Превращение в сказку – Илья Репин в усадьбе «Пенаты»

Искусство

Усадьба «Пенаты», расположенная на берегу Финского залива недалеко от Санкт-Петербурга, известна прежде всего благодаря своему хозяину – художнику-живописцу Илье Репину.

Эту усадьбу он приобрел в довольно почтенном возрасте, когда ему было уже 56 лет. Однако, как говорил сам художник, здесь он прожил 30 самых счастливых лет своей жизни.

«Какой простор!»

В наши дни поселок, где расположена усадьба, назван именем его знаменитого хозяина – Репино. Однако тогда в 1899 г., когда художник только приобрел небольшой участок земли, этот поселок назывался Куоккала. Северное побережье Финского залива в конце XIX в. вообще было излюбленным местом отдыха русской интеллигенции.

Как вспоминали современники Репина, это был «тихий уголок, овеваемый свежим воздухом и наполненный ароматом сосен». Финский залив также полюбился за определенную свободу. В то время это была территория Финляндии, которая входила в состав России, но сохраняла независимость. Например, там не было рыскающих повсюду жандармов, как на территории Российской империи.

А потому «немного заграница», как тогда называли Финляндию, способствовала расслабленности и свободе. Сам Репин всегда говорил, что в Куоккале чувствовал себя в состоянии «романтической приподнятости».  Неудивительно, что в один из первых приездов на берег Финского залива Репин написал картину и дал ей название «Какой простор!».

Илья Ефимович Репин «Какой простор!», 1903 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Илья Ефимович Репин «Какой простор!», 1903 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Подарок для любимой

Постепенно в Куоккале сформировался определенный кружок по интересам, в который входили музыканты, артисты, художники и писатели – в общем, люди творческой направленности. Естественно, и Репин не мог обойти это место стороной.

Официальной датой рождения «Пенатов» считается 27 мая 1899 г. Именно в этот день была оформлена купчая на участок и находившийся на нем небольшой деревянный домик. Правда, купленная усадьба была записана на имя подруги художника Натальи Борисовны Нордман. Репин в то время еще был женат. Лишь позже выяснилось, что «Пенаты» все же приобретены на деньги художника.

Первые годы в усадьбе жила Наталья Борисовна, а Репин лишь неофициально ее посещал. Сам художник поселился в «Пенатах» только в 1903 г. Едва переехав в усадьбу, он начал активно заниматься садом и домом, а также оборудовал свою мастерскую. Сохранилось несколько фотографий, запечатлевших, как художник работает на территории усадьбы.

Илья Ефимович Репин работает на территории усадьбы «Пенаты», 1899 год
Илья Ефимович Репин работает на территории усадьбы «Пенаты», 1899 год

Причуды хозяина

Репин решил перестроить все. В то время как раз по соседству жил профессор инженерной академии Владимир Платонович Стаценко. Конечно, художник не мог не пригласить столь уважаемого в своей профессиональной сфере человека.

Первое, что сделал Стаценко, так это разработал конструкцию знаменитой стеклянной крыши. Она получилась настолько удачной, что было решено переделать весь дом. Построили несколько этажей, расширили дом в стороны и он приобрел необычный, почти сказочный вид. Одновременно велась постройка мастерской и зимней веранды, которую один из друзей Репина окрестил «попугайской клеткой».

Большими проектами занимался Стаценко, а сам Илья Ефимович продолжал проектировать отдельные детали дома. Так как художник тяготел к русской народной архитектуре, в доме появились бревенчатые стены, резные лестницы, наличники на окнах и дверях. Причем все эскизы он делал самостоятельно. Чего только стоят знаменитые ворота «Пенатов»!

Зимняя веранда дома Репина, 1904 год
Зимняя веранда дома Репина, 1904 год

Строительство завершилось к 1906 г. Запущенный участок около двух гектаров, заросший кустарником и деревьями, всего за 3 года превратился в настоящий парк с аллеями, беседками, прудами и большим усадебным домом. Репин называл «Пенаты» «теремом о 36 углах с ломаными линиями». Кстати, само название «Пенаты» Репин придумал в честь древнеримских богов – хранителей семейного благополучия.

Причудливый дом снаружи был таким же необычным и изнутри. Как только гости заходили в прихожую – светлую комнату с узорчатым окном во всю стену –  то их взору открывался большой плакат на подставке. Надпись на нем гласила: «Не ожидайте прислугу. Раздевайтесь, вешайте одежду сами и бейте крепче в тамтам». Ниже висел круглый медный гонг, в который и нужно было бить, чтобы вызвать хозяев.

Конечно, сердцем «Пенатов» была мастерская Репина. Он мог трудиться в ней с самого утра до позднего вечера. Репин специально оставил в ней естественный цвет дерева, который был идеальным фоном для любой картины. Тяжелые портьеры разделяли мастерскую на три части, в которых работали ученики художника, не мешая друг другу и мастеру.

Позже Репин пристроил к мастерской балкон, с которого открывался великолепный вид на парк и берег залива. Он называл этот балкон «аэропланом, который дарил ему чудесные солнечные ванны».

Легендарной комнатой была и столовая. Гостей туда приглашали ровно в 6 вечера, там проходили знаменитые репинские обеды.  Репин и Нордман придумали особую вращающуюся конструкцию стола, чтобы гости могли взять все, что им нужно, без помощи прислуги.

Крыльцо и фронтон с узором на южном фасаде доме Репина, 1904 год
Крыльцо и фронтон с узором на южном фасаде доме Репина, 1904 год

После Октябрьской революции Финляндия отделилась от России. В один миг Репин оказался иммигрантом. Он не смог вернуться в Россию по причине здоровья, но и финского гражданства тоже не принял. Репин умер в 1930 г. Согласно завещанию, его похоронили в «Пенатах». А уже через 10 лет в усадьбе был открыт музей художника.

На обложке: «Пенаты» – дом-музей Ильи Ефимовича Репина / spbinteres.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий