«Прощание Абеляра и Элоизы» – картина о «сдержанной трагедии»

Искусство

История любви двух известных личностей – что может быть лучше сюжета для лирической картины? Швейцарская художница Ангелика Кауфман считала именно так. Поэтому одна из самых известных европейских женщин-художниц создала полотно «Прощание Абеляра и Элоизы». Многие годы история двух влюблённых и её печальный исход будоражили умы европейских мастеров. Не стала исключением и шведская художница.

Как отмечали критики, работа Кауфман была далека от реальности. Здесь нельзя было увидеть драму и яркие страдания. Однако именно это наиболее чутко восприняла публика. Народ не хотел видеть слёзы и людей, рвущих на себе волосы. Зато перед ними появилось воплощение сдержанного горя, трагедии, которая таилась в глубине душ персонажей. Что же рассказывает история любви Абеляра и Элоизы? И как преподнесла это зрителям Ангелика Кауфман?

Неординарная женщина

Начиная знакомство с творением швейцарской художницы, предлагаю немного познакомиться с ней самой. Она была дочерью художника и рисовать начала уже в шестилетнем возрасте. Ангелика Кауфман нередко помогала отцу в его мастерской, постепенно осваивая тонкости живописи. После смерти матери Ангелика побывала с отцом в Италии, несколько лет провела в Риме и Венеции, где тоже перенимала опыт у местных мастеров. В 1772 году девушка уже стала членом Академии изящных искусств Флоренции.

Знакомые Ангелики нередко называли её «мисс Ангел». Портрет Кауфман написал известный английский живописец Джошуа Рейнольдс, который считал девушку настоящим земным ангелом во плоти. Увлекалась Ангелика и музыкой. Так, например, Иоганн Винкельман писал о ней:

«Она может быть очень красива, и в пении может соперничать с нашими лучшими виртуозами».

Всесторонне одарённая, Ангелика, как любая девушка, обожала читать об историях любви. Особенно её впечатляли драмы, которые можно было перенести на свои полотна и показать зрителям собственное видение этой истории. Именно такой стала картина «Прощание Абеляра и Элоизы», написанная в 1770-е годы.

Ангелика Кауфман «Автопортрет», с 1780 по 1785 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Ангелика Кауфман «Автопортрет», с 1780 по 1785 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Для любви нет преград

Теперь же предлагаю познакомиться с самой историей, вдохновившей Кауфман. Пьеру Абеляру исполнилось всего двадцать лет, когда он приехал из провинциального Нанта в Париж. Его ровесники грезили о крестовых походах (а дело было в 1100 году), подвигах и воинских свершениях.

А вот Абеляру по душе была светская жизнь. Однако этих устремлений не мог понять отец Абеляра. Он заметил, что сын его имеет неплохие способности оратора, после чего отправил его в монашескую школу. Всевозможные доводы о чувствах и сердечных порывах не возымели действия на родителя.

Пьер Абеляр. Портретная фантазия, 1836 год
Пьер Абеляр. Портретная фантазия, 1836 год

Уже во время учёбы талантливый и способный Пьер приобрёл немало друзей и завистников. Получив сан клирика, он хотел сделать духовную карьеру, однако устоять против «запретной» любви так и не смог.

Однажды знакомый Абеляра, каноник Фульбер, пригласил Пьера в качестве учителя для своей племянницы Элоизы. Едва увидев девушку, Абеляр понял, что пропал. Образованная и красивая, изящная и соблазнительная, Элоиза была воплощённым совершенством.

Девушка отвечала ему взаимностью, а дядюшка Фульбер был доволен тем, что поручил свою племянницу человеку с безупречной репутацией. Разумеется, он и предположить не мог, что под сводами его дома расцветает любовь, о которой потом будут слагать стихи и писать картины.

Но однажды дядюшка застал влюблённых на «месте преступления». Вместе с Абеляром Элоиза бежала из дому. Они поженились, но женщина продолжала называть себя любовницей Пьера, боясь, что брак разрушит карьеру возлюбленного. А вот Фульбер времени напрасно не терял. Своим слугам он поручил отыскать беглецов. Ворвавшись в дом Абеляра, они оскопили его.

Элоиза же вынуждена была оставшиеся годы провести в монастыре. Потеряв возможность видеть друг друга, влюблённые не растратили своих чувств. Их любовь земная превратилась в любовь небесную, и отныне никто не мог разлучить их души. Говорят, что даже умерли они в один день.

«Элоиза» Местонахождение: Часовня Человечества, Париж, Франция
«Элоиза»
Местонахождение: Часовня Человечества, Париж, Франция

Картина о расставании

Момент прощания Пьера и Элоизы был запечатлён на картине Ангелики Кауфман. Это произведение было создано около 1778 года. Изображённая на полотне сцена показывает нам вход в монастырь, расположенный на окраинах Парижа. Именно здесь Абеляр навсегда расстался со своей любимой.

История картины так и остаётся загадкой. О том, как она оказалась в России, тоже ничего не известно. Однако уже в 1797 году она числилась в коллекции Эрмитажа. Надо признать, что критики неоднозначно относятся к произведению Кауфман. Так, например, Ч.А.Мезенцева отмечает:

«…в картине нет подлинной силы переживания, что также импонировало публике, видевшей предназначение искусства лишь в удовлетворении чувства изящного…»

И действительно – изображённая сцена больше напоминает сцену из спектакля во время театрального представления, нежели реальную картину. Здесь сохранены красота поз и изящество движений. Несмотря на страдания, главные герои держатся с достоинством и благородством. Конечно, это можно считать недостатком, но такой стиль придаёт особый шарм персонажам.

Ангелика Кауфман «Прощание Абеляра и Элоизы», до 1780 года Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Ангелика Кауфман «Прощание Абеляра и Элоизы», до 1780 года
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

«Прощание Абеляра и Элоизы» – картина, которая сегодня периодически экспонируется в Зимнем дворце, украшая собой один из залов. Печальная история любви во все времена находила отклик в сердцах зрителей. Увы, нередко и в жизни расставаться приходится тем, чьи души всегда неразлучны. Творение Ангелики Кауфман именно о такой «невидимой» трагедии двух любящих сердец.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий