Отказалась от любви ради творчества – непростой путь Анжелики Кауфман

Искусство

Так уж исторически сложилось, что женщины чаще становились музами, нежели мастерами. И хотя сегодня ситуация меняется, в прежние века не так-то просто было найти женщину-художницу или скульптора. Таким ярким исключением из правил стала Анжелика Кауфман. Даже если вам не знакомо имя этой художницы, вы наверняка видели её работы – не узнать их крайне сложно, поскольку у Анжелики имелся особенный стиль.

Мастер портретов, она на собственном примере доказала, что живописцем, да ещё и таким талантливым, может быть не только мужчина. Анжелика Кауфман ломала стереотипы о женщинах, демонстрируя, что и представительницы прекрасного пола могут быть не только вдохновительницами, но и создательницами произведений искусства. А какой же была жизнь столь неординарной дамы? И почему, обретя успех в творчестве, она так и не нашла счастья в личной жизни?

Необыкновенная художница

Яркая представительница неоклассицизма, Анжелика Кауфман достигла значительных успехов в живописи. Сегодня в разных музеях Европы хранится немало работ, созданных ею. Она писала портреты королев и вельмож, создавала удивительные произведения с разными сюжетами, вдохновляясь преданиями и разными историями. Тяготение к античной классике и изысканности, свойственной XVIII столетию, было своего рода отражением удивительного стиля Кауфман.

В то время, когда жила художница, было немало выдающихся мужчин-мастеров. Но женщина с красками, холстом и палитрой вызывала невольное удивление, восхищение, а порой и осуждение. Анжелика была личностью необыкновенной во всех отношениях. Она не боялась идти против принципов, установленных на протяжении веков. Она уверенно говорила своим творчеством: великие творения может создавать даже хрупкая женщина.

Анжелика Кауфман «Автопортрет», 1764 годМестонахождение: Солтрам-Хаус, Плимптон, Великобритания
Анжелика Кауфман «Автопортрет», 1764 год
Местонахождение: Солтрам-Хаус, Плимптон, Великобритания

Первые успехи

Анжелика появилась на свет в 1741 году в небольшом немецком городке Куре, который в то время входил в Швейцарский союз. Семья Кауфманов была творческой и дружной. Родители много времени уделяли своей единственной дочери. Отец малышки преподавал живопись, её мать владела несколькими иностранными языками и любила музыку. В атмосфере красоты, искусства и творческого поиска прошло детство маленькой Анжелики.

Благодаря отцу девочка заинтересовалась рисованием. Под чутким руководством родителя Анжелика создавала свои первые картины. Это были ещё совсем детские рисунки, но уже тогда Йозеф Кауфман видел, что его дочь имеет незаурядные способности. Впрочем, несмотря на это, он не мог и предположить, что в будущем Анжелика станет писать портреты знатных особ и прославится как художница. Уж слишком необычным такое занятие показалось бы для дамы той эпохи.

Когда Анжелике исполнилось тринадцать лет, её семья перебралась в Милан, где отец был приглашён ко двору герцога Моденского Франческо Третьего. Жизнь здесь юной Кауфман понравилась. Несмотря на обилие правил, которые требовалось безукоризненно соблюдать при дворе, Анжелика получила возможность развивать свой талант. Уже тогда она создала свой первый автопортрет, изобразив себя как юную певицу с нотами.

Анжелика Кауфман «Автопортрет с нотами», 1753 годМестонахождение: Тирольский государственный музей, Инсбрук, Австрия
Анжелика Кауфман «Автопортрет с нотами», 1753 год
Местонахождение: Тирольский государственный музей, Инсбрук, Австрия

Непростой выбор

Спустя время Анжелика стала получать заказы от придворных и влиятельных сановников. И этот ранний успех говорит о многом. Благодаря отцовским урокам юная Анжелика писала портреты не хуже, чем многие студенты Академии живописи. Но главное – она умела улавливать натуру человека и передавать это на своих полотнах. Анжелика не стремилась приукрасить своего натурщика, однако умела продемонстрировать его лучшие качества в портрете. Несложно догадаться, что такой подход быстро приобретал почитателей.

Будучи девочкой-подростком, Анжелика нередко помогала своему отцу с выполнением масштабных работ. Когда во время пожара в церкви Святой Троицы в Шварценберге была уничтожена большая часть фресок, именно Кауфманы занялись их восстановлением.

К тому времени девочка уже пережила большое потрясение – в 1757 году умерла её мать. Именно тогда отец прямо сказал Анжелике, что она должна определиться, чем больше хочет заниматься в жизни. С одной стороны, у неё были хорошие музыкальные данные, она прекрасно играла на фортепиано, обладала красивым голосом. С другой же, девушка не мыслила себя без живописи. Она могла с упоением проводить за мольбертом часы напролёт, не замечая, как ночь сменяет день. Поразмыслив, Анжелика приняла решение – она выбрала живопись.

Анжелика Кауфман «Автопортрет художницы, колеблющейся между живописью и музыкой», 1794 годМестонахождение: Ностелл-Прайори, Великобритания
Анжелика Кауфман «Автопортрет художницы, колеблющейся между живописью и музыкой», 1794 год
Местонахождение: Ностелл-Прайори, Великобритания

Любовь или живопись?

Есть предположение, что этот выбор стал для Анжелики непростым испытанием, и ради своего творчества она даже пожертвовала любовью. В юные годы девушка познакомилась с молодым музыкантом. Она понимала, что, решив продолжить музыкальную карьеру, сможет всюду следовать за возлюбленным, но самой Анжелике хотелось посвятить себя живописи. В этих метаниях девушка провела несколько месяцев. И самый сложным было то, что она не могла, как прежде, поделиться переживаниями с отцом.

В конце концов Анжелика пришла к духовнику и спросила того, что ей стоит сделать – остаться с отцом и заниматься живописью или последовать за молодым человеком, которого она любит. Конечно, святой отец ответил, что девушка должна помнить о долге перед родителем, да и карьера певицы в ту пору считалась греховной. В итоге Анжелика выбрала живопись, но при этом не смогла сохранить любовь.

Анжелика Кауфман «Портрет отца художницы Иоганна Йозефа Кауфманна», около 1761-1764 годовМестонахождение неизвестно
Анжелика Кауфман «Портрет отца художницы Иоганна Йозефа Кауфманна», около 1761-1764 годов
Местонахождение неизвестно

Поездка в Италию

После работы над росписью церкви Святой Троицы по окрестностям очень быстро распространились слухи о превосходной девушке-художнице, которая пишет великолепные портреты. Заказчиков у Анжелики становилось всё больше, однако сама юная художница понимала – ей не хватает опыта и знаний, чтобы считать себя истинным мастером. Она нередко слышала от отца о работах великих живописцев, истинных гениев итальянского Возрождения. Но видеть эти произведения Анжелика не могла, а потому лишь представляла, какими же прекрасными являются эти шедевры. Но мечта увидеть их вскоре исполнилась.

В 1758 году вместе с отцом Анжелика получила возможность отправиться в Италию. На эту поездку девушка возлагала большие надежды. Посетив ряд итальянских городов и побывав в музеях, а также в частных хранилищах, принадлежавших королевским особам, художница была потрясена. Такой красоты она не могла представить даже в самых смелых своих мечтах.

Великие творения Корреджо, Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Гвидо Каньяччи, Доменикино, Гверчино, Рафаэля, Рембрандта поражали своим великолепием. Анжелика изучала тонкости техники гениев античности и старых мастеров, стараясь не упустить ничего, что могло бы оказаться важным для её творчества. Это было не просто путешествие. Благодаря этой поездке в Анжелике произошли большие перемены, ставшие определяющими в её творчестве.

Анжелика Кауфман «Кумская Сивилла» по картине Доминикано, 1763 годМестонахождение: Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, США
Анжелика Кауфман «Кумская Сивилла» по картине Доминикано, 1763 год
Местонахождение: Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, США

Вызывая восхищение

Рим явился для юной Кауфман настоящей Меккой искусства. В Болонье она стала почётным членом Академии Клементины. Немало времени художница провела во Флоренции, где также получила членство в Академии художеств. На тот момент ей едва исполнился двадцать один год, однако об Анжелике Кауфман уже говорили в разных уголках Европы.

Необыкновенная женщина, пишущая картины и обладающая приятной внешностью, она невольно привлекала к себе внимание. Анжелика была хороша собой, свободно владела несколькими иностранными языками, прекрасно пела и, конечно, писала восхитительные портреты. Современники описывали её как яркую артистичную личность, которая была превосходна и в пении, и в живописи.

До наших дней дошло немало работ Анжелики Кауфман, в том числе и её автопортреты. Среди последних самым известным, пожалуй, можно считать тот, что сейчас находится в Эрмитаже. Как считают искусствоведы, он несколько приукрашен, и мы видим на нём героиню и красивее, и моложе, чем было на самом деле на момент написания работы.

Но разве можно упрекать женщину в желании выглядеть красиво? Конечно, нет. Однако, помимо женских слабостей в желании сделать себе «комплимент» в автопортрете, руководствовалась Анжелика и требованиями своего времени. А в ту пору не принято было делать акценты на усталости или морщинистом лице. Напротив, сам век диктовал свои условия, а потому с портретов этой поры на нас взирают вечно молодые, румяные и жизнерадостные люди, в некоторой степени напоминающие античных персонажей, которые были так близки Кауфман и самому неоклассицизму.

Если судить по автопортретам, Анжелика была миловидной женщиной с нежным лицом, изящной фигурой и немного печальными глазами. Неудивительно, что многие в свете восхищались не только работами художницы, но и её внешностью. Она была своего рода романтическим идеалом и казалось, что в жизни такой дамы непременно вскоре появится большое чувство. Так и случилось.

Анжелика Кауфман «Автопортрет», 1780-1785 годыМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Анжелика Кауфман «Автопортрет», 1780-1785 годы
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Путешествие в Англию

В дальнейшем, отправившись в Венецию, Анжелика быстро приобрела влиятельных покровителей, одним из которых стала леди Вентворт, супруга британского дипломата.

Именно по настоянии своей властной подруги Кауфман приехала в Лондон. Леди Вентворт попросила Анжелику сопровождать её в поездке, но главное – благодаря покровительству дамы художница получила возможность работать с представителями «верхушки» лондонского общества. В тот же год она написала портрет Дэвида Гаррика, который получил одобрение публики.

В британской столице её ждал ошеломляющий успех. Оригинальный замысел и особенная композиционная подача привлекли внимание многих ценителей искусства. Работы Анжелики получали одобрительные отзывы от самых суровых критиков, причём вызывали восхищение даже у её коллег.

Анжелика Кауфман «Портрет Дэвида Гаррика», 1764 годМестонахождение: Берли-Хаус, Стэмфорд, Великобритания
Анжелика Кауфман «Портрет Дэвида Гаррика», 1764 год
Местонахождение: Берли-Хаус, Стэмфорд, Великобритания

Знаменитый мастер

Именно тогда, во время проживания в английской столице, художница познакомилась с живописцем Джошуа Рейнольдсом. Он был создателем и директором Королевской академии художеств, а также самым прославленным британским живописцем. Рейнольдс был настоящей легендой мира искусства. Кроме того, он как галантный мужчина, привлекал внимание многих женщин. Но так вышло, что именно Анжелика Кауфман затронула самые потаённые уголки его сердца.

Поражённый очарованием и мастерством молодой женщины, Рейнольдс написал портрет Анжелики. Она в качестве ответного признания создала его портрет. Он, закоренелый холостяк, понимал, что только с этой женщиной сможет обрести большое счастье, о котором мечтал многие годы. Знакомые не узнавали Рейнольдса – обычно сдержанный и строгий, он приобрёл живость и жизнерадостность. Но мечтам его так и не суждено было исполниться.

С Рейнольдсом художницу могли связывать совсем не платонические отношения. Так, например, на одной из картин живописца в ходе исследования под слоем краски был обнаружен рисунок обнажённой Кауфман. Кроме того, на его полотне, изображающем девочку и старика, тоже присутствует некая схожесть внешности, что может символизировать достаточно близкие отношения между мастером и его молодой коллегой. Тем не менее намерения Рейнольдса были самыми серьёзными.

Анжелика Кауфман «Портрет сэра Джошуа Рейнольдса», 1767 годМестонахождение: Фонд Национальное доверие, Суиндон, Великобритания
Анжелика Кауфман «Портрет сэра Джошуа Рейнольдса», 1767 год
Местонахождение: Фонд Национальное доверие, Суиндон, Великобритания

И снова выбор

Когда Рейнольдс сделал предложение Анжелике, многие его приятели не сомневались, что она ответит согласием. Но нет – неожиданно для всех живописец получил отказ. Современники недоумевали – было очевидно, что и самой Анжелике он небезразличен. Но отчего же она не захотела связать себя узами брака с возлюбленным? На этот счёт есть несколько версий, но наиболее очевидная снова говорит нам, что Кауфман предпочла творчество личному счастью.

Рейнольдс был не просто любимым мужчиной Анжелики. В первую очередь, он являлся признанным мастером, истинным британским гением, имя которого уже было известно далеко за пределами его родины. Анжелика понимала, что, став супругой Рейнольдса, всегда будет оставаться в его тени.

Но сама женщина мечтала о другом. Она не хотела, чтобы её воспринимали исключительно как жену великого живописца, как его «дополнение». По всей видимости, именно поэтому она ответила отказом человеку, которого действительно любила. Сложно даже представить, что происходило в душе Анжелики, когда она принимала это решение. А вот Рейнольдсу ещё предстояло сыграть в её судьбе роковую роль.

Джошуа Рейнольдс «Портрет Анжелики Кауфман», XVIII векМестонахождение неизвестно
Джошуа Рейнольдс «Портрет Анжелики Кауфман», XVIII век
Местонахождение неизвестно

Месть Рейнольдса

В 1768 году работы Кауфман были представлены в Англии на выставке Свободного общества художников. Вскоре после этого она была признана ведущей художницей Европы – не было ни одной женщины, которой прежде удавалось достигнуть таких высот.

Разумеется, за успехами Кауфман пристально следил её отвергнутый поклонник – Джошуа Рейнольдс. Чувствуя себя одураченным и не в силах достойно стерпеть обиду, нанесенную ему Анжеликой, он решил отмстить прежней возлюбленной крайне необычным способом. Несомненно, живописец был очень неплохим психологом, поскольку месть его оказалась весьма эффективной.

По наводке Рейнольдса в одном из светских салонов, где бывала Анжелика, с нею познакомился человек, представившийся графом Горном. Он был молод и хорош собой, красноречив и благороден – по крайней мере, именно так показалось нашей героине. Граф представился меценатом и покровителем творческих людей. На самом деле ни тем, ни другим он не был. Это был всего лишь обыкновенный авантюрист Фредерик Брандт, жиголо, специально «нанятый» Рейнольдсом.

Этот человек сыграл роковую роль в судьбе Анжелики Кауфман. Джошуа Ренольдс«Автопортрет», 1776 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Этот человек сыграл роковую роль в судьбе Анжелики Кауфман. Джошуа Ренольдс
«Автопортрет», 1776 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Жертва обмана

Романтичный образ, чувствительность и красота сыграли свою роль. Вскоре Анжелика поняла, что влюблена в прекрасного графа. Но давать согласие на брак с возлюбленным, который так ждал этого, она не спешила. Кауфман не знала, как к её выбору отнесётся отец, живущий в другой стране и пока ещё не знакомый с Горном.

Чтобы ускорить долгожданную «развязку», авантюрист придумал драматичную историю. Он заявил, что подвергся преследованиям властей, и теперь лишь брак сможет спасти его. Чуткая ко всякой несправедливости, Анжелика увидела в себе спасительницу, которая должна была выручить друга. В итоге она всё-таки вышла замуж за своего избранника, не подозревая, кто этот человек на самом деле.

Потом, уже после свадьбы, Рейнольдс поведал Анжелике, что «граф Горн» просто воспользовался её доверчивостью. Потрясённая столь чудовищным обманом, женщина подала на развод. Вскоре она оставила Англию и отправилась в Италию, где долгое время проживала в уединении, залечивая душевные раны. Кстати, по мотивам этой истории спустя годы создаст свою драму «Рюи Блаз» Виктор Гюго. И это показывает, насколько внимательно вся Европа следила не только за творчеством, но и за личной жизнью Анжелики Кауфман. Сама же художница напишет картину «Прощание Гектора и Андромахи», где постарается выразить всю боль своего разбитого сердца.

Анжелика Кауфман «Прощание Гектора и Андромахи», 1768 годМестонахождение: Собрание Морли Салтрем, Великобритания
Анжелика Кауфман «Прощание Гектора и Андромахи», 1768 год
Местонахождение: Собрание Морли Салтрем, Великобритания

Виртуоз портретов

«Она очень сильна в портрете».

Именно так об Анжелике Кауфман говорил знаток античности Иоахим Винкельман. Среди множества созданных ею портретов лучшими по праву признаны женские. Мало кому из живописцев-мужчин удавалось столь точно, с такими нежностью и лёгкостью воспроизвести характеры дам на полотнах.

Наш русский классик Гаврила Державин заявлял, что с помощью кистей и красок Анжелика Кауфман способна зажигать искры любви в сердцах людей. По его предложению был написан портрет Дарьи Дьяконовой, которая в дальнейшем станет супругой Державина. Как отмечал наш поэт:

«Кауфман всегда писала фигуры высокие, стройные, с греческими лицами».
Анжелика Кауфман «Мэри Тисдал за чтением», 1771 годМестонахождение: Художественный музей Джослина, Омаха, США
Анжелика Кауфман «Мэри Тисдал за чтением», 1771 год
Местонахождение: Художественный музей Джослина, Омаха, США

Историческая живопись

Но, несмотря на обилие портретов и автопортретов в творческом наследии Анжелики Кауфман, она сама всё же считала себя мастером исторической живописи. Отправляясь в Британию, художница рассчитывала реализоваться там именно в качестве живописца, создающего картины на исторические сюжеты. Однако публику куда больше интересовали портреты родственников и особ из королевского семейства. Это стало разочарованием для художницы, однако она не оставила интерес к данной сфере.

Во времена Анжелики Кауфман женщинам был закрыт доступ к источникам, по которым можно было бы изучать мужскую анатомию и, уж тем более, учиться писать обнажённые тела с натуры. Однако художница разрушала стереотипы. Для неё не существовало границ, она заявляла, что живопись не должна зависеть от половой принадлежности мастера.

Кистью Кауфман были созданы исторические картины, к которым публика относилась весьма ровно – они не вызывали такого восторга, как портреты, созданные художницей. Сама Анжелика часто рассматривала гипсовые статуи, по которым, вероятно, и изучала строение мужского тела. Тем не менее многие критики отмечали, что на её картинах мужчины нередко имеют некоторые женственные черты. Это и неудивительно, учитывая то, что полноценно обучаться рисованию тел Кауфман не могла и в этом плане была своего рода самоучкой (в отличие от живописцев-мужчин).

Анжелика Кауфман «Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии», 1788 годМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Анжелика Кауфман «Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии», 1788 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Последние годы

После смерти первого мужа, с которым Каумфман не жила уже много лет, она вышла замуж за итальянца Антонио Цукки. Он был венецианским живописцем, также проведшим немало лет в Англии. Этот брак оказался вполне счастливым.

В 1782 году после смерти отца Анжелика снова вспомнила о том, как некогда ей пришлось делать выбор между оперой и живописью. В память об отце и матери она написала «Автопортрет художницы, колеблющейся между живописью и музыкой», в котором отразила свои давние метания и привязанность к каждой из граней искусства.

Анжелика Кауфман «Портрет второго мужа художницы Антонио Цукки», 1781 годМестонахождение: Частная коллекция
Анжелика Кауфман «Портрет второго мужа художницы Антонио Цукки», 1781 год
Местонахождение: Частная коллекция

Анжелика Кауфман прожила 66 лет. Она умерла в Риме, и к тому моменту была известной европейской художницей. Похороны Анжелики собрали немалое количество людей. Лучшие её картины несли в руках её коллеги, словно напоминая, что и после жизни остаётся то, что является поистине бессмертным – великое искусство. Анжелика Кауфман стала одной из первых женщин, бросивших вызов прежним стереотипам. Она была той, кто прокладывал дорогу в живопись представительницам своего пола, и женщина в творчестве отныне воспринималась уже не только как муза, но и как самый настоящий творец.

На обложке: Фрагмент картины Анжелики Кауфман «Автопортрет в виде музы живописи», 1787 год. Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий