«Пальцы вниз» – а таким ли был гладиаторский бой, как на картине Жерома?

Искусство

Картина знаменитого живописца Жана-Леона Жерома «Pollice verso» («Пальцы вниз») стала одним из самых известных произведений искусства, посвящённых гладиаторским боям. Да-да, здесь мы видим тот самый Колизей (не современный, а лишь недавно возведенный), на арене которого происходили бои. Публика и правитель внимательно следили за противостоянием гладиаторов и вот – настал решающий момент. Уже определён победитель, но что же делать с поверженным?

Жером показал нам, как зрители реагировали на это, давая понять гладиатору, что ему стоит сделать с воином, потерпевшим поражение. Тот самый жест с опущенным вниз пальцем красноречивее любых слов говорил о дальнейшей судьбе проигравшего. Жером и представить не мог, что его картина будет использована в качестве основы сюжета фильма «Гладиатор». Но был ли прав художник? Или же он совершил грубую ошибку, которую последующие поколения продолжают совершать? Что открывает нам картина «Пальцы вниз», и так ли на самом деле определялась судьба гладиатора?

Прирождённый художник

Жану-Леону Жерому очень повезло. Когда он заявил отцу, что хочет стать художником, тот не разразился проклятиями, не выгнал сына из дома (такое нередко бывало с другими живописцами), а напротив, радостно поддержал юношу. Ну что ж, и художник – тоже профессия, да и дело вполне достойное.

Более того, родитель постарался помочь сыну приобрести хорошее профессиональное образование. Он отправил Жана-Леона в Париж, где тот успешно окончил Школу изящных искусств. Среди молодых мастеров Жерома выделяла академическая манера и тот особенный стиль, который и сегодня восхищает в его картинах (не поленитесь и посмотрите разные работы мастера – вы не будете разочарованы).

Кстати, о Жероме заочно часто составляли неправильное впечатление. Его картины настолько точны и интересны, что у многих людей, не знакомых с ним лично, возникало впечатление, что большую часть времени этот человек проводит за работой и вообще ведёт весьма замкнутый образ жизни. На самом же деле Жером был весёлым парнем, что называется, душой компании. Он любил развлечения и вкусную еду, мог и покуролесить, и отпустить острую шуточку.

Жан-Леон Жером, 1886 год
Жан-Леон Жером, 1886 год

Вдохновлённый Римом

Если вы хотя бы отдалённо знакомы с творчеством Жерома, то, несомненно, знаете, что большую часть его произведений составляют восточные жанровые сцены или античные сюжеты. Таинственный Восток и далёкая древность были источниками вдохновения для Жана-Леона. Его даже можно назвать «историком с мольбертом», поскольку для верного изображения определённых сюжетов требовалось хорошее знание истории.

Работу над картиной «Пальцы вниз» Жером начал в 1869 году. Во время франко-прусской войны творение было «заморожено», но через некоторое время Жером вновь вернулся к нему.

Я думаю, источником вдохновения для подобных работ, посвящённых жизни в Древнем Риме, стало путешествие живописца в Италию. В 1843 году он побывал в «Вечном городе», и Рим настолько впечатлил мастера, что тот стал периодически писать произведения, посвящённые далёкому прошлому римлян.

Жан-Леон Жером «Пальцы вниз», 1872 год Местонахождение: Художественный музей, Финикс, США
Жан-Леон Жером «Пальцы вниз», 1872 год
Местонахождение: Художественный музей, Финикс, США

Финал боя

В картине «Пальцы вниз» мы видим окончание гладиаторского боя. Можно заметить, что на арене находятся не два противника, а четыре бойца. Вероятно, несколько минут назад перед публикой разворачивался бой двух групп. Один из гладиаторов одержал однозначную победу над противником.

Он смотрит на трибуны и, в частности, на императора. Нам сразу заметны протянутые руки людей с опущенным вниз большим пальцем. Это означает смертный приговор поверженному. Не возникает сомнений, что через мгновение победитель добьёт своего раненого противника – такова воля зрителей.

Верхняя часть полотна позволяет нам увидеть императора и представителей его двора. Это – самые могущественные люди Рима. Позади них находятся обыкновенные зрители. Кстати, Жером здесь изобразил два уровня террас, а значит, это вовсе не Колизей (хотя амфитеатр очень похож). Впрочем, гладиаторские бои могли проходить и на других аренах. На мой взгляд, Жером изобразил нечто среднее между Колизеем и неким вымышленным зданием – чтобы не привязывать сцену к конкретному месту.

Победивший гладиатор смотрит на трибуны, ожидая от зрителей решения судьбы поверженного соперника
Победивший гладиатор смотрит на трибуны, ожидая от зрителей решения судьбы поверженного соперника

Гладиаторы и весталки

Теперь давайте посмотрим на гладиаторов. Пара, находящаяся прямо перед нами – несомненно, два фракийца. Главный герой картины одержал победу. Он стоит на своём поверженном враге. Тот не может подняться, но он всё ещё жив. Кстати, вооружение бойцов тоже различается. И если у первого имеются короткий меч и круглый щит, то второй использовал во время боя трезубец и сеть. Увы, они не помогли ему одержать победу.

Кстати, среди публики можно заметить женщин в белых одеждах. Обычно женщины не допускались на такие представления, однако это – весталки (жрицы богини Весты), которые имели право появляться в любых местах. Интересно, что у Жерома все женщины держат пальцы повёрнутыми вниз, а ведь на самом деле весталки практически всегда спасали жизнь поверженным гладиаторам. При этом изменить решение жрицы не мог никто – даже император.

На картине Жерома не только простые зрители, но и весталки держат руки пальцем вниз
На картине Жерома не только простые зрители, но и весталки держат руки пальцем вниз

Картина «Пальцы вниз» Жана-Леона Жерома приобрела огромную популярность, став своего рода «энциклопедией» гладиаторских боёв. Но не исключено, что живописец совершил серьёзную ошибку. Жером мог неправильно перевести фразу «pollice verso», решив, что дословно выражение означает «палец вниз». Однако об этом жесте ничего не сказано в древнеримских источниках.

Более того, есть все основания полагать, что «pollice verso» – это «спрятанный палец». То есть большим пальцем, спрятанным в кулаке, побеждённого гладиатора миловали. Подтверждает это и латинская фраза «Pollice compresso favor iudicabatur» («Благосклонность решается спрятанным пальцем»).

МУСАГЕТ
Добавить комментарий