Райан, которого не хотели спасать – за что актеры невзлюбили Мэтта Деймона в фильме «Спасти рядового Райана»?

Искусство

«Спасти рядового Райана» легендарного Стивена Спилберга называют одним из самых ярких и реалистичных изображений войны в истории кинематографа.

Режиссер требовал от актеров полного погружения в роль. Настолько, что в какой-то момент не герои фильма, а сами актеры возненавидели Мэтта Деймона, персонажа, которого им пришлось спасать.

За что мы сражаемся?

Советские (а потом российские) и голливудские фильмы о войне, как правило, рассказывают о героизме и мужестве простых людей. Но есть в них одно принципиальное различие. В нашем кино никогда не возникал вопрос, за что и почему люди сражались. Беспощадный враг напал на нашу страну. Невозможно было отсидеться в сторонке или вступить в сражение, выждав наиболее удобный момент.

У США такая возможность была. Чтобы мотивировать граждан, был выпущен семисерийный документальный цикл «За что мы сражаемся», в котором объяснялось, почему Америка должна присоединиться к союзникам в Европе. Самая крупная военная операция, в которой участвовали американцы – высадка в Нормандии. Этот военный эпизод и решил взять за основу Стивен Спилберг.

Режиссер, родившийся в 1946 г., вырос после Второй мировой войны. На его детство повлияли истории о войне и героизме солдат. Отец режиссера служил в армии США, что пробудило у Спилберга интерес к изучению человеческих историй, стоящих за войной. В сотрудничестве со сценаристом Робертом Родэтом он начал разрабатывать повествование, которое отражало бы суть жертвы, долга и цены человеческой жизни на войне.

Стивен Спилберг на съёмках фильма «Спасти рядового Райана», 1998 год
Стивен Спилберг на съёмках фильма «Спасти рядового Райана», 1998 год

Реальная история

Центральной темой фильма стала миссия по спасению последнего выжившего брата. Существует несколько версий, как могла возникнуть идея фильма. По рассказам некоторых коллег режиссера, во время работы над картиной «Список Шиндлера» он наткнулся на письмо, написанное одним военным. В письме, адресованном некой женщине, сообщалось, что трое ее сыновей погибли в бою. Спилберг был глубоко тронут этой историей.

По другой версии, Спилберга мог вдохновить похожий случай, который был хорошо известен в США, так как во время войны его использовали в качестве пропаганды. В 1944 г. группа американских солдат отправилась в тыл врага, чтобы спасти чудом выжившего солдата Фредерика Ниланда, у которого погибли три брата. Операция была предпринята после громкого прецедента – одновременной смерти пятерых братьев Салливан. После этого вступили в силу правила о распределении родственников по разным подразделениям и возвращении домой последнего оставшегося в живых.

Спилберг мог знать и о другом случае, который произошел с советскими солдатами. У Веры Ефимовны, матери генерала Ватутина, на войну забрали четырех сыновей. Два сына погибли, а третий, сам Николай Ватутин, умер от ран в 1944 г. Тогда Вера Ефимовна лично ходатайствовала, чтобы ее последнего сына Павла вернули домой.

До американских кинематографистов история могла дойти через Юрия Озерова, который в 80-х гг. во время съемок киноэпопеи «Сталинград» сотрудничал с компанией Warner Bros. Интересно, что история Павла Ватутина должна была войти в советский фильм, но в окончательный вариант сценария эпизод так и не попал. О том, что Спилберг списал своего Райана именно с рядового Ватутина, в 90-х гг. писали русскоязычные газеты в США.

Братья Ниланд. Слева направо - Эдвард, Престон, Роберт и Фредрик, 1940-е годы / en.wikipedia.org
Братья Ниланд. Слева направо – Эдвард, Престон, Роберт и Фредрик, 1940-е годы / en.wikipedia.org

Курс молодого бойца

Спилберг был полон решимости создать фильм, достоверно передающий жестокость и хаос войны. Вдохновленный рассказами ветеранов и историческими записями, режиссер стремился к уровню реализма, редко встречающемуся в военных фильмах. Эта приверженность точности распространилась и на подбор актеров. Спилберг искал таких актеров, которые могли бы убедительно передать физическое и эмоциональное состояние солдат.

На роль рядового Райана был выбран Мэтт Дэймон. Хотя имя его героя упоминается в названии, Райан не является главным героем. Однако именно он становится катализатором всех событий, а также чувств и эмоций персонажей. Отряд бойцов явно не в большом восторге от того, что им придется рисковать жизнью ради «простого рядового американской армии». От Мэтта Дэймона требовалось достоверно сыграть чувство вины и в то же время благодарности, а после – непомерного груза ответственности.

Для достижения нужного эмоционального состояния Спилберг заставил актеров пройти полноценный курс молодого бойца. При этом Мэтт Дэймон тренировался отдельно и на более щадящих условиях. Задумка Спилберга удалась: актеры, игравшие, бойцов, сплотились и… возненавидели Райана.

Мэтт Дэймон - рядовой Райан Кадр из фильма «Спасти рядового Райана», 1998 год
Мэтт Дэймон – рядовой Райан
Кадр из фильма «Спасти рядового Райана», 1998 год

Умом они понимали, что это всего лишь психологическая манипуляция режиссера, но ничего не могли с собой поделать. После выхода фильма Мэтт Дэймон вспоминал, что среди коллег не чувствовал себя «своим». Не зря многие ветераны боевых действий не могли досмотреть этот фильм до конца, настолько правдоподобно сыграли свои роли актеры.

На обложке: Кадр из фильма «Спасти рядового Райана», 1998 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий