Опыт с мочой и поразительное открытие – что рассказывает картина «Алхимик»

Искусство

Известный английский художник Джозеф Райт, создавая свою очередную картину, не мог даже вообразить, что так и не сможет её продать. «Алхимик, открывающий фосфор» – так звучит сокращённое название полотна, которое в прошлые века будоражило многие умы. Люди пытались разгадать, что же именно хотел сказать автор, высказывали самые разные предположения и версии.

Этот самый «Алхимик» оказался не менее загадочным, нежели наука алхимия. Несмотря на то, что Райт был весьма популярным живописцем, никто так и не купил его произведение при жизни автора. Своего владельца картина нашла на аукционе «Кристис» лишь после кончины мастера. Из-за этого поговаривали даже, что творение Райта проклято. Как же Райт создавал своего «Алхимика»? И что он всё-таки показал нам на своём полотне?

История создания

В 1771 году английский живописец Джозеф Райт приступил к работе над новой картиной. Она не создавалась по заказу – решение написать её принадлежало исключительно художнику. Райт не оставил нам никаких записей, связанных с написанием своего известного полотна, но не вызывает сомнений, что тема алхимических опытов прошлого интересовала мастера.

Кроме того, в конце XVIII века многие деятели искусства снова вернулись к сюжетам поисков философского камня и опытам, которые позволяли сделать удивительные открытия. Как видите, не стал исключением и Райт.

Джозеф Райт «Автопортрет», около 1780 года Местонахождение: Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, США
Джозеф Райт «Автопортрет», около 1780 года
Местонахождение: Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, США

Работу над полотном живописец достаточно быстро закончил – она не вызвала особенных затруднений. Однако со временем Райт решил доработать картину и в 1795 году привнёс в неё кое-какие изменения. Однако это никак не отразилось на спросе у покупателей. Его просто не было.

Не вызывает сомнений, что зрителей той поры тревожил сюжет, изображённый Райтом. Представители церкви его осуждали (ещё бы – демонстрировать опыты алхимика!), а светская публика старалась разгадать тайну, которую Райт оставил в своём произведении. К тому времени он был достаточно известным художником, однако почему-то никто не приобрёл «Алхимика». Говорили даже о проклятии картины, но это, конечно, вымысел.

Джозеф Райт «Алхимик», открывающий фосфор, 1771 год Местонахождение: Музей и художественная галерея Дерби, Великобритания
Джозеф Райт «Алхимик», открывающий фосфор, 1771 год
Местонахождение: Музей и художественная галерея Дерби, Великобритания

Но почему творение Райта так и осталось невостребованным – по крайней мере, при жизни автора? Как мне кажется, причина крылась в сложности образов и символов. Как часто бывает, мастер попросту опередил свою эпоху, создав произведение, которое оценят по достоинству лишь в будущем. Только через четыре года после смерти живописца картина была продана вместе с другими его вещами на аукционе «Кристис».

Поиски философского камня

«Алхимик в поисках философского камня обнаруживает фосфор и молится за успешное завершение его действий, согласно обычаю древних химических астрологов» – именно так звучало полное название творения Райта. Есть предположение, что художник изобразил перед нами момент из жизни гамбургского алхимика Хеннинга Бранда, который открыл фосфор в 1669 году.

Исследователь, как и многие его коллеги, стремился отыскать секрет изготовления заветного философского камня. Он решил производить опыты с человеческой мочой. Она обладает золотистым цветом, а потому, как считал Бранд, в ней может содержаться золото, так необходимое для философского камня.

Дожидаясь, пока жидкость отстоится и потеряет неприятный запах, гамбургский учёный нагревал её до той поры, пока не испарялась ненужная влага. В итоге осталось клейкое вещество. Из него Бранд получал маленькие белые комочки, которые при нагревании ярко светились. Своё открытие алхимик назвал фосфором – в честь древнегреческого бога утренней звезды Эосфора. В дальнейшем уже другие учёные выяснили, что фосфор содержится в растительных и животных тканях, входит в состав многих биологических компонентов и является простым веществом.

Немецкий алхимик Хеннинг Бранд, гравюра, XIX век
Немецкий алхимик Хеннинг Бранд, гравюра, XIX век

Образы и символы картины

Именно момент открытия фосфора и решил продемонстрировать нам Райт. На картине изображён алхимик, который стремился получить философский камень, превращающий любое вещество в золото. Однако вместо этого учёный открывает фосфор.

Впрочем, новое открытие впечатляет его не меньше, чем поиски легендарного камня. Посмотрите, как интересно живописец изобразил обстановку комнаты. Он не стал воссоздавать антураж XVII века, а добавил средневековых готических арок и заострённых окон. Создаётся впечатление, что исследователь находится в церкви. По-своему это верно – его лаборатория является храмом, храмом науки.

На картине «Алхимик» явно заметны религиозные параллели. Райт неслучайно поставил своего героя на колени. Его поза напоминает положение Святого Франциска на картине Эль Греко, а также она связана с позой апостолов, получающий причастие. Всем своим видом учёный показывает, что на него снизошло благословение – правда, не от Господа, но от мира науки, которому он посвятил всю свою жизнь.

Позади алхимика мы видим двух его учеников, один из которых зажигает свечу и внимательно смотрит на учителя. Второй же указывает на алхимика, словно бы подчёркивая значимость происходящего перед ними действа. Но в этот момент сам учёный пребывает в отрешённом состоянии. Он поглощён лишь созерцанием своего открытия, которое полностью перевернуло жизнь старика. Теперь в ней обретён смысл.

Всем своим видом учёный показывает, что на него снизошло благословение, но не от Господа, а от мира науки
Всем своим видом учёный показывает, что на него снизошло благословение, но не от Господа, а от мира науки

Джозеф Райт нередко изображал учёных и исследователей, совершавших ошеломляющие открытия и демонстрирующих коллегам свои творения. Его картина «Алхимик, открывающий фосфор» – одно из таких произведений. Неудивительно, что представители церкви считали полотно своего рода «богохульством» – и автор, и его персонаж поклоняются миру логики, рассудка и человеческого разума, достигающего всё больших вершин. Но не стоит забывать, что именно знания помогают нам найти путь к добру и просвещению: «Ученье – свет…».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий