«Портрет мадам Икс» – почему «американская Мона Лиза» вызвала скандал в обществе?

Искусство

Глядя на картину американского художника Джона Сарджента «Портрет мадам Икс», поневоле восхищаешься изяществом изображённой женщины и мастерством, с которым живописец передал её образ. Можно предположить, что после появления картины на выставке публика была в восторге от шедевра, а модель стала одной из самых известны дам Европы и Америки.

Но как бы не так! На самом деле эта картина, созданная с такой любовью Сарджентом, разрушила карьеру художника. А вот изображённая на портрете модель и вовсе пожалела, что когда-то позволила написать это полотно. Ситуация действительно удивительная. Согласитесь, ведь на картине нет ничего предосудительного – ни обнажённого тела, ни присутствия других личностей. Почему же тогда «Портрет мадам Икс» стал причиной грандиозного скандала?

Художник и модель

Обворожительную Вирджинию Готро художник впервые увидел в 1881 году на одном из светских мероприятий. Эта женщина была необыкновенно красива и богата, она часто появлялась на светских вечерах и прекрасно понимала, какие чувства вызывает у представителей противоположного пола.

Когда общий знакомый Сарджента и Готро сказал Вирджинии, что его друг-живописец просит позволения написать её портрет, женщина не слишком удивилась. Однако, как мне кажется, это предложение польстило красавице. Всё-таки знатные дамы чаще всего сами заказывали картины у мастеров – здесь же всё было иначе.

Сарджент явно рассчитывал, что с помощью изображения красавицы сумеет привлечь внимание к своей персоне на грядущей Парижской выставке. Готро, как и он, была выслана из своей родной страны, и не исключено, что именно это сплотило художника и его модель. Как бы то ни было, но ещё до предложения Сарджента Вирджиния отклонила два подобных варианта.

Вирджинию Готро художник впервые увидел в 1881 году на одном из светских мероприятий
Вирджинию Готро художник впервые увидел в 1881 году на одном из светских мероприятий

История создания

Итак, прелестная «светская львица» дала согласие позировать для портрета в 1883 году. Писать картину автор начал зимой, однако работа значительно затянулась. Во-первых, у самой Готро было немало дел (ещё бы – она считала своим долгом присутствовать на всех масштабных светских мероприятиях).

Во-вторых, Вирджинии было очень тяжело находиться в одной позе долгое время. Модели, постоянно работавшие с художниками, имели поистине титаническую выдержку, но красавица похвастаться этим качеством не могла. Живописец навещал Готро в её парижском имении, нередко бывал на вечерах, где присутствовала его модель. При этом Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».

Для портрета художник решил выбрать несколько напряжённую позу модели, которая позволила бы продемонстрировать красоту её фигуры. Кроме того, Сарджент явно восхищался профилем Вирджинии, поскольку попросил её смотреть в сторону.

Так он смог подчеркнуть все достоинства этой женщины. Итак, наступила осень, и Готро видела, что её портрет скоро будет завершён. И она, и мастер предвкушали скорый триумф. Вирджиния не сомневалась, что картина произведёт фурор на выставке. И, надо признать, оказалась права – вот только впечатление на публику работа произвела вовсе не то, которое ожидали автор полотна и его модель.

Джон Сингер Сарджент «Портрет мадам Икс», 1884 год Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США
Джон Сингер Сарджент «Портрет мадам Икс», 1884 год
Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США

«Непристойная» картина

В 1884 году в Парижском салоне была выставлена картина, названная «Портрет мадам ***». Сарджент умышленно не стал называть имени модели, хотя осознавал, что все и так поймут, кто перед ними. Первой реакцией посетителей было возмущение. Как показалось критикам, приспущенная бретелька платья (так было на первом варианте картины) намекала на что-то вульгарное и неприличное.

Кроме того, в подчёркнутой бледности кожи Вирджинии и розовом оттенке её уха некоторые усмотрели использование косметики, что в ту пору тоже считалось весьма аморальным. Мать Готро тут же потребовала Сарджента убрать картину с выставки, что он и поспешил сделать.

В дальнейшем художник переписал некоторые детали. Так, к примеру, он вернул на своё место ту самую злополучную бретельку платья. Название картины он изменил на «Портрет мадам Икс», придав ему таинственности.

В подчёркнутой бледности кожи Вирджинии и розовом оттенке её уха некоторые усмотрели использование косметики, что в ту пору считалось вульгарным
В подчёркнутой бледности кожи Вирджинии и розовом оттенке её уха некоторые усмотрели использование косметики, что в ту пору считалось вульгарным

Впрочем, парижанам было не до «загадок» живописца, разгадки которых они и так знали. В прессе насмешливо писали о портрете, намекая, что это новая версия туза пик (имелись в виду очертания верха платья). Изменить отношение людей к своему творению Сарджент так и не смог.

Последствия выставки оказались самыми плачевными. Художник, который так надеялся сделать карьеру в Париже и уже взял немало заказов от богатых клиентов, по сути, остался без работы.

О продвижении в мире искусства не стоило и мечтать – его имя теперь было неразрывно связано со скандалом. Но главное – практически все заказчики перестали сотрудничать с Сарджентом. Он вынужден был переехать в Лондон, а затем и в Америку, где сумел вернуть себе доброе имя. Правда, для этого потребовались многие годы.

Репутация Вирджинии тоже серьёзно пострадала. Некоторое время она вовсе не появлялась в свете. Снова позировать другим художникам она рискнула лишь в 1891 году. Но, конечно, ни один из других её портретов не приобрёл известности картины Сарджента.

В прессе насмешливо писали о портрете, намекая, что это новая версия туза пик (имелись в виду очертания верха платья)
В прессе насмешливо писали о портрете, намекая, что это новая версия туза пик (имелись в виду очертания верха платья)

Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Икс» позволяет нам не только взглянуть на один из самых известных шедевров американской живописи, но и увидеть нравы общества того времени. Что о нём можно сказать? На мой взгляд, охарактеризовать людей, критиковавших работу Сарджента, можно всего одним словом – лицемеры. Парижские красавицы в весьма откровенных нарядах и не гнушающиеся тайком использовать косметику, посчитали портрет Вирджинии Готро верхом непристойности. Быть может, в приписанных модели пороках, они увидели собственные «грехи»?

МУСАГЕТ
Добавить комментарий