Усадьба «Пенаты», расположенная на берегу Финского залива недалеко от Санкт-Петербурга, известна прежде всего благодаря своему хозяину – художнику-живописцу Илье Репину.
Эту усадьбу он приобрел в довольно почтенном возрасте, когда ему было уже 56 лет. Однако, как говорил сам художник, здесь он прожил 30 самых счастливых лет своей жизни.
«Какой простор!»
В наши дни поселок, где расположена усадьба, назван именем его знаменитого хозяина – Репино. Однако тогда в 1899 г., когда художник только приобрел небольшой участок земли, этот поселок назывался Куоккала. Северное побережье Финского залива в конце XIX в. вообще было излюбленным местом отдыха русской интеллигенции.
Как вспоминали современники Репина, это был «тихий уголок, овеваемый свежим воздухом и наполненный ароматом сосен». Финский залив также полюбился за определенную свободу. В то время это была территория Финляндии, которая входила в состав России, но сохраняла независимость. Например, там не было рыскающих повсюду жандармов, как на территории Российской империи.
А потому «немного заграница», как тогда называли Финляндию, способствовала расслабленности и свободе. Сам Репин всегда говорил, что в Куоккале чувствовал себя в состоянии «романтической приподнятости». Неудивительно, что в один из первых приездов на берег Финского залива Репин написал картину и дал ей название «Какой простор!».

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Подарок для любимой
Постепенно в Куоккале сформировался определенный кружок по интересам, в который входили музыканты, артисты, художники и писатели – в общем, люди творческой направленности. Естественно, и Репин не мог обойти это место стороной.
Официальной датой рождения «Пенатов» считается 27 мая 1899 г. Именно в этот день была оформлена купчая на участок и находившийся на нем небольшой деревянный домик. Правда, купленная усадьба была записана на имя подруги художника Натальи Борисовны Нордман. Репин в то время еще был женат. Лишь позже выяснилось, что «Пенаты» все же приобретены на деньги художника.
Первые годы в усадьбе жила Наталья Борисовна, а Репин лишь неофициально ее посещал. Сам художник поселился в «Пенатах» только в 1903 г. Едва переехав в усадьбу, он начал активно заниматься садом и домом, а также оборудовал свою мастерскую. Сохранилось несколько фотографий, запечатлевших, как художник работает на территории усадьбы.

Причуды хозяина
Репин решил перестроить все. В то время как раз по соседству жил профессор инженерной академии Владимир Платонович Стаценко. Конечно, художник не мог не пригласить столь уважаемого в своей профессиональной сфере человека.
Первое, что сделал Стаценко, так это разработал конструкцию знаменитой стеклянной крыши. Она получилась настолько удачной, что было решено переделать весь дом. Построили несколько этажей, расширили дом в стороны и он приобрел необычный, почти сказочный вид. Одновременно велась постройка мастерской и зимней веранды, которую один из друзей Репина окрестил «попугайской клеткой».
Большими проектами занимался Стаценко, а сам Илья Ефимович продолжал проектировать отдельные детали дома. Так как художник тяготел к русской народной архитектуре, в доме появились бревенчатые стены, резные лестницы, наличники на окнах и дверях. Причем все эскизы он делал самостоятельно. Чего только стоят знаменитые ворота «Пенатов»!

Строительство завершилось к 1906 г. Запущенный участок около двух гектаров, заросший кустарником и деревьями, всего за 3 года превратился в настоящий парк с аллеями, беседками, прудами и большим усадебным домом. Репин называл «Пенаты» «теремом о 36 углах с ломаными линиями». Кстати, само название «Пенаты» Репин придумал в честь древнеримских богов – хранителей семейного благополучия.
Причудливый дом снаружи был таким же необычным и изнутри. Как только гости заходили в прихожую – светлую комнату с узорчатым окном во всю стену – то их взору открывался большой плакат на подставке. Надпись на нем гласила: «Не ожидайте прислугу. Раздевайтесь, вешайте одежду сами и бейте крепче в тамтам». Ниже висел круглый медный гонг, в который и нужно было бить, чтобы вызвать хозяев.
Конечно, сердцем «Пенатов» была мастерская Репина. Он мог трудиться в ней с самого утра до позднего вечера. Репин специально оставил в ней естественный цвет дерева, который был идеальным фоном для любой картины. Тяжелые портьеры разделяли мастерскую на три части, в которых работали ученики художника, не мешая друг другу и мастеру.
Позже Репин пристроил к мастерской балкон, с которого открывался великолепный вид на парк и берег залива. Он называл этот балкон «аэропланом, который дарил ему чудесные солнечные ванны».
Легендарной комнатой была и столовая. Гостей туда приглашали ровно в 6 вечера, там проходили знаменитые репинские обеды. Репин и Нордман придумали особую вращающуюся конструкцию стола, чтобы гости могли взять все, что им нужно, без помощи прислуги.

После Октябрьской революции Финляндия отделилась от России. В один миг Репин оказался иммигрантом. Он не смог вернуться в Россию по причине здоровья, но и финского гражданства тоже не принял. Репин умер в 1930 г. Согласно завещанию, его похоронили в «Пенатах». А уже через 10 лет в усадьбе был открыт музей художника.
На обложке: «Пенаты» – дом-музей Ильи Ефимовича Репина / spbinteres.ru