Когда-то давно, более трёх веков тому назад, это место называли Поповой мызой. Глядя на небольшой уголок у Балтийского моря, никто не мог и предположить, что именно здесь появится Петергоф – Петров двор, который станет украшением России на многие столетия. «Изюминкой» Петергофа по праву считается Большой Петергофский дворец. Величественный и яркий, он кажется воплощением самых смелых архитектурных идей. Находящийся в окружении сверкающих фонтанов, он словно бы рождается из водной стихии, напоминая нам о том, как Пётр Первый любил море.
Весь Петергоф был задуман Петром неспроста. Это было не только место для отдыха царской семьи. Нет, в первую очередь дворец и прилегающие к нему территории стали ослепительно прекрасным памятником, символом побед Петра, который открыл для России выход к Балтийскому морю. Что же известно о главном дворце в Столице фонтанов? И чем уникальна «жемчужина» приморского уголка?
«Приморский парадиз»
Пётр Первый стал первым русским правителем, который сумел «ногою твердой встать на море». После успешной войны со Швецией он получил Прибалтику и значительно расширил территории России, превратившейся в империю. Не любивший Москву царь вскоре перенёс столицу в молодой город Петербург, а через некоторое время задумался о строительстве резиденции, будущего Петергофа.
17 мая 1714 года «приморский парадиз», как называли Петергоф, был открыт. Император, всей душой обожавший море, стремился подчеркнуть величие этой стихии – причём не только в живописной обстановке Петергофа, но и в обилии фонтанов.
Повидавший немало европейских красот Пётр стремился собрать здесь воедино всё самое прекрасное, что ему доводилось лицезреть в Европе. Порой это место называют «русским Версалем», однако это неверно. Петергоф вместил в себя не только французские, но и голландские и итальянские особенности планировки и стиля. Кроме того, именно большое число «водных куриозов», как называли фонтаны, придало ему сходство с красивейшими местами побережья Средиземного моря (в частности, Италии).

Иллюстрация из альбома «Виды окрестностей Санкт-Петербурга», 1761 год
Украшения дворца
Взглянув на Большой Петергофский дворец, невольно поражаешься величию, красоте и размаху. А ведь всё это было задумано неспроста. Пётр желал, чтобы иностранные послы и гости видели, что Россия – вовсе не дикая страна, какой они считали её многие века, а великая держава, предстающая перед Европой во всём своём ослепительном блеске.
При взгляде на парадную часть дворца нельзя не заметить каскад фонтанов, а также их главное украшение – фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льву». Он был установлен в честь победы русских над шведами в Полтавской битве. Это не просто красивое дополнение к «водопаду» у дворца, но и особенное аллегорическое изображение.
Чьим символом был лев? Швеции. Выходит, что перед нами – Самсон-Пётр (он же – Россия), который раздирает пасть шведскому льву. К сожалению, первоначальный вариант «Самсона», отлитый из свинца, деформировался и был заменён в начале XIX века, но и второй монумент был утерян безвозвратно в годы Великой Отечественной войны. Нынешний «Самсон» – результат долгой и скрупулёзной работы советских мастеров.

Преобразования и строительство
Украшение Петергофа, Большой Петергофский дворец, был построен ещё при Петре Первом, однако последующие правители позволяли себе дополнять и преображать его. Так, например, императрица Елизавета Петровна, «дщерь Петрова», решила сделать пристроенные деревянные апартаменты с покоями. Сегодняшнее великолепие дворец обрёл далеко не сразу – при Петре он выглядел намного скромнее. Но, несомненно, если бы царь мог видеть нынешний вариант постройки, он был бы доволен.
Сам дворец выстроен в затейливо-прихотливом стиле – ярком барокко, которое специалисты считают не только стилем, но и целой эпохой в проявлении чувств, нравов и настроений. Кажется, что сам дворец встаёт из моря, в окружении водяных брызг и сверкающих капель. Стены дворца сияют на солнце позолотой, а белизна крыши слепит глаза. Основную часть работы здесь производил главный строитель петербургских дворцов времён Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли. Надо признать, что архитектору пришлось изрядно попотеть, чтобы сохранить прежние очертания дворца и привнести нечто новое в старую конструкцию.
Растрелли расширил центральный корпус здания, сумев поднять его на один этаж, что давало новые возможности. Также появились два вдающихся в Верхний сад флигеля. Благодаря стараниям архитектора дворец приобрёл неповторимый и блистательный облик царской резиденции. Здание гармонично вписалось в парковый ансамбль. При этом даже дальнейшие переделки не испортили архитектурного замысла мастера – они становились лишь дополнением к великому творению Растрелли.

Монплезир
А вот самым любимым местом отдыха Петра Великого в Петергофе был не столько Большой дворец, сколько совсем иная постройка – Монплезир («Моё удовольствие»). Именно так назывались загородные дворцы, имевшие сугубо личное назначение.
Сплошь застеклённые галереи придают Монплезиру некую прозрачность и ощущение воздушности, а сам фасад выполнен в любимом Петром голландском стиле. Небольшой и уютный, он был местом, где царь мог отдохнуть от важных дел и позволить себе насладиться прекрасными видами и тишиной.

Ну а напоследок хочу сказать: если вам придётся побывать в окрестностях Петербурга, непременно отправляйтесь в Петергоф. Это место овеяно историей, оно впечатляет красотой и масштабностью воплощённых идей, а главное – напоминает нам о великом прошлом, без которого, как известно, будущего не построить.
На обложке: Большой Петергофский дворец / © Ирина Канюк / commons.wikimedia.org