило другое. История прекрасной волшебницы Шалот была рассказана в поэме Альфреда Теннисона, в дальнейшем же она нашла отражение на полотне Уотерхауса. Почему же легенда эта печальна? Что можно увидеть в глазах изображённой Уотерхаусом волшебницы? И какие интересные особенности раскрывает нам картина?
Ценитель фольклора
Джон Уильям Уотерхаус, знаменитый английский живописец, был тем человеком, который находит вдохновение в поэтических пересказах старинных преданий и легенд. Одним из самых любимых его авторов стал Альфред Теннисон. Уотерхаус обожал историю, но, пожалуй, ещё больше ему нравился английский фольклор, причём его так называемая лирическая и «тёмная» сторона.
Вряд ли большое впечатление на Уотерхауса производили весёлые песенки о гномах или эльфах. Но совсем иначе он относился к лирическим героям с печальными судьбами. Так, например, среди работ живописца немало произведений, посвящённых русалкам. В них он видел тот самый трагический образ красавицы, которая не может существовать в человеческом мире, а потому не может мечтать о девичьем счастье и взаимной любви.

Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон Великобритания
Узница замка
«Волшебница Шалот» – полотно на совсем иную тему, хотя тоже непосредственно связано со старинными преданиями. Как я уже заметила, основой для неё стала произведение Теннисона, поэма о девушке по имени Элейн. На главной героине лежит проклятие, а потому она не может покидать замок, в котором заточена. Шалот расположен на реке, которая направляет свои воды к Камелоту.
Элейн может видеть окружающий мир, окрестности замка и реку лишь в зеркале, где они отражаются. Выглянуть из окна девушка не может, поскольку никто не должен знать о её существовании.
Находясь целыми днями в заточении, обитательница Шалота занимается ткачеством. Она создаёт удивительное полотно, и на нём показывает окружающую её красоту, которую не может видеть воочию. Однако мир, расположенный за пределами замка, всё больше увлекает молодую красавицу. Ей интересно взглянуть на него, увидеть его чудеса и удивительную красоту.

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Проклятие в действии
Однажды в зеркале Элейн видит скачущего на коне Ланселота. Очарованная обликом рыцаря, она забывается и выглядывает из окна. В тот же момент гобелен, который она ткала, распутывается, а зеркало покрывается трещинами. В переводе Константина Бальмонта этот драматический момент поэмы звучит так:
«Порвалась ткань с игрой огня,
Разбилось зеркало, звеня.
«Беда! Проклятье ждёт меня!» —
Воскликнула Шалот».

Фото 1860-х годов / © Эллиот и Фрай
Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
Элейн осознаёт, насколько ужасный поступок совершила. Она покидает башню и отправляется к реке. Там девушка находит лодку, на которой пишет своё имя, после чего отправляется в путь. Во время своего странствия она поёт печальную песню, но, увы, до Камелота Элейн так и не смогла добраться. Она умерла прежде, чем завершился её путь.
Живописное воплощение
На картине «Волшебница Шалот» мы видим как раз тот момент, когда Элейн садится в лодку и достаёт из реки цепь, чтобы начать своё последнее плавание. Надо признать, эта лодка напоминает погребальную ладью, какие использовались у ряда народов Британии и Северной Европы. Особенный колорит добавляют свечи и распятие. Мы видим главную героиню, сидящую в лодке с грустным выражением лица. В её глазах читается надежда на будущее счастье, но при этом она осознаёт, что, вероятно, оно так и останется недосягаемой мечтой.
В этой картине Уотерхаус изобразил не только сюжет известной легенды, но и показал противоречия, которые нередко возникают в душе женщины. Противопоставление частного и общественного нередко заставляет представительниц прекрасного пола делать выбор. Но Уотерхаус, как и Теннисон, не винит свою героиню в том, что она предпочла эмоции и сердечные переживания своему долгу. Теннисон отмечал:
«На её лице написано рождение любви к чему-то, чего она была столь долго лишена, и эта любовь вырывает её из мира теней и ведёт в мир реальный».

Другие картины
Существует предположение, что «Волшебницу Шалот» Уотерхаус писал со своей супруги. Впрочем, в его творчестве есть и другие произведения, посвящённые этой легенде. Так, например, в 1911 году была написана картина «Меня преследуют тени», – сказала Волшебница Шалот».
Здесь мы видим несколько иной образ главной героини. Претерпел изменения и её наряд – он не белый, а ярко-красный. Создаётся впечатление, что Элейн страдает от однообразия и скуки, мечтая увидеть настоящий мир. Несомненно, раньше или позже она всё же решится посмотреть на настоящий мир, после чего начнётся действие проклятия.

Местонахождение: Художественная галерея Онтарио, Торонто, Канада
«Волшебница Шалот» по праву признана одной из лучших картин Уотерхауса. Живописец сумел мастерски передать атмосферу таинственности и неизведанности, в которую погружается главная героиня. Она решилась на многое ради заветной любви – некоего неведомого счастья, к которому стремится её душа. Увы, получить это наша волшебница так и не сможет, однако художник подчёркивает, что красота самого пути стоит того, чтобы рискнуть и сделать первые шаги по дороге, указанной самим сердцем.
На обложке: Романтическая история «Волшебницы Шалот» и сегодня трогает сердца людей / artchive.ru