«Положение во гроб» – как Караваджо делает нас частью своей картины?

Искусство

Несмотря на то, что картины Караваджо вызывают восхищение и сегодня, причём ценители искусства не перестают находить в них новые грани и образы, в прошлом далеко не все его произведения получали одобрение. Единственным творением, которое одобрили как критики, так и публика, стало «Положение во гроб». Кроме того, эта картина стала первой среди работ Караваджо, которая была однозначно принята церковью – причём без промедления и требований исправить определённые фрагменты.

В дальнейшем «Положение во гроб» приобрело такую популярность, что его стали копировать многие известные художники прошлого. Как утверждают искусствоведы, нам известно о 44 копиях картины, причём одна из них принадлежит знаменитому Полю Сезанну. Чем же интересна эта картина Караваджо? И какие символы мы можем увидеть на ней?

Поразительная картина

Свою знаменитую картину Микеланджело да Караваджо написал в 1602-1604 годы. К тому времени среди известных критиков уже выделилось несколько «антикараваджистов», среди которых были Бальоне и Беллори. Вот только даже они не смогли сдержать своего восхищения от увиденного. Среди самых заядлых критиков Караваджо картина «Положение во гроб» вызвала фурор.

Единодушная поддержка и, более того, восторг от столь яркой подачи библейского сюжета поистине льстили мастеру. Кроме того, в этом произведении было немало необычных технических проёмов. Композиция у Караваджо строится не вертикально или горизонтально, а по диагонали. При этом «Положение во гроб» с новыми техническими приёмами и художественными элементами стало революционной работой в истории живописи.

Микеланджело Караваджо «Положение во гроб», около 1602-1603 годов Местонахождение: Пинакотека Ватикана, Рим, Ватикан, Италия
Микеланджело Караваджо «Положение во гроб», около 1602-1603 годов
Местонахождение: Пинакотека Ватикана, Рим, Ватикан, Италия

Необыкновенный художник

Многие современники Караваджо отмечали, что «визитной карточкой» художника является реализм, с которым он изображает сцены в своих произведениях. Это касалось и известной работы «Пьета», и того самого «Положения во гроб», которое вызвало восхищение публики и критиков. Как мне кажется, внимание к работам мастера привлекалось и за счёт репутации самого Караваджо. Она отнюдь не была безоблачной.

Напротив, до наших дней сохранилось немало полицейских сводок и документов того времени, где фигурирует имя Караваджо. Конечно, сложно представить, что столь талантливый человек мог запросто убить кого-то из-за пари или ввязаться в уличную драку. Впрочем, как говорится, одно другому не помеха. Именно поэтому я полагаю, что и сама личность Караваджо не оставляла никого равнодушным, что и привлекло внимание к его работам. Но и мастерство его, конечно, бесспорно.

Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года
Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия

Основные персонажи

При первом взгляде на «Положение во гроб» можно заметить, что картина представляет собой плотную компактно расположенную группу из шести персонажей (включая и самого Христа). Верхнюю часть тела Христа поддерживает Иоанн Евангелист. Ноги Спасителя держит святой Никодим. К слову, известно, что именно он снимал гвозди и путы с ног распятого Иисуса.

Герои скорбящей группы стараются аккуратно внести тело Христа в пещеру, которая едва виднеется на заднем плане. Вы можете заметить, что святой Никодим неотрывно смотрит на нас, словно бы заставляя зрителя стать участником скорбной церемонии. И действительно – чем дольше всматриваешься в картину «Положение во гроб», тем отчётливее кажется, будто всё, что изобразил Караваджо, видишь вживую.

Святой Никодим неотрывно смотрит на нас, словно бы заставляя зрителя стать участником скорбной церемонии
Святой Никодим неотрывно смотрит на нас, словно бы заставляя зрителя стать участником скорбной церемонии

Женские образы

Особенное внимание привлекают женские образы, запечатлённые на картине. Перед нами – скорбящая мать Христа Мария, рядом с ней – Мария Магдалина, утирающая слёзы. Третьей представлена Мария Клеофская. Она понимает к небу руки. В этом жесте чувствуются отчаяние и безысходность.

Удивительным образом Караваджо создал три разных варианта страдания и его выражения, причём все они совершенно взаимодействуют между собой, создавая единую гармоничную картину. Также стоит отметить монументальность, которая достигнута благодаря использованию тёмных и светлых тонов на полотне.

Все три женских образа выражают страдание, причём они совершенно взаимодействуют между собой, создавая единую гармоничную картину
Все три женских образа выражают страдание, причём они совершенно взаимодействуют между собой, создавая единую гармоничную картину

Особенности картины

И в наши дни ценители искусства не перестают говорить, что «Положение во гроб» производит особенное впечатление на того, кто хотя бы раз видел эту картину. Этот эффект создаётся множеством технических особенностей и виртуозным мастерством Караваджо.

И если в пору расцвета эпохи Возрождения композиция напоминала устойчивую пирамиду, то в случае с «Положением во гроб» мы видим явный пример искусства барокко. Несмотря на диагональное расположение, представленная художником группа имеет монументальность. Она даже напоминает своеобразную скульптуру, запечатлённую кистями и красками на картине.

Эффект от восприятия картины усиливается расположением главных героев. Они – на переднем плане, очень близко к нам. Тело Христа и вовсе находится непосредственно перед зрителем. Использование автором такого ракурса помогает ощутить себя частью происходящего на полотне.

Кроме того, главной «изюминкой» работ Караваджо являются тёмные тона. Обратите внимание на темноту «Положения во гроб». Она практически стирает границу между гробницей-пещерой и местом действия, что добавляет сюжету мистических нот. Кроме того, каждая из фигур кажется особенно отчётливой. Почему? Секрет в том, что все персонажи, а особенно тело Христа, словно бы подсвечены прожекторами.

Каждая фигура на полотне, а особенно тело Христа настолько отчётливо выписаны, что создаётся впечатление, будто они подсвечены
Каждая фигура на полотне, а особенно тело Христа настолько отчётливо выписаны, что создаётся впечатление, будто они подсвечены

«Положение во гроб» стало одной из самых известных картин Микеланджело да Караваджо. Мастер сумел максимально ярко продемонстрировать свой талант и наработанные умения. Эта картина по-прежнему поражает зрителя, заставляет нас задуматься о судьбе Спасителя, пережить вместе с героями полотна трагический момент, описанный в Библии.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий