Он мучил тех, кого сильно любил – отчего Диего Риверу называли «людоедом»?

Искусство

Сегодня сложно найти мексиканца, который бы не знал, кто такой Диего Ривера. Да что и говорить – не только на родине живописца, но и в самых разных уголках мира его имя хорошо знакомо ценителям искусства. Выдающийся художник-монументалист был натурой неординарной, яркой и очень харизматичной.

Когда речь заходит о Диего Ривере, мы, как правило, вспоминаем Фриду Кало. Да, они действительно были крайне эксцентричной и интересной парой. Для Фриды Диего стал главным мужчиной её жизни, она же для него превратилась в музу и соратницу на многие годы. Но не стоит полагать, что всё самое интересное в судьбе Риверы было связано исключительно с Кало. Его жизнь напоминала бурное море, где находилось место и новым впечатлениям, и творческому поиску, и любовным увлечениям. Каким же был «неукротимый» Диего Ривера? Чем прославился этот коммунист-сердцеед? И какой была история его любви с не менее своеобразной творческой личностью – Фридой Кало?

Дерзкий индивидуалист

Несмотря на то, что сегодня о Диего Ривере говорят нечасто, этот человек был одной из самых значимых фигур в мире живописи в первой половине прошлого века. Его произведения восхищали, завораживали, вызывали негодование или протест – равно, как и взгляды самого живописца.

Не только творчество, но и сама персона Риверы постоянно притягивала взгляды. За глаза его называли «людоедом», но красивые и неординарные женщины с лёгкостью поддавались на его чары. Он был опытным сердцеедом, сторонником левых взглядов, а ещё приятелем Маяковского. Согласитесь, даже эта краткая характеристика кажется весьма интригующей. Итак, кто же он – дерзкий и самобытный Диего Ривера?

Мексиканский живописец Диего Ривера
Мексиканский живописец Диего Ривера

Детство будущего художника

Одно только появление Диего на свет было весьма драматичным. Он родился в декабре 1886 года в столице штата Гуанохуато. Полное имя будущего художника звучало как Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес. При родах мать Диего Мария едва не умерла от кровопотери.

Кроме того, вместе с мальчиком на свет появился и его брат-близнец. Врачи боролись за жизни матери и детей и сумели спасти всех троих, но брат Диего оказался очень слабым. Он умер, прожив чуть больше года.

Уже в раннем возрасте Ривера, который едва научился ходить, начал проявлять интерес к рисованию. Родители поощряли увлечение сына – даже тогда, когда «полотнами» для юного живописца становились стены дома. В конце концов стены всех комнат родители завесили шторами, не ограничивая творческие порывы ребёнка.

Одна из первых работ молодого художника Диего Риверы «Гумно», 1904 годМестонахождение: Дом-музей Диего Риверы, Гуанахуато, Мексика
Одна из первых работ молодого художника Диего Риверы «Гумно», 1904 год
Местонахождение: Дом-музей Диего Риверы, Гуанахуато, Мексика

Смелые мечты

Потом, уже в осознанном возрасте, Диего твёрдо решил, что станет художником. Он окончил Академию художеств в Сан-Карлосе. Уже тогда молодой Ривера зарекомендовал себя как талантливый живописец. Когда период обучения был завершён, он получил грант, благодаря которому мог совершить путешествие. Разумеется, Ривера тут же отправился в Европу. Он хотел своими глазами увидеть картины великих живописцев прошлого, истинных гениев, которые были признаны во всём мире.

Путешествуя по Испании, Франции, Италии, Ривера провёл в своём творческом «круизе» почти полтора десятка лет. Глядя на творения Ван Гога или Сезанна, он осознавал, что может написать нечто подобное. Но живописец не желал подражать другим. Напротив, уже тогда, рассмотрев великие произведения, он понимал, что живописца делает настоящим мастером собственный стиль, некая неподражаемая манера, по которой его работы всегда можно узнать. К этому Ривера и стремился.

Правда, поначалу об успехе речи не шло. Молодой художник предпочитал писать работы в стиле кубизма. У него имелись поклонники, но это был лишь узкий круг приятелей-интеллигентов. Конечно, их внимание льстило мастеру, но он желал куда большего. Диего стремился создать нечто особенное, то, что затронет сердца миллионов людей, а главное – получит признание среди простых людей.

Диего Ривера «Продавщица цветов», 1926 годМестонахождение: Художественный музей Гонолулу, Гавайи, США
Диего Ривера «Продавщица цветов», 1926 год
Местонахождение: Художественный музей Гонолулу, Гавайи, США

Ривера и революция

Сильное впечатление на Риверу произвели революция в его родной стране и подобные события в России. Такие перемены живописец поддерживал, считая, что старому порядку пришёл конец, и прежняя система, окончательно прогнив, уже не подходит для народа. В это время он оставляет свои первые кубические эксперименты и переходит к реалистическому творчеству. Диего стремился запечатлеть действительность, изобразить бурные потрясения, происходившие в мире.

Когда же в 1920-е годы мастер побывал в Италии и увидел старинные фрески, он окончательно понял, что в живописи ему наиболее близко. Именно тогда он переходит к монументальному творчеству, причём в работах Риверы всё чаще и всё более явно начинает звучать тема революции. Он не следовал популярным тенденциям, не пытался попасть в нужную «волну» – он просто отражал то, что видел и чувствовал. И в такой подаче его творчество начинало завоёвывать всё больше поклонников.

Диего Ривера «Первомай в Москве» (набросок), 1928 годМестонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Диего Ривера «Первомай в Москве» (набросок), 1928 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Большой успех

Вернувшись на родину, Диего Ривера превратился в одного из самых востребованных живописцев. В то время многие его мечты исполнились. Он получал немало заказов, в том числе и на роспись правительственных зданий. Его стиль стал и правда очень узнаваемым и самобытным, а имя Риверы было на устах у всех. 

При этом интересно, что в картинах Риверы сочетались и старинные традиции, и отголоски культуры коренных народов Мексики, и новые веяния, мода, перемены в жизни. Это было необыкновенно яркое и сильное в плане производимого эффекта сочетание стилей и жанров. Казалось бы, такая «гремучая смесь» не могла прийтись по вкусу людям, но Ривера умудрялся по-своему и очень эффектно изобразить всё, что появлялось в его воображении. И главное – он сумел завоевать публику. Как писал Пабло Неруда:

«…Такие люди, как Ороско, Ривера, Портинари, Тамайо и Гуаясамин, подобны вершинам Анд…».
Диего Ривера «Автопортрет в широкополой шляпе», 1907 годМестонахождение: Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика
Диего Ривера «Автопортрет в широкополой шляпе», 1907 год
Местонахождение: Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика

Поездка в СССР

Убеждённый сторонник левых идей, живописец стал членом Коммунистической партии Мексики в 1922 году. Спустя пять лет он был приглашён в Советский Союз, где как раз проходили торжества по случаю 10-летнего юбилея Великой Октябрьской революции. Изначально отношения Риверы и советского правительства были очень тёплыми. Живописец читал лекции об искусстве Мексики, сотрудничал с творческими организациями, работал в художественном фонде «Октябрь». Помимо того, Ривере поручили создать несколько фресок для Центрального дома Красной Армии и даже портрет Иосифа Сталина.

Но потом вдруг на Риверу посыпались обвинения в антисоветской пропаганде. Был ли он действительно виновен – большой вопрос. Тем не менее Риверу вскоре попросили покинуть Советский Союз. Несмотря на это, многие годы Диего Ривера сохранял дружбу с советскими деятелями искусства. Одним из его приятелей стал Владимир Маяковский.

Диего Ривера «Первомайское шествие в Москве», 1956 годМестонахождение: Частная коллекция
Диего Ривера «Первомайское шествие в Москве», 1956 год
Местонахождение: Частная коллекция

Дружба с советским поэтом

С «трибуном революции» Маяковским Ривера познакомился ещё в Мексике. Поэт уехал на время из СССР в рамках программы культурного обмена. Живописец лично встречал Владимира Владимировича на перроне в Мехико. Уже с первой встречи Ривера произвёл крайне положительное впечатление на своего советского гостя. Как писал Маяковский:

«Диего оказался огромным, с хорошим животом, широколицым, всегда улыбающимся человеком. Он рассказывает, вмешивая русские слова (Диего великолепно понимает по-русски), тысячи интересных вещей, но перед рассказом предупреждает: – Имейте в виду, и моя жена подтверждает, что половину из всего сказанного я привираю».

Потом, уже приехав в СССР, Ривера тоже неоднократно встречался с Маяковским и его друзьями. Как правило, такие встречи проходили в доме Бриков. Кстати, сам Маяковский отмечал, что его мексиканский друг обладает не только даром живописца, но и талантом поэта. Время, проведенное в СССР, стало для Риверы особенным периодом, когда он мог общаться с выдающимися советскими деятелями и гостями Советского Союза. Так он описывал один из вечеров:

«В те дни, в один очень холодный вечер, Маяковский пригласил нас к себе в дом… Там было жарко, как в печи, и там действительно пылал энтузиазм тех, на чью долю выпала радость и честь воспользоваться гостеприимством гения. Нас было много в его доме… В тот вечер, о котором идет речь, к Маяковскому пришли и люди, знаменитые уже тогда, и люди, которые стали знаменитыми впоследствии. Среди первых был Теодор Драйзер, автор «Американской трагедии».

В дальнейшем сотрудники Государственной библиотеки-музея обратились к Диего Ревере с просьбой написать портрет Владимира Маяковского. Созданное изображение Ривера подписал: «Таким я помню Маяковского в Мексике».

Диего Ривера «Портрет Владимира Маяковского», 1956 годМестонахождение: Государственный музей В. В. Маяковского, Москва, Россия
Диего Ривера «Портрет Владимира Маяковского», 1956 год
Местонахождение: Государственный музей В. В. Маяковского, Москва, Россия

Работа и скандалы

Благодаря культурному подъёму в послереволюционной Мексике сюда приезжали многие представители интеллигенции и творческой элиты. Популярность Риверы постоянно росла. Его работы стали пользоваться спросом в Америке и Европе, у него появлялось всё больше влиятельных поклонников, критики писали о его творчестве положительные отзывы.

Многочисленные заказы сыпались на мастера – теперь он создавал и произведения станковой живописи, и монументальную роспись. Также Диего Ривера работал над декорациями для постановок. Одним из самых известных таких творений стали декорации к балету «Лошадиная сила» в Филадельфии.

Впрочем, как всегда бывало с Риверой, и теперь не обошлось без некоторых потрясений и скандальных историй. Так, например, создавая фреску «Человек на распутье», автор намеренно использовал фигуру Ленина в качестве одного из действующих лиц. Когда заказчик потребовал удалить Ленина (американцы на дух не переносили советских вождей), Ривера отказался.

Диего Ривера «Человек на распутье», 1934 годМестонахождение: Дворец изящных искусств, Мехико, Мексика
Диего Ривера «Человек на распутье», 1934 год
Местонахождение: Дворец изящных искусств, Мехико, Мексика

Неординарные творения

В конце концов его творение было уничтожено, а сам автор за свою работу не получил ни гроша. Но, несмотря ни на что, Ривера остался верным своим принципам. Однако «Человек на распутье» была далеко не единственной работой Риверы, которая вызвала недовольство заказчиков и критиков. Живописец создал цикл росписей в Детройте, который также оказался под угрозой уничтожения.

Но что же на сей раз было не так? Как показалось музейным работникам, изображения диссонировали с окружающей обстановкой и слишком уж пугающими были картины промышленного мира. Однако здесь живописец выразил своё восхищение технологическими новинками и индустриализацией.

Диего Ривера «Промышленность Детройта»Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США
Диего Ривера «Промышленность Детройта»
Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США

Закат мастера

На протяжении многих лет работы Диего Риверы были востребованы во многих странах. Но потом под угрозой набирающего силы немецкого нацизма многие живописцы из Европы отправились в Америку, где могли чувствовать себя в безопасности. Новые деятели привезли с собой новые стили и направления. Теперь популярность приобретали дадаизм и кубизм. Модные авангардные течения Ривера не принял, а его творчество постепенно отступало на второй план, оставляя дорогу более дерзким и молодым художникам.

Последней монументальной работой мексиканского художника стала фреска «Панамериканское единство». В 1940 году он создавал её прямо на глазах у посетителей выставки «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Здесь автор постарался соединить прошлое, настоящее и будущее Северной Америки. Вышло и правда очень впечатляюще. Благодаря тому, что Ривера писал своё произведение на каменных панелях, но не на стене, оконченную работу в дальнейшем смогли переместить в Городской колледж Сан-Франциско.

Увы, начало Второй мировой войны на многие годы отвлекло от создания инсталляции этой работы. «Панамериканское единство» было в полном виде установлено и обрело постоянное место только спустя двадцать лет. Сегодня ценители творчества Риверы могут увидеть эту фреску в Музее современного искусства Сан-Франциско.

Диего Ривера «Панамериканское единство», 1940 годМестонахождение: Музей современного искусства, Сан-Франциско, США
Диего Ривера «Панамериканское единство», 1940 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Сан-Франциско, США

«Магнит» по имени Диего

Крайне бурной, яркой и нестабильной была личная жизнь живописца. Пожалуй, она привлекала поклонников не меньше, чем фрески и картины мастера. Избранницами Риверы часто становились женщины экстравагантные и незаурядные, представительницы творческих профессий и весьма эксцентричные личности. А ведь при взгляде на фотоснимки Диего Риверы едва ли можно предположить, что человек с такой внешностью мог быть бывалым ловеласом.

Несмотря на грузное тело и весьма неказистый внешний облик, Ривера действительно умел покорять сердца дам. Он напоминал магнит, который уверенно притягивал к себе самых неординарных представительниц противоположного пола. Харизма, талант и совершенная уверенность в себе – вероятно, в этом и заключался секрет успеха Диего Риверы.

Со своей первой супругой, русской художницей Ангелиной Беловой, Ривера познакомился в Париже. В 1911 году пара поженилась. Казалось, впереди у молодожёнов была долгая и счастливая семейная жизнь. Однако вскоре пара пережила большую трагедию. Их родившийся сын оказался очень слабым и болезненным ребёнком. На втором году жизни он умер от лёгочной инфекции.

Диего Ривера «Портрет Ангелины Беловой», 1918 годМестонахождение: Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика
Диего Ривера «Портрет Ангелины Беловой», 1918 год
Местонахождение: Музей Долорес Ольмедо, Мехико, Мексика

Новое увлечение

Стараясь забыть о пережитом горе, Ривера погрузился в творчество. Ангелина же бралась за любую работу, чтобы обеспечить семью. Она видела, что средств, которые зарабатывает супруг, недостаточно, а потому сама готова была отказаться от творчества ради Диего. Наверное, в этом и крылась ошибка женщины, принесшей в жертву любви себя. 

Вскоре Ривера увлёкся своей коллегой, другой русской дамой Марией Воробьёвой-Стебельской. Она также писала картины, причём подписывалась псевдонимом Маревна. Жениться на любовнице Ривера не собирался. Он даже не стал признавать дочь Марику, родившуюся от этой связи. Его жена Ангелина всё знала, но предпочитала закрывать глаза на увлечение супруга, чтобы не разрушить брак.

При этом любовница дала своей дочери фамилию Ривера. Девочка считала Диего своим отцом. В дальнейшем она тоже связала свою жизнь с творческой профессией, став известной актрисой и танцовщицей.

Маревна (Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская) «Автопортрет», 1929 годМестонахождение: Музей Пти-Пале, Женева, Швейцария
Маревна (Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская) «Автопортрет», 1929 год
Местонахождение: Музей Пти-Пале, Женева, Швейцария

Его мексиканская жена

Однако попытки двух женщин удержать Риверу оказались напрасными. Им он предпочёл искусство. Когда он получил приглашение от Министерства просвещения отправиться на родину, в Мексику, живописец, не раздумывая, собрал чемоданы и отправился в дорогу. С любовницей к той поре он уже порвал отношения. Жена же не могла последовать за ним, поскольку не имела средств даже на дорогу.

Некоторое время Диего продолжал поддерживать отношения с женой. Ангелине он даже пересылал деньги в Париж. Но вскоре живописец встретил свою новую любовь. Ею стала писательница и модель Марин Гуадалупе. Получив развод от первой супруги, он в 1922 году женился на Марин, которая вскоре подарила ему двух детей. Но и этот брак оказался совсем недолгим. Со второй женой Ривера прожил всего шесть лет. Причиной разрыва стала встреча с женщиной, которая сыграла в судьбе художника главную роль.

Диего Ривера «Портрет Марин Гуадалупе», 1938 годМестонахождение: Музей современного искусства, Мехико, Мексика
Диего Ривера «Портрет Марин Гуадалупе», 1938 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Мехико, Мексика

Судьбоносная встреча

В 1922 году живописец занимался росписью аудитории в Национальной подготовительной школе в Мехико. Однажды к нему подошла совсем ещё юная девочка, которая попросила позволения понаблюдать за работой мастера. Он разрешил. На протяжении нескольких часов девочка внимательно наблюдала за каждым движением кисти Риверы. Когда его жена Марин с грозным видом заявила юной особе, что пора бы и честь знать, та ответила, что досмотрит создание фрески.

В ответ на это Марин, уперев руки в бока, подошла к девочке и потребовала, чтобы та вышла из аудитории. Темноглазая особа выдержала строгий взгляд и не сдвинулась с места. Как вспоминал Ривера, жена была поражена и восхищена стойкостью малышки:

«Ты только посмотри на эту девчонку! Такая маленькая – и совсем не боится такой высокой и сильной женщины, как я. Она мне нравится».
Фрида Кало «Автопортрет», 1922 годМестонахождение: Частная коллекция
Фрида Кало «Автопортрет», 1922 год
Местонахождение: Частная коллекция

Новая встреча

Диего Ривера вскоре узнал, что юную особу зовут Фридой Кало, но тогда он, конечно, и понятия не имел, что именно она станет его женой. В следующий раз Ривера встретил Фриду спустя несколько лет. К тому времени девушка уже пережила страшную аварию, заново научилась ходить и находила спасение в рисовании. Живописец так вспоминал эту встречу:

«Перед мной стояла девушка лет 18-ти. У неё было красивое нервное тело и нежное лицо. Её волосы были длинными и темными, а густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда».

Посмотрев несколько работ Кало, Диего был восхищён. Он отмечал невероятную энергию, экспрессию в них, но при этом большую серьёзность, которая заключалась в картинах. Уже тогда он понимал, что перед ним настоящий художник. А вскоре Фрида попросила его прийти к ней домой, чтобы посмотреть остальные работы. Диего согласился:

«Я об этом еще не знал, но тогда Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет».
Фрида Кало
Фрида Кало

Последняя супруга

Но брак этих двух людей едва ли можно было назвать спокойным. В нём было всё: и разочарование, и счастье, и обиды, и взаимопонимание. Уже в первые месяцы совместной жизни Ривера завёл интрижку с теннисисткой Хелен Муди. Фрида в ответ на это тоже заводит роман на стороне. Они постоянно изменяют друг другу, словно бы соревнуясь, кто сумеет одолеть противника.

Вскоре пара решила развестись. Но уже спустя год они снова поженились. Их отношения напоминали безумие, которое выливалось в причудливые образы на полотнах. После второго бракосочетания Диего и Фрида были вместе до самой смерти художницы. Потеря любимой музы и вечной соперницы стала большой трагедией для Риверы:

«13 июля 1954 года стало самым трагическим днём моей жизни. Я потерял свою возлюбленную Фриду навсегда. Слишком поздно я понял, что самой удивительной частью моей жизни была моя любовь к Фриде».

Как поговаривали, ещё до своей смерти Фрида подыскала супругу новую жену, которую убедила выйти замуж за Риверу. Звучит фантастично, но кто знает… Во всяком случае долго живописец в статусе вдовца не пробыл. Спустя год после смерти Фриды он женился на писательнице Эмме Фуртадо. Брак этот тоже продолжался недолго, но на сей раз не по причине ветрености художника, а из-за его смерти.

Диего Ривера и Фрида Кало с домашним питомцем - обезьянкой
Диего Ривера и Фрида Кало с домашним питомцем – обезьянкой

Прожив всего два года со своей последней супругой, семидесятилетний Диего Ривера умер от рака. Люди, которые знали его лично, порой называли его «людоедом», указывая на несчастных избранниц Риверы. Он и правда любил мучить тех, кого очень любил. Быть может, таким изощрённым способом мастер находил вдохновение? Кто знает… Но, несомненно, сам Ривера был бы рад, если бы знал, что спустя много лет его имя неразрывно будет связано с именем самой главной женщины его жизни – Фриды Кало.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий