«Подкидыш» – фильм, с которого начинается история отечественного детского кино

Искусство

Советский фильм «Подкидыш», снятый в 1939 г. режиссером Татьяной Лукашевич, стал не только одним из первых отечественных детских кинолент, но и отправной точкой для золотого века советского детского кино.

Картина не была отмечена наградами, но полюбилась зрителям за оптимистичный сюжет, добрый юмор и блистательную игру актеров.

Человечная история накануне большой катастрофы

После выхода «Подкидыша» в 1940 г. многие критики отмечали «комичность ситуации, когда ребенок оказывается на улице». В дореволюционные времена подобная история звучала драматично. «Старые понятия ушли», – писали газеты.

Однако Рина Зеленая и Агния Барто, когда взялись за сценарий о девочке, ушедшей из дома, вовсе не собирались вкладывать в историю идеологический подтекст. Скорее, это была история о человеческом стремлении заботится о ребенке. Не зря в фильме звучат строки колыбельной:

«В нашем городе большом каждый ласков с малышом».

И вроде бы ничего странного, нормальная человечная история. Вот только вышел фильм практически накануне войны, когда отчетливо слышались звуки надвигающейся катастрофы. «Подкидыш» становится своего рода антидотом к унынию, предлагая идею заботы в трудные времена о самой беззащитной и уязвимой категории населения.

Оптимизм фильма кажется почти фантастическим, особенно если учесть, что впереди ждали годы потерь и лишений. На фоне тяжелых времен в предвоенный и послевоенный периоды, картина оставляла впечатление совсем другого, многообразного и удивительно увлекательного мира, не желающего ничего знать о трагедии. «Подкидыш» – фильм, который могли посмотреть все – как взрослые, так и дети.

«Подкидыш» - это история о человеческом стремлении заботится о ребенке Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год
«Подкидыш» – это история о человеческом стремлении заботится о ребенке
Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год

Рождение детского кинематографа

Еще одна уникальная особенность кинокартины – правдивая «детскость». Журнал «Советский экран» назвал отправной точкой детского кинематографа фильм 1925 г. «Как Петюнька ездил к Ильичу». Вот только эта картина, как и другие «детские» фильмы 20-30-х гг., подчинялись шаблонному изображению идеологически правильного младшего поколения. Дети были похожи на взрослых «с силой Геракла и жизненным опытом аксакала». Они устраивали собрания, боролись с преступностью, осваивали тяжелые профессии – совершали неестественные для детского возраста поступки.

В «Подкидыше» сюжет был впервые показан глазами ребенка. Дети любят играть, а взрослые иногда делают что-то неправильно, но всегда действуют из добрых побуждений. Более того, некоторые взрослые сами ведут себя как дети – они непосредственны и не боятся выглядеть нелепо. Такими «ненастоящими взрослыми» в фильме, к примеру, являются Ляля и Ариша.

«Неправильный» сюжет очень понравился зрителям. В первый год проката его посмотрело 16 миллионов человек. На иностранных кинофестивалях «Подкидыш» представляли как семейное кино. Во время войны негатив картины был утрачен. Однако сохранилась копия, по которому киноленту восстановили, а позже еще и раскрасили.

Ростислав Плятт в роли Холостяка Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год
Ростислав Плятт в роли Холостяка
Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год

Самые замечательные актеры

Агнии Барто было позволено пригласить в картину тех актеров, которых она сама выберет. Тогда писательница решила, что роли в фильме «должны исполнить самые замечательные актеры». Так, на съемочную площадку попал Ростислав Плятт, который в то время почти не снимался в кино, но непревзойденно играл в театре. С его образом трогательного холостяка сценаристки не ошиблись.

Фаина Раневская, которая тоже не стремилась в кинематограф, согласилась сниматься только из-за дружеских чувств к авторам. А когда прочла сценарий, удивилась, как точно роль выписана под нее. Оставалось только добавить несколько колоритных фразочек, как, например, «Муля, не нервируй меня!», которую Раневская придумала сама.

Неподражаемая Ляля в исполнении Фаины Раневской Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год
Неподражаемая Ляля в исполнении Фаины Раневской
Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год

Рина Зеленая, которая тоже не собиралась играть в фильме, в итоге перевоплотилась в домработницу Аришу. Комедии не хватало как раз таких «детских» персонажей. Актриса позже признавалась, что списала образ с помощницы своих соседей.

Труднее всего было найти девочку на главную роль. Кандидатки либо стеснялись, либо совсем не соответствовали нужному образу. Это длилось до тех пор, пока перед съемочной командой не появилась Вероника Лебедева, которую мама привела на пробы. Рина Зеленая вспоминала:

«Наконец-то в кабинете директора стоял наш очаровательный «подкидыш» и непринужденно со всеми беседовал».

Режиссер была совершенно очарована Вероникой, ее болтовней, улыбкой, кудряшками. Только во время работы выяснилось, что девочка совсем не милый ангелочек. Другие дети слушались режиссера, а Вероника своими капризами приводила съемочную группу в отчаяние. Иногда приходилось часами уговаривать девочку подойти к камере. Однако именно непосредственность и естественность главной героини сделали историю такой живой и настоящей.

Вероника Лебедева буквально очаровала режиссёра Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год
Вероника Лебедева буквально очаровала режиссёра
Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год

Фильм «Подкидыш» остается ярким примером того, как кино может сказать зрителю нечто глубокое и важное. Он не только заложил фундамент советского детского кинематографа, но и подарил миру бессмертный образ доброты, человечности и бескорыстной заботы. Эта трогательная поучительная история с интересом смотрится даже сегодня, много лет спустя после выхода на экраны.

На обложке: Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий