«Осада Пскова» – почему Карл Брюллов считал картину своей главной неудачей?

Искусство

Исторические события и, тем более, баталии вдохновляли многих художников, которые на полотнах не только демонстрировали своё мастерство, но и позволяли зрителям заглянуть в прошлое. Признанным гением воссоздания масштабных и ярких сцен был Карл Брюллов – именно его кисти принадлежит картина, поражающая воображение – «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году».

Это произведение появилось уже после знаменитого «Последнего дня Помпеи», причём сам Брюллов поставил перед собой невероятно сложную задачу – превзойти самого себя. Успех «Помпеи» был настолько ошеломляющим, что требовалось создать нечто ещё более грандиозное и впечатляющее. Именно такой картиной он считал «Осаду Пскова». Но почему же сам художник в дальнейшем называл своё творение «Досадой Пскова»? И что особенного было на этом полотне?

Надежды автора

Знаменитый русский художник Карл Брюллов, имевший французские корни, нередко изображал на полотнах сцены из далёкого прошлого. Свою «Осаду Пскова» он начал создавать в 1839 году, причём на работу над картиной ушло четыре года. Примечательно, что к созданию нового творения живописца подтолкнули труды по истории Карамзина. Ещё во время своего путешествия по Европе Брюллов создал первый набросок будущего произведения искусства. В дальнейшем работа продолжалась уже в Санкт-Петербурге.

Брюллов, как я уже сказала, хотел превзойти самого себя, причём преследовал вполне ясные цели. В ту пору он получил должность  руководителя исторического класса Императорской Академии художеств. Однако звание было второй степени – для его повышения требовалось создать масштабную картину, которой и должна была стать «Осада Пскова».

Именно тогда мастер и приступил к переносу творения с эскиза на холст, однако он не мог и представить, что процесс этот будет таким сложным и трудоёмким. Как оказалось в дальнейшем, картина стала самым большим разочарованием Брюллова. Он неслучайно называл её «Досадой Пскова», причём так и не смог завершить. Критики считали это полотно главной неудачей в творчестве художника. Но почему? Об этом мы поговорим чуть позднее, а сначала – давайте внимательно посмотрим на саму картину.

Карл Павлович Брюллов «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году», 1843 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Карл Павлович Брюллов «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году», 1843 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Суть картины

В качестве сюжета для своего произведения Карл Брюллов взял события 1581 года. Тогда в ходе Ливонской войны происходило одно из самых масштабных сражений – осада Пскова польским королём Стефаном Баторием. На полотне перед нами разворачивается один из самых ярких, переломных моментов боя – когда стена взрывается, а двое защитников, игумен Тихон и боярин Шуйский, призывают воинов защищать город. При этом художник явно указывает нам на некую высшую силу, взирающую на бой. На передний план он выводит знамена с изображением православных святых и льющийся сверху свет.

Присмотревшись к картине, несложно заметить, что живописец обильно использует яркие цвета. При этом можно наблюдать удивительную вещь: несмотря на присутствие «кричащих» оттенков, они не создают контрастов. Здесь присутствует плавный переход, благодаря чему произведение смотрится гармоничным и вполне логичным. К слову, наиболее заметными точками картины становятся красные рубахи и золотисто-зелёные знамёна.

Не менее важной является освещённость сцены. Брюллов словно бы нарочно затемняет изображённый момент по краям, однако центр будто бы залит солнечным светом. Кроме того, все детали очень тщательно проработаны мастером. Здесь нет неточности или размытости – художник стремился показать всё ясно, по-настоящему.

Понять идею полотна Брюллова несложно. Те самые изображения святых и льющийся с неба свет показывают нам, насколько сильна вера защитников города. Быть может, автор даже хотел продемонстрировать силу «божественного вмешательства». Брюллов изобразил не только схватку русских воинов с недругом, но и противостояние двух церквей – православной и католической, причём последняя из них очень хочет уничтожить первую. При этом «Осада Пскова» ясно указывает нам: в любой войне вера – далеко не последнее оружие. Именно она способна дать силы, чтоб нанести удар по противнику.

Игумен Тихон и боярин Шуйский призывают воинов защищать город
Игумен Тихон и боярин Шуйский призывают воинов защищать город

«Досада Пскова»

Несмотря на все преимущества картины, критики посчитали её самым неудачным творением Карла Брюллова. Как мне кажется, будь автором не Брюллов, а менее известный и признанный мастер, полотно было бы принято с восторгом. Однако от Брюллова ожидали большего – тем более, после «Последнего дня Помпеи».

Немало претензий у коллег живописца и критиков нашлось к композиции холста. На их взгляд, она была неверно выстроена. Кроме того, зрителям не понравилось, что основная часть битвы осталась «за кадром», а Брюллов изобразил лишь один из «незначительных» эпизодов.

В итоге разочарованный и подавленный мастер отказался завершать свою работу. Тем не менее и сегодня в Государственную Третьяковскую галерею приходит немало ценителей искусства, желающих взглянуть на ту самую «Досаду Пскова».

На передний план художник выводит знамена с изображением православных святых и льющийся сверху свет
На передний план художник выводит знамена с изображением православных святых и льющийся сверху свет

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» Карла Брюллова стала если не самой удачной, то, несомненно, одной из самых знаменитых картин русского живописца. Несмотря на шквал критики, она действительно является интересным полотном, изображающим батальную сцену. Главная особенность этой работы – не демонстрация самого противостояния, но его сюжет. Брюллов показал, насколько сильной может быть вера человека, а порой именно она становится главным оружием против врага.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий