«Похищение сабинянок» Пуссена – почему жертвы защитили своих похитителей?

Искусство

Античные сюжеты древних легенд, в основу которых были положены реальные события, часто становились источником вдохновения для художников. Порой на одну и ту же тему создавалось несколько картин. Примером тому стало предание о похищении сабинянок. 

Полотен, демонстрирующих этот драматичный момент античной истории, немало, но самым выразительным считается творение Николы Пуссена. Эта картина позволяет нам увидеть события далёкого прошлого и лучше понять, какими были нравы в Древнем Риме. Итак, что же можно увидеть на полотне Пуссена? И какие особенности имеет картина, известная также под названием «Изнасилование сабинянок»?

Акт насилия

Начиная своё знакомство с известной картиной Николы Пуссена, сразу хочу помочь вам разобраться с её названием. В различных источниках встречаются версии как «Похищение сабинянок», так и «Изнасилование сабинянок». Конечно, речь о сексуальном насилии не идёт.

А вот такая путаница произошла из-за латинского слова «раптио», которое в переводе означает насильственные действия, применимые к другому человеку. Ведь, по сути, похищение – это тоже далеко не добровольное действие жертвы.

Никола Пуссен «Автопортрет», 1649 год Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
Никола Пуссен «Автопортрет», 1649 год
Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

История похищения

Основой сюжета картины Пуссена стала история, изложенная античным историком Титом Ливием. Автор рассказывал, что на заре существования Древнего Рима большую часть его населения составляли мужчины. Город, основанный Ромулом, был населён бандитами и чужестранцам. При этом основатель и его приближённые понимали, что женского населения здесь катастрофически не хватает. При этом Рим рос с невероятной скоростью, а потому стало ясно, что очень скоро попросту некому будет поддерживать жизнь столь крупного города – населения не хватит для этого.

В те времена принципы были предельно просты: мне что-то нужно – я прихожу и беру это. Так решили поступить и римляне. Им не хватало женщин, а потому они обратили внимание на сабинянок, что проживали поблизости. Вы можете сказать, что решить проблему можно было проще, безо всяких похищений.

Да, на первый взгляд, кажется, что это было легко: достаточно заключить браки между римской и сабинянской знатью. Но вступать в такие союзы сабинянкам запрещали их власти. Римлян считали разбойниками и преступниками, а потому мало кто мог бы решиться выдать свою дочь замуж за жителя Вечного города. Именно поэтому римлянам и пришлось идти на крайние меры.

Ромул, царь Рима, задумал похищение сабинянок / rus.team
Ромул, царь Рима, задумал похищение сабинянок / rus.team

Римляне пригласили соседей на празднование, посвящённое Нептуну. В самый разгар фестиваля воины ворвались в обитель сабинянок и похитили женщин. Те стали жёнами римлян, причём в дальнейшем даже сумели предотвратить войну между сабинянами и Римом.

Творения Пуссена

К сюжету предания о похищении сабинянок обращались многие известные мастера. Среди них был и Никола Пуссен. На мой взгляд, в его подаче изображение сцены известной легенды приобретает особенную выразительность. Живописец, превосходно разбиравшийся в культуре античного времени, живо и ярко продемонстрировал самый драматичный момент истории Тита Ливия. 

По команде царя Ромула войско римлян ворвалось в город, где проходили празднества. Безоружные гости не могли оказать сопротивление римлянам, которые набросились на женщин. Контраст между беззащитностью и силой, суровостью и нежностью очень заметен на полотне Пуссена. Что интересно, художник создал две версии «Похищения сабинянок». Как предполагают искусствоведы, первоначальный вариант был завершён в 1633-1634 годах. На этой картине мы можем видеть предводителя римлян, который даёт сигнал к атаке. 

Вторая картина Пуссена, посвящённая преданию о похищении сабинянок, относится к более позднему времени. Это полотно создавалось в 1637-1638 годы. Здесь наблюдаются те же динамика и драматизм, а также классические античные приёмы, которые так нравились Пуссену. Однако в случае со второй работой можно сказать, что в ней художник дал возможность себе раскрыться в качестве ценителя древней архитектуры. Здания и городской пейзаж виртуозно выписаны Пуссеном.

Никола Пуссен «Похищение сабинянок», 1634 год Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Никола Пуссен «Похищение сабинянок», 1634 год
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Особенности картин

Но какая же картина Пуссена стала истинной вершиной в воссоздании известного сюжета? На этот вопрос невозможно дать ответ. Ценители творчества мастера считают, что обе картины по-настоящему хороши, причём выделять какую-либо из них некорректно.  Я же позволю себе такую смелость и выскажу предположение, что вторая работа Пуссена уже демонстрирует нам опыт и превосходные способности мастера. 

Первая же кажется лишь подготовкой к столь масштабному полотну. Как часто бывает на подобных изображениях, здесь важно рассмотреть каждого из героев. При этом ясно выделяются две группы людей – римляне и сабинянки. И если первые кажутся дерзкими и уверенными, то вторые воплощают беззащитность и покорность судьбе. Впрочем, несмотря на то, что происходит акт насилия (похищение), воины весьма деликатны со своими пленницами. 

Для них эти женщины – ценность, сокровища Рима, которое поможет увеличить прирост населения города. Надо признать, что и сами сабинянки в дальнейшем не жаловались на свою судьбу. Именно они вышли против своих прежних соотечественников, попросив прекратить войну с римлянами.

Никола Пуссен «Похищение сабинянок», 1638 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Никола Пуссен «Похищение сабинянок», 1638 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

 

Оба варианта «Похищения сабинянок» Пуссена являются особенными картинами. Они передают драматизм событий прошлого, но главное – позволяет нам воочию увидеть мастерство автора. Кроме того, каждое из «Похищений» наполнено любовью Пуссена к масштабным сценам и античности. Вероятно, именно поэтому картины до сих пор привлекают внимание зрителя.

На обложке: Фрагмент картины Николы Пуссена «Похищение сабинянок», 1638 год. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий