От этих лиц скисает молоко – почему «Американская готика» вызвала восторг американцев?

Искусство

Наряду с произведением гениального Леонардо да Винчи, несравненной «Джокондой», картина Гранта Вуда «Американская готика» считается одной из признанных «икон» живописи. Вот только далеко не всё в ней понятно. Вернее – многое в ней так и остаётся загадкой, сколько ни пытаются разгадать её тайны исследователи.

Надо признать, картина Вуда выглядит, мягко говоря, странно. Нет, это не «Чёрный квадрат» Малевича, где можно додумать что угодно, однако впечатление такое, будто перед нами нечто мрачное и даже жутковатое. Хотя при этом никаких отрезанных голов, льющейся крови, тёмных призраков и прочего на картине нет. Так чем же интересна «Американская готика»? И неужели люди, изображённые на ней, действительно имеют отношение к некой мрачной истории?

Успех в тяжёлые времена

«Американская готика» сегодня признана одной из самых известных и узнаваемых картин мира. Она популярна не только в Америке, но и в самых разных уголках нашей планеты. Ей подражали, её пытались воссоздать в новых ипостасях, к подобному сюжету сегодня прибегают даже известные фотографы.

Что интересно, популярность самого Гранта Вуда началась именно с «Американской готики». Расцвет его творчества пришёлся на годы Великой депрессии в США. Этот живописец писал самые разные произведения, но именно после появления на публике «Американской готики» он, что называется, «проснулся знаменитым».

Вы можете предположить, что Вуду нравилось изображать вот такие мрачноватые, даже несколько мистические странные картины. Но нет – большая часть его работ – это мирные пейзажи и изображения славных прошедших лет, которые помогали людям отвлечься от тревог и переживаний нынешнего дня.

Грант Вуд «Автопортрет», около 1925 года Местонахождение: Художественный музей Фигге, Давенпорт, США
Грант Вуд «Автопортрет», около 1925 года
Местонахождение: Художественный музей Фигге, Давенпорт, США

Поразительная картина

И вот на фоне всей этой пасторальной «милоты» вдруг появилась совершенно странная, выбивающаяся из общего ряда картина. Как говорил сам Вуд, он не пытался исказить или изменить людей, который изображал, но постарался показать их такими, какими видел в жизни.

Интересно, что публика, несмотря на общий восторг, по-разному поняла суть картины. Одни говорили, что перед нами – образец зашоренности и духовной бедности американцев из фермерских уголков Штатов. Другие же считали это некой сатирической интерпретацией. А третьи и вовсе видели в «Американской готике» символ несгибаемой стойкости американского народа. Интересно, что сам Вуд опровергал одно из мнений:

«Я не писал сатиру, я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал».

Но здесь он явно юлил. Да, быть может, никакой сатиры в своё произведение он не закладывал, но те, кого он изобразил на ней, сильно отличались от себя в жизни. Мужчина и женщина, показанные нам в «Американской готике», в жизни вовсе не были такими мрачными и суровыми, как на полотне Вуда. Напротив, о них отзывались как о деятельных молодых (да-да, молодых – у живописца они выглядят гораздо старше) и энергичных людях.

Грант Вуд «Американская готика», 1930 год Местонахождение: Чикагский художественный институт, Чикаго, США
Грант Вуд «Американская готика», 1930 год
Местонахождение: Чикагский художественный институт, Чикаго, США

Восторги и брань

Впервые картина была выставлена в 1930 году в Чикагском институте искусств. В ту пору Вуд получил 300 долларов, что по меркам многих обанкротившихся американцев было настоящим состоянием. В газетных новостных статьях о выставке то тут, то там появлялись фотографии «Американской готики», которая и правда отличалась от прочих работ. Картина уже в первый год своего существования стала невероятно популярной, причём породила множество карикатур и пародий.

Что интересно, в фермерских местностях к произведению Гранта Вуда отнеслись с неодобрением. В Айове даже заявили, что «Американскую готику» следует повесить на маслобойне, чтобы молоко скорее скисало от кислых изображённых лиц.

Дом в Айове, изображённый на картине «Американская готика» / руни.рф
Дом в Айове, изображённый на картине «Американская готика» / руни.рф

Кто на картине?

Интересно, что процесс написания «Американской готики» оказался для Вуда далеко не простым. Сначала требовалось отыскать дом, который был бы выполнен в стиле той самой готики, присущей Штатам. Такая постройка нашлась в Айове. Художник задумал изобразить на фоне дома мужчину и женщину. Его сестра настаивала, что это должны быть не муж и жена, но дочь с отцом. Именно сестра Вуда Нэн позировала для главной героини картины. К слову, ей пришлось немало потрудиться над созданием подходящего наряда. Сам же Вуд изрядно состарил сестрицу.

А вот в качестве натурщика для мужчины на своей картине Грант Вуд выбрал дантиста Байрона Маккиби. По словам самого живописца, у того было удивительное лицо – оно словно бы всё состояло исключительно из прямых линий. Кстати, Маккиби согласился позировать, но попросил написать его так, чтобы никто из знакомых не узнал. В итоге Маккиби узнали все. Ну что поделаешь, и у художников бывают «проколы».

Сам Вуд, создавая своих персонажей, придал им некоторые особенности внешности своих родителей. Например, нашивка на переднике была именно такой, какая некогда была прикреплена к одежде его матери. А вот мужской персонаж получил круглые очки – такие же, какие носил отец Вуда. Словом, живописец создал некие гротескные, но пропитанные теплотой образы. Правда, довольно странные. Очень точно о произведениях Вуда говорит искусствовед Барбара Хаскелл:

«Непреходящая сила искусства Гранта Вуда заключается не только в завораживающей психологической двусмысленности, но и в архетипических образах Среднего Запада. Зловещая тишина и тревога проходит сквозь все его работы, усложняя эти кажущиеся буколическими изображения».
Нэн Вуд и Байрон Маккиби у картины «Американская готика»
Нэн Вуд и Байрон Маккиби у картины «Американская готика»

Сегодня исследователи пытаются разгадать загадку «Американской готики»: почему же Вуд изобразил людей со столь мрачными и строгими лицами? И почему эта картина стала так популярна? Как мне кажется, причина крылась в желании мастера показать суровую сдержанность своих соотечественников. Люди же, которые видели «Американскую готику», проникались этой стойкостью и понимали, что все потрясения, даже Великую депрессию, непременно переживут и преодолеют.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий