Орест Кипренский – путь русского крепостного к славе

Искусство

Орест Адамович Кипренский получил отчество от своего приемного отца – крепостного, а ставшую известной фамилию он принял при зачислении в училище при Академии художеств. Ударение в имени Орест правильно делать на букву “е”.

Сам художник тоже числился крепостным, пока не получил вольную в 1788 году. Кипренского можно причислить к одним из лучших художников – портретистов в Российской империи. Его портрет отчима в Италии даже приняли за работу великого Рубенса. Именно с этой картиной молодой живописец дебютировал в портретном жанре.

Самые известные творения Ореста Адамовича хранятся в стенах Третьяковской галереи. Это портреты четы Ростопчиных, юноши Челищева, супругов Хвостовых, Батюшкова, Жуковского и знаменитый автопортрет.

Кисти Кипренского принадлежит, пожалуй, один из лучших сохранившихся до наших дней портретов солнца русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Этот портрет заказал живописцу друг поэта Антон Дельвиг. Получив портрет, Пушкин написал стихотворение, посвященное Кипренскому, в котором есть такие строки:

“… Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз…”.

Из этих слов видно, что картина поэту очень понравилась. Есть в стихе и такие строки:

“Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит”.

Действительно, художник на этом портрете придал глазам Александра Сергеевича небывалые чистоту, блеск и спокойствие, почти несвойственные человеку. Он как бы вложил в краски всю поэтическую красоту и силу Пушкина. Непременно посмотрите этот портрет, это работа мастера, талантливого творца. Гений живописи изобразил гения поэтического. Картины Кипренского вызывают восторг, они красивы, гармоничны, красочны. А что же было в жизни самого создателя этих творений?

Орест Адамович Кипренский «Портрет Александра Пушкина», 1827 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Орест Адамович Кипренский «Портрет Александра Пушкина», 1827 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Происхождение Ореста Адамовича

Родился Орест 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, принадлежащей к Ораниенбаумскому уезду Санкт-Петербургской губернии. Мальчик был внебрачным сыном местного помещика Алексея Степановича Дьяконова, который приписал его к семье крепостных. Теперь родителями малыша стали Адам Карлович и Анна Гавриловна Швальбе.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, отец дал ему вольную и определил в Воспитательное училище, которое курировала столичная Академия художеств. На учебу Орест был записан уже под фамилией Кипренский.

После училища юноша обучался в Академии, где получил не одну медаль за свои отличные работы. Учился он довольно успешно и по окончании курса был удостоен наградной шпаги. Кипренский получил аттестат об окончании данного учебного заведения первой степени, и его оставили при Академии на пансионе.

В 1812 году художник получил академическое звание. Помимо этого, спустя несколько лет Орест Адамович был назначен на должность советника Императорской Академии художеств, а в 1830 году ему было присвоено звание профессора 2-й степени Петербургской Академии художеств. Таково было вполне удачная профессиональная карьера художника Кипренского.

Орест Адамович Кипренский «Автопортрет», 1820 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Орест Адамович Кипренский «Автопортрет», 1820 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Жизнь художника

В художественное училище мальчика отдали не случайно. Его отчим относился к нему с душевной добротой и, видя, что Орест неравнодушен к живописи и пытается что-то рисовать, показывал его рисунки настоящему отцу-помещику. Так юный Кипренский вступил на живописный путь, родной отец помог ему выбиться в люди, дав вольную и устроив на учение.

В процессе обучения юноша показывал отличные и выдающиеся результаты. В класс исторической живописи Академии художеств, в который он попал после 9 лет училища, брали далеко не всех, а лишь наиболее способных начинающих художников.

Орест Адамович Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Орест Адамович Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В 1803 году Кипренский закончил обучение в Академии. Работы Ореста говорили сами за себя, взглянув на них, можно было сразу сказать, что их автор большой талант, что и замечали его современники. Среди первых работ молодого художника выделяется «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Именно за эту картину Орест Адамович получил золотую медаль. В этот период Кипренский понимает, что хотел бы больше рисовать человеческих лиц, и начинает заниматься портретами.

Портрет Адама Карловича Швальбе в 1804 году на выставке в Неаполе вызвал бескрайний восторг у местной публики. Автора вызвали к президенту Неаполитанской Академии художеств, который заявил Кипренскому, что, исследовав данный портрет, знатоки живописи вынесли вердикт о том, что он не мог принадлежать кисти художника XIX века.

Итальянец сказал русскому живописцу, что он выдает картину Рубенса за свою. Однако так считали не все знатоки живописи и искусства, некоторые приписывали портрет кисти Ван Дейка. Про это событие из жизни художника рассказывает искусствовед Людмила Ярошинская:

“Кипренский расхохотался в лицо президенту. Никколини закричал, что неаполитанские академики не позволят столь наглым образом обманывать себя какому-то иностранцу. Конечно же, Кипренский без труда доказал, что портрет принадлежит его кисти и долго потом издевался над итальянцами”.
Орест Адамович Кипренский «Портрет Адама Швальбе», 1804 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Орест Адамович Кипренский «Портрет Адама Швальбе», 1804 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Орест Адамович создал серию своих автопортретов, начиная с 1808 года. У него получилась своего рода биография в лицах, где он предстает в разных образах и в разном настроении. В 1809 году Кипренский вернулся на родину, в Москву. В этот период у художника окончательно вырабатывается свой стиль и метод написания картин. Несмотря на успех в России, юный Орест стремился в солнечную Италию, к её живописным видам и национальному колориту.

К сожалению, в это время шла война против Наполеона Бонапарта, и границы были закрыты, Кипренский не мог покинуть пределы родины. Орест Адамович уехал в Тверь. Там он создавал рисунки карандашом. После окончания войны Кипренский отправился в Санкт-Петербург.

Даже в карандаше он создал потрясающие портреты. О Кипренском заговорили с ещё большим энтузиазмом. Его пригласили ко двору для написания портретов приближенных и родственников императорской семьи. Кипренский писал в столице не только портреты, но и делал очень удачные и достоверные зарисовки видов Петербурга. После окончания всех военных действий в России и Европе Оресту Адамовичу удалось выехать за границу, в Рим.

Орест Адамович Кипренский «Портрет М. П. Ланского»,1813 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Орест Адамович Кипренский «Портрет М. П. Ланского»,1813 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В Италии

В 1816 году художник уехал в Италию. Можно сказать, что у него начался новый этап в жизни. Оказавшись в Риме, Кипренский снял студию и приступил к работе, параллельно изучая старую школу итальянских мастеров и новые веяния в живописи.

В Италии с художником случилось происшествие, которое печальной черной полосой прошло по его жизни. Для одной из своих картин он нашел натурщицу, у которой была дочь, её он тоже запечатлел на своем полотне. Натурщица жила в доме художника и, по всей вероятности, была достаточно близка с ним.

В один из прекрасных солнечных итальянских дней позировавшую для картины девушку нашли мертвой в доме художника. На ней лежал обгорелый холст, а некоторое время спустя по неизвестной причине умер и слуга-итальянец Ореста Адамовича. Виновным итальянцы посчитали Кипренского, а полиция не нашла зацепок, так как поздно начала расследование. Художник подвергся грандиозной травле, которую он не смог вынести, и уехал из Рима в Париж.

Орест Адамович Кипренский «Неаполитанские мальчики-рыбаки», 1829 год Местонахождение: Королевский дворец, Неаполь, Италия
Орест Адамович Кипренский «Неаполитанские мальчики-рыбаки», 1829 год
Местонахождение: Королевский дворец, Неаполь, Италия

Закат мастера

Дочку натурщицы Кипренский не бросил на произвол судьбы, он устроил её в пансион и оплатил содержание. Весть об убийстве дошла и до Франции, хотя сам факт того, что женщину убил именно Орест Адамович, подтвержден не был.

В Париже мастера не приняли, остался лишь один вариант – вернуться на родину. Тем не менее, Кипренскому удалось написать несколько работ в Париже, например, портрет Авдулиной в 1822 году.

Через год он уехал в столицу Российской империи. Так же, как в Европе, отношение к Кипренскому было холодное и неприветливое. В 1828 году Орест Адамович вновь отправился в Рим. Там живописец влюбился в бывшую маленькую натурщицу, которую устроил в пансион, теперь она была красивой юной девушкой.

В 1836 году он женился на ней, но счастье художника было недолгим. Спустя лишь три месяца после свадьбы Орест Адамович простудился, заболел воспалением легких и 17 октября  1836 года скончался. Дочь Кипренского родилась уже после смерти отца.

Орест Адамович Кипренский «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Орест Адамович Кипренский «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Александр Иванов – художник, современник Кипренского написал после его смерти:

“Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе. А русские его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому, что хотелось. Кипренский не был никогда ничем отличен, никогда ничем жалован от двора, и всё это только потому, что он был слишком благороден и горд, чтобы искать этого”.

На обложке: Фрагмент картины Ореста Адамовича Кипренского «Автопортрет», 1828 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий