Сандро Боттичелли по праву называют одним из величайших живописцев эпохи Возрождения. Он создал множество работ, причём в немалой степени благодаря ему Возрождение вошло в пору своего расцвета. Виртуозный мастер, он умел создавать поистине невероятные творения, так сказать, «живые» картины, на которых были и красота, и лёгкость, и динамика.
Одной из самых масштабных и значимых работ Боттичелли стала стенная роспись Сикстинской капеллы. А вот среди картин первенство по известности занимает «Рождение Венеры», на которой мастер обессмертил облик своей прекрасной вдохновительницы. Он умел трудиться сутками напролёт, и о неустанной работе великого гения нам красноречиво говорят его творения. А какой же была жизнь самого Сандро? И как флорентиец из многодетного семейства стал одним из величайших живописцев, которых знало человечество?
Детство и юность
Алессандро Филипепи, а именно так на самом деле звали будущего художника, появился на свет во Флоренции в 1445 году. Он был младшим из четырёх детей Филипепи-старшего и, как отмечалось в исторических документах, оказался очень болезненным мальчиком. Родители всерьёз опасались, что юный Сандро не доживёт и до года. Но, к большой радости для кожевника и его супруги, малыш оказался более крепким, чем казалось.
О детстве будущего гения известно совсем мало. Своих детей Филипепи не баловал, а потому им приходилось немало трудиться, помогая отцу и матери по хозяйству. Сандро и старшие дети не боялись грязной работы, что, вероятно, повлияло и на будущее мастера. Всё-таки далеко не каждый захочет быть измазанным красками и маслом.

Месонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Прозвище или псевдоним
Уже тогда, в юности, Сандро привык к прозвищу Боттичелли, которое получил от своего старшего брата. Тот был крупным парнем, а потому приятели дразнили его «бочонком» (именно так с итальянского переводится «боттичелли»). Сам Сандро толстяком вовсе не был, но родственные узы сделали своё дело.
Впрочем, у историков есть и иное предположение по поводу происхождения прозвища Сандро. Не исключено, что он обучался у Боттичелло, известного ювелира, к которому мальчика направил отец, уставший от «экстравагантных» увлечений сына. Сандро действительно больше интересовался ювелирным искусством и живописью, а не кожевенным делом. Быть может, ученик действительно взял себе фамилию наставника.
Кроме того, в те времена между ювелирами и живописцами действительно существовала тесная связь. И те, и другие должны были хорошо рисовать, а доступ в мастерскую одних открывал двери и в «святая святых» представителей иной деятельности.
Неудивительно, что вскоре начинающий ювелир Боттичелли увлёкся живописью и решил посвятить себя ей, однако о прежних навыках, полученных от мастера-наставника не забывал. Это видно в его работах, где соблюдена действительно ювелирная точность нанесения красок и создания линий, а также в примерах творений, где применяется искусство «чернения». Кроме того, Боттичелли нередко применял примесь золота во время оформления фона к своим работам.

Местонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия
Главный наставник
В 1464 году юный Сандро стал учеником живописца Фра Филлиппо Липпи, который считался одним из лучших мастеров того времени. Старательный и трудолюбивый юноша поразил наставника уже первыми своими работами. Увидев своё призвание в живописи, Боттичелли старался подражать своему наставнику, чем заслужил расположение Липпи. Именно ему, своему учителю, Сандро был обязан возвышением и успехом.
В мастерской Липпи, которая находилась в Прато, Боттичелли немало трудился над фресками собора. В дальнейшем исследователи так и не смогли достоверно установить, какими именно фрагментами занимался гений, однако он, несомненно, и здесь пытался подражать своему учителю, перенимая бесценный опыт.
Когда же в 1465 году Липпи написал «Мадонну с младенцем и ангелами», Боттичелли посчитал это творение лучшим образцом для изображения Богоматери. Примечательно, что многие изображения Мадонны, выполненные уже рукой Боттичелли, напоминали ту самую картину его наставника. Как отмечают современные искусствоведы:
«Художник испытал влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов».

Местонахождение: Кафедральный собор, Сполето, Италия
Самостоятельная работа
Да, Сандро совершенствовался и старательно учился, вникая в тонкости и познавая секреты живописного искусства. В 1467 году Фра Филиппо отправился в дальнее путешествие и, увы, больше не увиделся со своим учеником. Узнав о смерти мастера, Боттичелли был очень огорчён, однако решил продолжить обучение, зная, что этого хотел бы и Липпи.
Некоторое время Сандро посещал мастерскую Андреа Верроккьо, того самого живописца, у которого брал уроки и великий Леонардо. Здесь Боттичелли познакомился с другими художниками. Плодотворное общение вскоре помогло молодому мастеру создать его новые работы, одной из которых стала «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» (1468-1469).
И хотя в ней заметно влияние старших наставников, именно эта работа считается одной из самых первых картин Боттичелли, которые автор создал самостоятельно. Уже тогда, в пору создания «Мадонны», он понимал, что способен на очень многое. Его талант начинал раскрываться и порой поражал самого автора.

Местонахождение: Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия
Боттичелли и Медичи
В конце 1469 года Сандро стал работать самостоятельно. В кадастре того года его отец отмечал, что сын трудится дома. Уже первые его работы принесли известность молодому живописцу, а главное – помогли приблизиться к окружению семейства Медичи, которые являлись покровителями искусств и нередко оказывали поддержку начинающим мастерам.
Заказы на новые работы Боттичелли получал главным образом в родной Флоренции. Одним из самых значимых его творений стала картина «Святой Себастьян». Её Сандро создал для одной из старейших церквей города Санта Мария Маджоре. Во время торжеств произведение Боттичелли было размещено на одной из церковных колонн.
Произведение стало первой документально подтверждённой картиной мастера на религиозную тему. При этом сама работа вызвала восторг публики, оценившей и манеру исполнения, и стиль мастера. А через некоторое время Боттичелли стали поступать заказы из Пизы, его известность постоянно росла, выходя за пределы родного города.

Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
«Поклонение волхвов»
Это был «звёздный час» для Боттичелли. Тогда установились тесные связи между живописцем и семейством Медичи. Готовясь к турниру, Джулиано Медичи попросил мастера расписать его знамя, с которым затем одержал победу. Когда же герцог был убит, Сандро написал картину, изображающую заговорщиков – как повешенных, так и скрывающихся от правосудия. Всё, что происходило в семье Медичи, не оставляло равнодушным и Боттичелли – каждое событие, радостное или печальное, находило отклик в его творчестве.
Однако была среди работ Боттичелли и та, что в полной мере отражала отношения между родом Медичи и живописцем. Речь идёт о картине «Поклонении волхвов», которая была заказана мастеру в 1475 году. Заказчиком выступал банкир Джованни да Дзаноби Лами. Он был близок к знаменитому семейству и планировал разместить творение живописца у своего алтаря.
Как отмечают исследователи, эта картина имеет большую ценность не только благодаря авторству Боттичелли. Главное – на ней можно отыскать немало исторических лиц, благодаря чему мы видим, как выглядели те или иные люди, чьи портреты не дошли до наших дней. Впрочем, не стоит отвлекаться от совершенного композиционного построения, точности передачи образов и того особенного стиля Боттичелли, в котором гармонично сочетаются реальность и рисунок. Визари писал об этой работе:
«Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
Быстро распространяясь, слава мастера вышла за пределы Флоренции. В его мастерскую приходило немало учеников, и уже в конце 1470-х годов он был признанным известным художником. При этом многие работы Боттичелли украшали различные церкви и соборы Италии – это был расцвет его карьеры. Биограф Джорджо Вазари писал
«И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Прекрасная Венера
Самыми известными творениями Сандро Боттичелли стали «Весна» и «Рождение Венеры». Они были заказаны Медичи и воплощали культурную атмосферу, которая царила вокруг этого семейства. Кстати, при знакомстве с картинами Боттичелли вы наверняка могли заметить, что на многих работах автора запечатлена одна и та же очаровательная светловолосая женщина. Именно она предстаёт перед нами в «Рождении Венеры», которое принесло живописцу мировую известность. Кто же эта дама?
Главной вдохновительницей и многолетней музой Боттичелли была Симонетта Веспуччи. Уроженка Лигурии, она прибыла во Флоренцию вместе со своим супругом Марко. Переезд пары пришёлся на то время, когда Джулиано Медичи и его брат Лоренцо пришли к власти. Ослепительная красавица Симонетта сразу же обратила на себя внимание флорентийцев и очаровала «сильных мира сего». Семейство Медичи не только стояло во главе города, но отвечало за его облик, так сказать, «лицо» Флоренции.
Говорили, что Симонетту и Джулиано Медичи связывали романтические отношения, но ни доказать, ни опровергнуть это нельзя. Как бы то ни было, но на турнир в 1475 году Джулиано вышел со знаменем, созданным Боттичелли. На нём была изображена красавица в облике Афины Паллады. Живописец нередко писал портреты Симонетты, представляя её публике как некую земную богиню, олицетворение совершенной красоты. Сегодня многие считают, что Боттичелли был влюблён в женщину. Не исключено, что так оно и было. Сам Боттичелли семьёй так и не обзавёлся, посвятив всю свою жизнь исключительно искусству.

Сандро Боттичелли «Мадонна с гранатом», 1487 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Сама же Симонетта никогда не обращала внимания на скромного художника, который, быть может, действительно был влюблён в неё. Женщина и не догадывалась, что именно тот самый неприметный Боттичелли увековечит её образ, сравнив с божественной красотой и волшебным сиянием самой Венеры.
Однако «Рождение Венеры» было написано уже после смерти красавицы. Всего через год после того турнира, на котором Медичи объявил Симонетту королевой красоты, женщина умерла от туберкулёза. Вся Флоренция была потрясена. Горожане не могли сдержать слёз, а похоронная процессия собрала немало людей, желающих проститься с «богиней».

Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Спустя девять лет после смерти любимой вдохновительницы Боттичелли по памяти изобразил её на картине «Рождение Венеры». Этот шедевр стал не только вершиной творчества живописца, но и своего рода «памятником», воздвигнутым в память об умершей. Художник сумел обессмертить красоту Симонеты, женщины, которую он так и не смог забыть.
«Весна» Боттичелли
А вот самой загадочной картиной великого флорентийца считается «Весна», написанная в 1482 году. Она вместе с рядом других произведений была предназначена для украшения дворца Лоренцо Медичи. Есть предположение, что источником вдохновения для написания картины стала поэма Лукреция «О природе вещей» – как раз тот фрагмент, где поэт рассказывает о весне:
«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…»
Если взглянуть на две знаменитые картины Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», замечаешь нечто общее. И речь идёт вовсе не о персонажах, а о технике мастера. Здесь ощущается «певучесть линий», которая присуща стилю флорентийского гения, здесь присутствуют лёгкость и совершенная гармония. Кроме того, в его подаче действительно можно поверить в божественное происхождение изображённых персонажей – они кажутся идеальными и воздушными, словно некие неземные создания. Сложно даже представить, что писалось всё это со вполне земных моделей.

Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Иллюстрации к творению Данте
Неудивительно, что когда встал вопрос об иллюстрировании «Божественной комедии» Данте, многие ценители искусства рекомендовали Боттичелли – лучше него воспроизвести сюжет описанной поэтом истории никто не мог.
Над серией иллюстраций он трудился в течение десяти лет, параллельно создавая другие свои невероятные работы. Стоит сказать, что даже здесь, в иллюстрировании известного произведения, Боттичелли сохранил индивидуальность подачи и своеобразие стиля. Одной из самых знаменитых работ этой серии стала «Карта Ада». Вазари отмечал:
«Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».

Местонахождение: Апостольская библиотека, Ватикан
Смена взглядов
А в 1490 году во Флоренцию прибыл доминиканский монах Джироламо Савонарола, встреча с которым полностью преобразила жизнь мастера. Монах призывал отказаться от грешной жизни и приземлённых устремлений. Человек создан для постижения духовных высот и неустанного совершенствования, утверждал Савонарола.
Монах заявил Боттичелли, что большую часть картин его необходимо сжечь на костре тщеславия, и живописец решил, что тот прав. С той поры резко изменилось творчество художника. Отныне в его работах начинают преобладать религиозные сюжеты, а в красках превалируют тёмные и сдержанные оттенки.
Если прежде Боттичелли любил писать парадные портреты или яркие картины, посвящённые мифическим сюжетам, то теперь основой для его полотен становятся истории из Библии. Как мне кажется, не только проповеди монаха сыграли важную роль в переосмыслении творчества автором. В эту пору в его семье произошла трагедия – умер брат Боттичелли Джованни, с которым Сандро на протяжении многих лет поддерживал добрые отношения.

Местонахождение: Музей Сан-Марко, Флоренция, Италия
Кроме того, жизнь живописца была омрачена смертью Лоренцо Медичи. Появление монаха-доминиканца с его душеспасительными речами стало источником свежего воздуха для Боттичелли. Он понимал, как важно переосмыслить свою жизнь, увидеть настоящие, а не призрачные ценности и раскрыть для других удивительный духовный мир, о котором люди нередко забывают, предпочитая чувственность и удовольствия.
Та особенная созерцательность, которая и прежде появлялась в работах Боттичелли, теперь раскрылась и позволила ему по-новому проявить себя. В новых творениях живописца можно увидеть идеи Савонаролы, а также собственные взгляды автора. Несмотря на то, что сам Боттичелли во многом поддерживал убеждения доминиканца, он далеко не всегда разделял их. Как и прежде, в творчестве Боттичелли заметно, что чувства его не утратили остроты, однако живописец стал более чутким к вопросам совести и морали.
Перемены в стиле живописца особенно заметны в работе «Юдифь, покидающая палатку Олоферна», написанной в 1485-1490 годы. Если сравнить её с работой более ранней, в которой продемонстрирован этот же сюжет, контраст будет очевиден. Ряд исследователей считает, что творчество Боттичелли было «отшлифовано» и преобразилось в лучшую сторону.
Некоторые возражают им, говоря, что мастер, напротив, отошёл от привычных принципов. На мой взгляд, сравнивать столь разные периоды творчества совершенно некорректно. А вот единственной поздней картиной на светскую тему у Боттичелли стала «Клевета Апеллеса». Остальные были посвящены библейским сюжетам и религиозной тематике.

Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Переломный момент
В 1498 году Савонарола был арестован. Церковная власть обвиняла монаха в ереси – такое преступление каралось смертной казнью, и ни о каком смягчении наказания не могло быть речи. Боттичелли был глубоко потрясён этим событием. Он практически не выходил из своей мастерской, превратившись в своего рода отшельника. В ту пору живописец написал очередную работу – «Мистическое Рождество».
В качестве подписи к творению Боттичелли оставил надпись, где говорит, что сюжет отражает события, описанные в откровении Иоанна Богослова. Там рассказывалось, что на три с половиной года дьявол был выпущен на свободу, после чего снова закован в кандалы. Эта картина стала своего рода ответом на произвол церковной власти. Разумеется, этот выпад не пришёлся по душе церковникам, однако прямо обвинить Боттичелли в содействии Савонароле они не могли.
Уж не знаю, из-за происков церковных властей или же от собственной усталости, но последние годы Боттичелли провёл в бедности и одиночестве. Он был практически забыт, а выживать приходилось на жалкие подачки, которые художник получал от знакомых и редких заказчиков. Взглянув на этого измученного старика в поношенной одежде, трудно было представить, что некогда он был известным живописцем, работы которого стали достоянием Италии. Так писал о последних годах Боттичелли Вазари:
«Отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду».

Местонахождение: Национальный музей Лондон, Великобритания
В последний раз на публике Сандро Боттичелли появился в 1504 году, когда присутствовал на установке статуи Микеланджело «Давид». Потом он вовсе перестал бывать в обществе и не писал новых картин. Свой век знаменитый мастер, величайший художник Ренессанса доживал тихо и скромно, не привлекая к себе внимания и превратившись в полностью забытого человека. Он умер майским днём 1510 года, на 66-году жизни. Всё вокруг пело и цвело, и флорентийцы не догадывались, что в это прекрасную пору перестало биться сердце великого гения. Однако неповторимый Сандро Боттичелли продолжает жить и сегодня – в своих бессмертных творениях.