Почему пушкинские герои подражали лорду Байрону?

Искусство

Лорда Джорджа Гордона Байрона без сомнения можно назвать звездой своего времени. Неизвестно даже, что больше интересовало современников – его литературные произведения или личная жизнь.

Знаменитый английский поэт-романтик имел такое огромное влияние на образованную часть населения Российской империи, что ему подражали не только русские писатели, но и герои их книг.

Властитель дум

Сведения об английском поэте лорде Джордже Гордоне Байроне стали проникать в Россию после окончания Отечественной войны. В литературных кругах тогда были сильны идеи романтизма с его самодовлеющей свободой личности и обостренным вниманием к душевному миру человека.

И английский поэт с его мрачным романтизмом, постоянно балансирующим на грани добра и зла, был близок и понятен русским писателям. В 1814 г. Василий Жуковский писал своему другу:

«Теперь у англичан есть два поэта: Вальтер Скотт и лорд Байрон».

В 20-х гг. имя Байрона звучало в каждом литературном салоне. Одни обсуждали байроновских героев, пытавшихся вырваться из оков общественного строя и разочаровавшихся в жизни. Другие завидовали самому поэту, его необычной судьбе, мятежному характеру.

Томас Филлипс «Джордж Гордон Байрон», 1813 год Местонахождение: Аббатство Ньюстед , Рейвенсхед, Великобритания
Томас Филлипс «Джордж Гордон Байрон», 1813 год
Местонахождение: Аббатство Ньюстед , Рейвенсхед, Великобритания

Впрочем, Байрон испытал в жизни намного меньше драм, нежели его герои. Но и автор, и персонажи его произведений вызывали у современников живой отклик, пробуждали фантазию и будоражили умы. Тем более что биография английского поэта стремительно обрастала домыслами, слухами и мистификациями. Не зря Александр Пушкин охарактеризовал Байрона как «властителя дум».

Влияние на Александра Пушкина

Сам поэт в ранние годы находился под сильным влиянием творчества Байрона. Соответственно, и истоки влияния англичанина на пушкинских героев нужно искать в самом поэте.

Пушкин признавался, что «сходил с ума» по Байрону. Его особенно пленяли байроновские герои-дикари. А если к ним еще прилагался восточный колорит сюжета, то у Пушкина под впечатлением практически рождалось готовое произведение. «Реверансом» в сторону Байрона можно назвать «Цыган», «Кавказского пленника» или «Бахчисарайский фонтан».

Интересно проследить, как уже в ранних произведениях русского поэта формировался образ его главного байроновского героя – Евгения Онегина. Правда, к моменту написания романа Пушкин уже заметно охладел к кумиру. Но все же оставил в библиотеке своего героя несколько томиков английского поэта.

Дмитрий Анатольевич Белюкин «Пушкин и Онегин на Дворцовой набережной», 1999 год
Дмитрий Анатольевич Белюкин «Пушкин и Онегин на Дворцовой набережной», 1999 год

Байрон и Евгений Онегин

Пожалуй, Онегин – лучший литературный персонаж, который наиболее точно и понятно раскрывает личность как самого Байрона, так и его героев. Образованный и развитый молодой человек, не нашедший реализации своему потенциалу и не нуждающийся в заботе о своем комфорте и потребностях (все уже дано с рождения), начинает испытывать скуку и усталость от общества. Именно таких юношей описывает Байрон в своих произведениях, именно таким отчасти и был он сам.

Такие «герои своего времени» существовали и в России. Их было даже больше, чем в Европе. Байроновские герои, разочарованные во всем и всех, отправляются в путешествия, переезжают в другую страну или уходят на войну. В Российской империи далеко не каждый молодой человек имел такую возможность. Оттого «русская хандра» только множилась и усиливалась.

Образ Евгения Онегина формировался под байроновским влиянием Дмитрий Анатольевич Белюкин. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» / aria-art.ru
Образ Евгения Онегина формировался под байроновским влиянием
Дмитрий Анатольевич Белюкин. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» / aria-art.ru

Оттого в русской литературе появляется образ «лишнего человека», который не находит возможности применить в жизни свои таланты, найти свое дело. Эта проблема душевного разлада стала причиной вдумчивого и скрупулезного изучения байроновского творчества. Этим занимались не только писатели и поэты, но даже литературные герои, ведь многие из них были списаны с реальных людей.

На обложке: Елена Петровна Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 1908 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий