Песчинка в море истории – что хотел сказать Жером своей картиной «Бонапарт перед сфинксом»?

Искусство

Посмотрев хотя бы на несколько работ Жан-Леона Жерома, вы наверняка поймёте, почему французы так гордятся своим соотечественником. Этот живописец виртуозно совмещал экзотический восточный колорит, историю древнего мира и столь любимый им классицизм, да ещё и «приправлял» эту смесь интересными символами.

Это мы можем увидеть на картине «Бонапарт перед сфинксом», которая по праву считается одной из самых интересных работ Жерома. Мало того, что выглядит полотно весьма колоритно, так ещё и автор решил связать этот сюжет с преданиями об Эдипе. В чём же связь между Наполеоном, древним царём и египетским изваянием? И что вдохновило Жерома на создание этой картины?

Живописец-ориенталист

Жан-Леон Жером был необычным художником. Он старался не идти «в ногу со временем», а напротив, сохранял верность старомодному классицизму. При этом в своих работах французский живописец старался в привычной для него академической манере изображать картины прошлого в актуальной реалистической подаче. Жерома по праву называют «историком с кистью в руке».

Он обожал темы, которые позволяли заглянуть на много веков тому назад, увидеть далёкое прошлое. Кроме того, Жан-Леон увлекался восточной культурой. Пожалуй, наиболее яркими его творениями стали именно те работы, где присутствуют экзотические мотивы. В случае с творением «Бонапарт перед сфинксом» были воплощены все интересы мастера, а также его любовь к ярким образам.

Жан-Леон Жером «Автопортрет», 1886 год Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария
Жан-Леон Жером «Автопортрет», 1886 год
Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария

Египет и Наполеон

Действие картины происходит в 1798 году. В ту пору Наполеон вместе со своими войсками как раз отправился в Египет. Вероятно, на Сфинкса он смотрел незадолго до битвы у пирамид. Тогда, перед сражением, Бонапарт обратился к своим бойцам: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!». Это была одна из самых масштабных военных кампаний Наполеона.

В Египет он отправился для того, чтобы завоевать для Франции колонии у побережья Средиземного моря. Кроме того, как поговаривали знакомые полководца, он считал, что в Египте можно обрести особенную силу, которую скрывали мистические тайны.

Жан-Леон Жером «Бонапарт перед сфинксом», 1886 год Местонахождение: замок Херст, Сан Симеон, США
Жан-Леон Жером «Бонапарт перед сфинксом», 1886 год
Местонахождение: замок Херст, Сан Симеон, США

Что интересно, в политическом плане поход оказался не слишком удачным – многие цели так и не были достигнуты. Однако для науки и искусства кампания Наполеона оказалась настоящей сокровищницей, которая открыла доступ к удивительным древним ценностям и находкам.

История повторяется

Именно наполеоновский поход породил увлечение восточной культурой, которым «заразился» и Жан-Леон Жером. О Египте, местных достопримечательностях и исторических памятниках живописец знал не понаслышке – он несколько раз приезжал в эту красивую страну с богатейшей историей и вдохновлялся видами древних изваяний и пирамид.

На картине «Бонапарт перед сфинксом» Жан-Леон Жером решил объединить столь любимые им античные предания, историю древнего мира и современность (с Наполеоном он разминулся всего на три года). Но что же общего у Бонапарта и античных героев? Практически ничего, однако здесь Жером решил указать на некие общие особенности путешествия Наполеона и Эдипа.

Как известно, греческий царь тоже встречался со Сфинксом – правда, не каменным, а настоящим. Тот, согласно преданию, загадал загадку правителю. Победить Сфинкса Эдипу удалось, однако судьба его оказалась безрадостной, а жизнь завершилась трагически. Как мне кажется, это и хочет продемонстрировать нам Жером, поставив Наполеона на место Эдипа. Как и греческий правитель, Бонапарт оказался на самой вершине власти, однако был низвергнут и остался ни с чем.

Мифологический сюжет - встреча Эдипа и сфинкса изображён на картине Франсуа-Ксавье Фабра «Эдип и сфинкс», около 1806 -1808 годов Местонахождение: Художественный музей Дахеша, Нью-Йорк, США
Мифологический сюжет – встреча Эдипа и сфинкса изображён на картине Франсуа-Ксавье Фабра «Эдип и сфинкс», около 1806 -1808 годов
Местонахождение: Художественный музей Дахеша, Нью-Йорк, США

Особенности картины

Кроме того, на полотне Жером показал и яркий контраст. Наполеон – молодой военачальник, стоящий ещё в самом начале своего великого пути. Сфинкс же символизирует века, ушедшие в прошлое. Бонапарт кажется маленьким и незначительным на фоне величественной громады, которая высится перед ним. В то же время полководец полон амбиций и честолюбивых замыслов.

Кстати, неслучайно Большой Сфинкс изображён здесь без носа. Да, сегодня для нас такое изображение привычно, однако, если верить преданию, перед приходом Наполеона у изваяния всё было в порядке с лицом. Легенда гласит, что Сфинкс лишился носа из-за Наполеона, который приказал стрелять по статуе из пушек.

Легенда гласит, что Сфинкс лишился носа из-за Наполеона, который приказал стрелять по статуе из пушек
Легенда гласит, что Сфинкс лишился носа из-за Наполеона, который приказал стрелять по статуе из пушек

Правда, сегодня историки заявляют, что Бонапарт не имел отношения к «увечью» Сфинкса – тот остался без носа гораздо раньше. Стоит отметить, что особенного колорита картине придаёт изображённый пейзаж. Как отмечает историк искусства Алексей Бобриков, Жером всегда в особенной манере изображает пустыню:

«Преобладающий тип пейзажа — это панорама пустыни, эпическая сама по себе; именно пустота, однообразие и суровость (иногда мрачность) пустынного ландшафта создает ощущение мира начала времен».

Пожалуй, единственное, что разрушает ощущение столкновения с древностью и «остановившимся временем» – конь Наполеона. Он нетерпеливо бьёт копытом, хвост развевается на ветру. Вот только сам Бонапарт, как и его скакун, выглядит инородным элементом посреди бескрайнего безмолвия, хранящего тайны веков.

Конь Наполеона нетерпеливо бьёт копытом, хвост развевается на ветру, но и Бонапарт, и его скакун, выглядит инородным элементом посреди бескрайнего безмолвия пустыни
Конь Наполеона нетерпеливо бьёт копытом, хвост развевается на ветру, но и Бонапарт, и его скакун, выглядит инородным элементом посреди бескрайнего безмолвия пустыни

Жан-Леон Жером очень ярко и колоритно изобразил знаменитого французского императора. Как многие французы, живописец восхищался талантами полководца, продемонстрированными Наполеоном, однако он осознавал, что в сравнении с истинно великими и древними свершениями Бонапарт будет казаться лишь маленькой пешкой, стоящей на огромной доске истории. Это и показывает нам необыкновенная картина «Бонапарт перед сфинксом», одна из самых колоритных и ярких работ Жерома.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий