Глядя на картину американского художника Джона Сарджента «Портрет мадам Икс», поневоле восхищаешься изяществом изображённой женщины и мастерством, с которым живописец передал её образ. Можно предположить, что после появления картины на выставке публика была в восторге от шедевра, а модель стала одной из самых известны дам Европы и Америки.
Но как бы не так! На самом деле эта картина, созданная с такой любовью Сарджентом, разрушила карьеру художника. А вот изображённая на портрете модель и вовсе пожалела, что когда-то позволила написать это полотно. Ситуация действительно удивительная. Согласитесь, ведь на картине нет ничего предосудительного – ни обнажённого тела, ни присутствия других личностей. Почему же тогда «Портрет мадам Икс» стал причиной грандиозного скандала?
Художник и модель
Обворожительную Вирджинию Готро художник впервые увидел в 1881 году на одном из светских мероприятий. Эта женщина была необыкновенно красива и богата, она часто появлялась на светских вечерах и прекрасно понимала, какие чувства вызывает у представителей противоположного пола.
Когда общий знакомый Сарджента и Готро сказал Вирджинии, что его друг-живописец просит позволения написать её портрет, женщина не слишком удивилась. Однако, как мне кажется, это предложение польстило красавице. Всё-таки знатные дамы чаще всего сами заказывали картины у мастеров – здесь же всё было иначе.
Сарджент явно рассчитывал, что с помощью изображения красавицы сумеет привлечь внимание к своей персоне на грядущей Парижской выставке. Готро, как и он, была выслана из своей родной страны, и не исключено, что именно это сплотило художника и его модель. Как бы то ни было, но ещё до предложения Сарджента Вирджиния отклонила два подобных варианта.
История создания
Итак, прелестная «светская львица» дала согласие позировать для портрета в 1883 году. Писать картину автор начал зимой, однако работа значительно затянулась. Во-первых, у самой Готро было немало дел (ещё бы – она считала своим долгом присутствовать на всех масштабных светских мероприятиях).
Во-вторых, Вирджинии было очень тяжело находиться в одной позе долгое время. Модели, постоянно работавшие с художниками, имели поистине титаническую выдержку, но красавица похвастаться этим качеством не могла. Живописец навещал Готро в её парижском имении, нередко бывал на вечерах, где присутствовала его модель. При этом Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».
Для портрета художник решил выбрать несколько напряжённую позу модели, которая позволила бы продемонстрировать красоту её фигуры. Кроме того, Сарджент явно восхищался профилем Вирджинии, поскольку попросил её смотреть в сторону.
Так он смог подчеркнуть все достоинства этой женщины. Итак, наступила осень, и Готро видела, что её портрет скоро будет завершён. И она, и мастер предвкушали скорый триумф. Вирджиния не сомневалась, что картина произведёт фурор на выставке. И, надо признать, оказалась права – вот только впечатление на публику работа произвела вовсе не то, которое ожидали автор полотна и его модель.
«Непристойная» картина
В 1884 году в Парижском салоне была выставлена картина, названная «Портрет мадам ***». Сарджент умышленно не стал называть имени модели, хотя осознавал, что все и так поймут, кто перед ними. Первой реакцией посетителей было возмущение. Как показалось критикам, приспущенная бретелька платья (так было на первом варианте картины) намекала на что-то вульгарное и неприличное.
Кроме того, в подчёркнутой бледности кожи Вирджинии и розовом оттенке её уха некоторые усмотрели использование косметики, что в ту пору тоже считалось весьма аморальным. Мать Готро тут же потребовала Сарджента убрать картину с выставки, что он и поспешил сделать.
В дальнейшем художник переписал некоторые детали. Так, к примеру, он вернул на своё место ту самую злополучную бретельку платья. Название картины он изменил на «Портрет мадам Икс», придав ему таинственности.
Впрочем, парижанам было не до «загадок» живописца, разгадки которых они и так знали. В прессе насмешливо писали о портрете, намекая, что это новая версия туза пик (имелись в виду очертания верха платья). Изменить отношение людей к своему творению Сарджент так и не смог.
Последствия выставки оказались самыми плачевными. Художник, который так надеялся сделать карьеру в Париже и уже взял немало заказов от богатых клиентов, по сути, остался без работы.
О продвижении в мире искусства не стоило и мечтать – его имя теперь было неразрывно связано со скандалом. Но главное – практически все заказчики перестали сотрудничать с Сарджентом. Он вынужден был переехать в Лондон, а затем и в Америку, где сумел вернуть себе доброе имя. Правда, для этого потребовались многие годы.
Репутация Вирджинии тоже серьёзно пострадала. Некоторое время она вовсе не появлялась в свете. Снова позировать другим художникам она рискнула лишь в 1891 году. Но, конечно, ни один из других её портретов не приобрёл известности картины Сарджента.
Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Икс» позволяет нам не только взглянуть на один из самых известных шедевров американской живописи, но и увидеть нравы общества того времени. Что о нём можно сказать? На мой взгляд, охарактеризовать людей, критиковавших работу Сарджента, можно всего одним словом – лицемеры. Парижские красавицы в весьма откровенных нарядах и не гнушающиеся тайком использовать косметику, посчитали портрет Вирджинии Готро верхом непристойности. Быть может, в приписанных модели пороках, они увидели собственные «грехи»?