«Поединок Пересвета с Челубеем» – как художник Авилов связал эпохи?

Искусство

Среди великих произведений искусства немало таких, которые и сегодня позволяют нам перенестись в прошлое и увидеть собственными глазами самые драматические события истории. Примером тому стала картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», мастерски написанная Михаилом Авиловым. На этом полотне есть всё – динамика, яркость, контрасты, историческая подача.

Знаменитое сражение двух богатырей, представлявших противоборствующие стороны, произошло в самом начале Куликовской битвы. Картина Авилова позволяет нам не только заглянуть в прошлое, но и лучше узнать, каким же было это знаменитое сражение, а главное – каким оказался исход боя для главных его участников. Что же известно об этом эпизоде? И почему нам не стоит жалеть Пересвета?

Связь времён

Куликовская битва славянских племён и татаро-монголов, произошедшая в 1380 году – один из знаковых эпизодов отечественной истории. Считается, что одним из самых ярких и напряжённых моментов сражения стал поединок русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем. Именно он и вдохновил Авилова написать его картину.  Интересно, что относительно исхода этого поединка до сих пор ведутся споры, а вот сама картина стала одним из признанных во всём мире шедевров.

Знаменитый русский художник Михаил Авилов картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» написал спустя почти шесть столетий после выбранного исторического события, в 1943 году. Вы наверняка сразу же обратите внимание на дату написания картины.

Да, в ту пору в самом разгаре была Великая Отечественная война. Несомненно, одним из символов этой картины стало противостояние с врагом, и здесь Челубей олицетворял не только татарского, но и любого вражеского захватчика. Полотно Авилова сумело объединить эпохи, став олицетворением самоотверженности русского народа в борьбе с угнетателями.

Михаил Иванович Авилов - советский живописец и педагог, Народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени
Михаил Иванович Авилов – советский живописец и педагог, Народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени

Особенности картины

Впрочем, замысел написать картину у Авилова появился задолго до начала Второй мировой войны. «Татарская» тематика появилась в произведениях живописца уже в 1917 году, когда миру был представлен «Въезд татарина Чели-Бея». А вот непосредственно над «Поединком» Авилов стал работать в 1942 году, когда смог вернуться из эвакуации.

Знаменитая картина Авилова отличается внушительными размерами. Её ширина превышает 3 метра, а длина – 5 метров. На переднем плане – два могучих воина, выступившие от каждой армии. Надо признать, что войска, которые вот-вот вступят в схватку друг с другом, не сразу можно заметить – слишком масштабны фигуры главных героев. Даже человек, далёкий от искусства, может ощутить, насколько напряжённая атмосфера в сцене, изображённой на полотне. При этом русская армия выглядит более уравновешенной и спокойной, нежели её татарские противники.

Несмотря на простоту композиции, картина выглядит поистине внушительно. Два воина вступили в смертельную схватку, и каждый из них является истинным непобедимым богатырём. Конечно, здесь сразу становится ясно: никто не уступит противнику, не даст «слабину». Присмотритесь к мордам коней. Их гривы развеваются, зубы оскалены, они сами воплощают ярость и буйство, а потому кажутся невероятно грозными и даже страшными животными.

Михаил Иванович Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Иванович Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Судьбы воинов

Яркой деталью является пёстрая попона на коне Челубея. Его щит уже проткнуло копьё Пересвета. Он вот-вот упадёт с коня, сбитый могучим ударом противника. Несомненно, Пересвета постигнет та же участь. Противники, равные друг другу, сумели нанести одновременно смертельные удары, которые выдержать невозможно. У чуткого зрителя сердце невольно сжимается от жалости – тяжело понимать, что перед нами – последние мгновения жизни русского богатыря. 

Но, что примечательно, историки не считают, будто стоит жалеть Пересвета. Почему? Да всё просто – ряд исторических источников указывает на то, что славный воин вовсе не погиб, а после сражения с Челубеем продолжал биться вместе с русским войском. В тексте «Задонщины» прямо говорится, что в самый разгар битвы Пересвет «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает».

Выходит, что из боя, который состоялся в самом начале сражения, он вышел победителем. Надо признать, что и у Авилова нет точных указаний на гибель Пересвета. Конечно, мы видим копьё Челубея, направленное на русского богатыря, однако, в отличие от татарина, тот уверенно держится на лошади. С другой стороны, до наших дней дошли и те сказания, которые утверждают, будто оба воина пали в самом начале Куликовской битвы.

Гривы коней развеваются, зубы оскалены, они сами воплощают ярость и буйство
Гривы коней развеваются, зубы оскалены, они сами воплощают ярость и буйство

Задний план

Но если передний план картины захватывает всё наше внимание, то это вовсе не значит, что стоит оставлять без детального рассмотрения задний фон. На нём мы видим войска, готовящиеся к сражению. Надо признать, что на картине Авилова ярко выражены выдержка и спокойствие русского войска. Живописец словно бы «намекает» нам, каким будет исход битвы.

Впереди строя на белом коне величественно восседает Дмитрий Донской. В ходе боя он получит контузию, но останется жив, и это тоже добрый знак. А вот пестрота татарского войска, напротив, кажется беспокойной – она противопоставляется умеренности оттенков русского войска.

Выдержка и спокойствие русских воинов во главе с Дмитрием Донским контрастируют с беспокойством пёстрого татарского воинства
Выдержка и спокойствие русских воинов во главе с Дмитрием Донским контрастируют с беспокойством пёстрого татарского воинства

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» – знаменитая картина Михаила Авилова. С её помощью художник не только смог продемонстрировать нам один из самых ярких и драматических эпизодов прошлого Руси, но и связал различные эпохи. Его полотно и сегодня остаётся актуальным, ведь оно явно говорит: нет противника, которого не сумел бы одолеть русский народ.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий