На протяжении многих лет он мечтал пройти по знаменитому водному пути «из варяг в греки». Когда же мечта Николая Рериха осуществилась, он задумал создать картину, которая помогла бы зрителю увидеть далёкое прошлое, историю славян и становления Руси. Вдохновлённый увиденными живописными видами, знакомый со многими старинными легендами и преданиями, живописец вскоре приступил к работе.
Картина «Заморские гости» стала именно тем самым результатом вдохновения, приобретённого во время путешествия. Взглянув на неё, можно представить, будто в наш мир приходят герои древних историй и сказаний. Николай Рерих сохранил здесь свой неповторимый стиль, сделав эту работу по-настоящему уникальной. Что же известно о «Заморских гостях»? И что хотел показать нам автор?
Юрист и художник
Николай Рерих с детства был окружён творческими людьми, выдающимися деятелями науки и искусства. Его семья дружила с Дмитрием Менделеевым, Николаем Костомаровым, Михаилом Микешиным. Однако выбор профессии сам Николай Константинович сумел сделать далеко не сразу. Сначала Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Однако вскоре он решил связать свою жизнь с творческой деятельностью. При этом Рерих успешно совмещал правоведение и живопись. Примечательно, что даже его дипломная работа была посвящена правам художников в Древней Руси. Сам Николай уже в ту пору открыл в себе огромный интерес к истории родной страны. Он писал:
«В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники».

Местонахождение: Государственный музей Востока, Москва, Россия
Вдохновение
Николай Рерих, увлечённый древней историей Руси, всегда мечтал проделать путь, по которому некогда заморские купцы прибывали на русские земли. В 1899 году ему удалось воплотить свою мечту. Живописец отправился по «великому водному пути», который вёл к Новгороду. Во время путешествия в воображении Рериха то и дело возникали картины давно минувших дней.
Он представлял, как водную гладь разрезали старинные суда купцов, которые везли на Русь диковинные товары. Именно здесь много веков тому назад проплывали величественные ладьи, украшенные головами драконов, как было принято у скандинавов. По этому пути некогда проходил знаменитый герой сказаний Садко. А быть может, именно здесь он встречался с Морским царём, о котором рассказывается в легендах. Сам Николай Рерих находился под сильнейшим впечатлением во время путешествия:
«Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…»

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Работа над картиной
Уже тогда, во время путешествия, у Рериха появился замысел создать картину «Заморские гости». Он хотел, чтобы публика смогла своими глазами увидеть старинные ладьи, которые много столетий тому назад плыли к русским берегам. Через два года после поездки картина была завершена. Она была представлена на выставке в Императорской Академии художеств.
Произведение Николая Рериха настолько впечатлило публику, что даже император не остался равнодушен к этой работе. Николай Второй приобрёл полотно для Царскосельского дворца. Сегодня же увидеть «Заморских гостей» можно в Третьяковке.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Заморские гости» и их особенности
Картина «Заморские гости» входит в цикл «Начало Руси. Славяне». Даже человек, далёкий от тонкостей живописи, сможет заметить, что большинство полотен цикла выполнены в одном сходном стиле. В «Заморских гостях» Рериха ощущается влияние Архипа Куинджи, который был творческим вдохновителем мастера. Здесь присутствует явная декоративность цвета.
Кроме того, Рерих в своей подписи: «Народная живопись» отмечает, что картина выполнялась в традиционном старинном стиле. Так оформлялись различные иллюстрации к фольклорным произведениям, создавались украшения и орнаменты. Этот стиль очень напоминает принцип изображения, которого придерживались древнерусские иконописцы. Благодаря виртуозному использованию различных цветов художник создаёт действительно яркую и неповторимую картину.
Что касается сюжета, то здесь мы видим именно то, что представлялось Рериху во время его путешествия. Он постарался изобразить скандинавские ладьи с их типичным силуэтом. Кроме того, здесь заметно, что суда вовсе не беззащитны – по бортам выставлены крупные щиты. Несомненно, на ладьях плывут и купцы, и воины, которые в случае опасности готовы постоять за себя. Рерих писал:
«Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай…»
В дальнейшем Николай Константинович исполнил несколько повторений знаменитой картины. «Заморские гости» стали отождествляться с далёкими временами и легендами о появлении скандинавов на русских землях. Эту историю сумел продемонстрировать нам талантливый живописец.

Благодаря работе Рериха мы смогли увидеть далёкое прошлое нашей страны. «Заморские гости» были положительно восприняты публикой, а некоторые коллеги мастера и вовсе считали картину вершиной живописного мастерства. Это полотно позволяет окунуться и в историю, и в легенды, связанные с минувшими веками. Простота и яркость смогли сделать поистине невероятные вещи – но, конечно, главным условием стал талант художника.