Почему «Анну Каренину» не принимали в обществе?

Искусство

«Анна Каренина» – одно из величайших произведений русской литературы. В отличие от «Войны и мира», эпопеи, в которой Толстой описывает масштабные исторические события, «Анна Каренина» – роман семейный, бытовой, повествующий о жизни нескольких героев. Но во времена Толстого именно эта книга наделала немало шума.

Зеркало эпохи

Роман Л. Н. Толстого публиковался в московском журнале «Русский вестник» с 1875 по 1877 гг. и стал одним из самых ярких событий общественно-литературной жизни того периода. Одни восхищались произведением, другие его осуждали, но, как говорил литературный критик Н. Страхов, «равнодушных читателей не было».

Последняя треть XIX в. – это эпоха нигилизма, время либеральных реформ, изменений в жизни всех слоев населения. Прошло чуть больше 10 лет с момента отмены крепостного права. В Москве открылись первые высшие курсы для женщин, что стало огромным шагом в сторону равноправия полов. Проводились реформы практически во всех сферах общественной жизни. Все эти события так или иначе нашли свое место в произведении Толстого. Не зря «Анну Каренину» называют романом, отражающим эпоху. Это толстовская «энциклопедия русской жизни» 70-х гг. XIX в.

Как ни странно, первыми критиками романа выступили демократически настроенные читатели. Они осудили Толстого за романтизацию аристократического общества, в критических статьях писателя назвали «певцом дворянства». Подобные высказывания встречаются преимущественно в 1885-1886 гг. Роман еще не был полностью опубликован и, я думаю, критики не вполне понимали замысел писателя.

В 1887 г. основными критиками толстовского произведения выступили реакционные литераторы. Теперь они осуждали роман за романтизацию крестьянства, обращению к «мужицкой правде». И тут сильнее всего досталось Левину, помещику, который «поклоняется мужику». «Левинские» главы называли ошибочными, лишними, снижающими художественное качество и превращающими роман в хаос. Толстого осуждали за то, что он все больше ставил в оппозицию крестьян и дворян, нужного и вырождающегося классов.

Иллюстрация к роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» / © Olga1406 / neizvestniy-geniy.ru
Иллюстрация к роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» / © Olga1406 / neizvestniy-geniy.ru

Так, М. Н. Катков, редактор «Русского вестника», отказался печатать восьмую часть романа, где Левин после смерти Анны выходит на первый план повествования. Для первых читателей «Анна Каренина» заканчивалась гибелью главной героини. Лишь спустя некоторое время критики и читатели поняли замысел писателя. Например, Н. Страхов называл книгу – отражением эпохи «умственного брожения», а Левина «лучшим представителем этого брожения».

В романе увидели и скептическое отношение Толстого к политическому устройству России. Например, в образе Каренина угадывался весь российский политический аппарат: неповоротливый, консервативный, оторванный от реальности. «Это не человек, а машина», – называет Каренина его супруга. Через Левина Толстой высказывается об отношении к земской реформе, называя ее «еще одним звеном в цепи для народа».

Иллюстрация Ореста Георгиевича Верейского к роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», 1975 год
Иллюстрация Ореста Георгиевича Верейского к роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», 1975 год

Пошлый любовный роман

Но не только и даже не столько идеологическая тема будоражила умы читателей толстовского романа, сколько его романтическая сторона. Для общества того времени история Анны Карениной была весьма скандальной. Это сейчас книга – «величайшая история любви», а 150 лет назад она воспринималась «аморальной и безнравственной писаниной». И тут по произведению «прошлись» лучшие писатели того времени.

М. Салтыков-Щедрин называл «Анну Каренину» «коровьим романом», сюжет которого построен «на одних половых побуждениях» (помним, что линия Левина современниками Толстого почти не воспринималась). Вронского он называл «безмолвным кобелем» и «влюбленным быком», определяя его как самого слабого литературного героя. Н. Некрасов посвятил роману и автору эпиграмму:

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.

Даже П. Чайковский отозвался о произведении как о «пошлой дребедени», оставившей впечатление «пустоты и ничтожества». Правда, когда он все-таки дочитал роман до конца, то был по-настоящему впечатлен. Так и хочется вспомнить адресованную когда-то Пастернаку «Не читал, но осуждаю».

Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год

До сих пор роман принимается неоднозначно. Ведь на самом деле Толстой писал не только о любви, не просто поднимал идеологические вопросы, а рассуждал о нравственных проблемах, которые актуальны всегда. Например, может ли человек быть счастливым, если он стал причиной несчастья другого. Как заметил Ф. М. Достоевский:

«Этот роман доказывает, что законы духа человеческого все еще неизвестны и таинственны».

На обложке: Анна и Вронский на станции Бологое. Иллюстрация Александра Николаевича Самохвалова к роману Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», 1953 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий