«Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном» – мода на уродство в картине Риберы

Искусство

Среди картин, ставших «изюминкой» мировой живописи, немало таких, которые до сих пор интригуют зрителя, заставляя вникать не только в поданные художником образы и особенности использованных оттенков, но и в судьбы изображённых героев. Пример тому – «Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном» живописца Хосе де Риберы. 

Что же необычного в этой картине? Прежде чем мы взглянем на неё, хочу отметить второе название этого произведения – «Портрет бородатой женщины». Согласитесь, этот вариант звучит более интригующе. А ведь Магдалена Вентура существовала не только на полотне художника. Неудивительно, что судьба столь необычной женщины до сих пор продолжает интересовать людей. Что же известно о Магдалене и её портрете?

Художник Рибера

Известный живописец Хосе де Рибера появился на свет в Испании, однако отношения с местными властями у него складывались не самым лучшим образом. Так вышло, что большую часть жизни Рибера провёл в Италии. Хотя он часто подчёркивал свою принадлежность к испанской нации, возвращаться на родину не спешил. Впрочем, и в Италии живописцу неплохо жилось. 

Рибера был одним из самых ярых почитателей творчества Караваджо. Он считал себя его последователем, а потому нередко шокировал современников натурализмом изображения пыток и страданий. К слову, одной из самых колоритных картин Риберы стала «Кающаяся Мария Магдалина». 

На мой взгляд, это один из самых точных и красивых вариантов популярного библейского образа. А главное – в этой картине мастерство автора наиболее ярко раскрылось, позволив понять, насколько виртуозно Рибера может использовать полутона и контрастные оттенки.

Джузеппе Макферсон «Портрет Хосе де Риберы», между 1733 и 1756 годами Местонахождение: Королевская коллекция, Великобритания
Джузеппе Макферсон «Портрет Хосе де Риберы», между 1733 и 1756 годами
Местонахождение: Королевская коллекция, Великобритания

Мода на отклонения

Однако «Кающаяся Мария Магдалина» не стала той самой «знаковой» картиной, какая есть, вероятно, у каждого знаменитого художника. Так вышло, что Хосе де Рибера повстречался с Магдаленой Вентура. В эпоху расцвета культуры барокко среди мастеров проявлялся живой интерес ко всему необычному и даже уродливому. Любое отклонение от нормы считалось некой «изюминкой», даже особенной привлекательностью, поскольку выделяло человека из толпы. Согласитесь, бородатая женщина в этом контексте смотрелась бы очень колоритно. Так решил и сам Рибера. 

«Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном» (а именно так называется картина) был написан в 1631 году. Надо признать, что при первом взгляде на это изображение сложно сказать, кто перед нами – женщина с бородой или мужчина с грудью. Но, присмотревшись, мы понимаем, что это именно женщина. Она облачена в длинное платье (несомненно, женское). Да и то, как она держит своего ребёнка, очень напоминает ласковые материнские объятия.

Хосе де Рибера «Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном», 1631 год Местонахождение: Музей в госпитале Тавера, Толедо, Испания
Хосе де Рибера «Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном», 1631 год
Местонахождение: Музей в госпитале Тавера, Толедо, Испания

Судьба Магдалены

Если верить сведениям историков, когда-то Магдалена Вентура была самой обыкновенной женщиной. В молодости она вышла замуж, однако в возрасте 37 лет произошёл некий гормональный сбой (чем он был спровоцирован – неизвестно). Примечательно, что с этой поры на лице женщины стали появляться борода и усы. К 50 годам она имела заметные залысины и весьма длинную окладистую бороду. 

Согласно преданию, однажды семейную пару в их родном городе Абруццо увидел один из придворных местного герцога. Он убедил Магдалену Вентура и её супруга отправиться на виллу к герцогу (тот очень ценил всевозможные аномалии). В итоге семейство стал жить при дворе. Магдалена удивляла своим видом гостей герцога, а тот даже заказал портрет семьи у Риберы.

Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала заказал Рибере картину с бородатой женщиной
Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала заказал Рибере картину с бородатой женщиной

Особенности картины

На своём знаменитом портрете Магдалена Вентура стоит в центре пустой комнаты. Позади неё, облачённый в тёмные одежды, – супруг. На руках женщины ребёнок, которого она прижала к обнажённой груди, словно желая покормить. Сложно сказать, действительно ли этот младенец был сыном Магдалены, которая после гормональных изменений уже не могла родить. Не исключено, что Рибера сам предложил взять на руки ребёнка и открыть грудь, чтобы продемонстрировать неестественность сочетания женского тела и мужской бороды. 

Посмотрите на лица изображённых героев. Они безрадостны и растеряны. Несомненно, жизнь у герцога была для супругов тягостной. Только представьте: ежедневно этих людей выставляли на посмешище. Да, им платили немалые деньги, однако мало кому будет приятно сносить ежедневные насмешки. Кроме того, я уверена, что Магдалена очень страдала из-за своего недуга и изменившейся внешности. 

Особенное внимание на картине привлекают камни, расположенные в правой части. На них начертаны буквы. Этот текст рассказывает нам, кто такая Магдалена Вентура. Это можно назвать кратким описанием портрета. В переводе оно звучит так:

«Великое Чудо Природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у Самнитов, в просторечии г. Абруццо, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. И что примечательно, что в 37 лет она начала становится волосатой и отрастила бороду такую густую и длинную, что скорее такую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая перед этим родила троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы видите рядом».
Выражения лиц людей на картине лучше всяких слов говорят об их печальной, безрадостной жизни
Выражения лиц людей на картине лучше всяких слов говорят об их печальной, безрадостной жизни

Своим мастерством и созданием картин со столь необычными героями Хосе де Рибера приобрёл популярность среди итальянцев. «Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном» был высоко оценен придворными и герцогом. Художник сумел попасть в самую «точку». В то время, когда всякое уродство находилось на пике моды, он изобразил именно такого человека, отойдя от традиционной темы карликов, к которой прибегали другие живописцы. Однако на самом деле Рибера написал портрет не урода, но глубоко несчастной женщины, в которой видел лишь объект для насмешек.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий