Он искал рай, но обрёл ад – как Поль Гоген стал «покойником» при жизни

Искусство

Если человек неплохо зарабатывает на бирже, и его дела идут очень хорошо, зачем ему что-то менять? На этот вопрос Поль Гоген решительно ответил бы, что совершить перемены и даже принести жертвы можно исключительно ради искусства. А ведь действительно, он был одним из преуспевающих биржевых брокеров, но вдруг решил оставить прибыльную работу и заняться творчеством. Он не знал, что его ждёт, но был уверен, что никогда не пожалеет о сделанном шаге.

Сегодня работы Гогена считаются сокровищем мировой живописи. Но при жизни художнику пришлось пройти немало испытаний. Его история – это яркое приключение. Успешный брокер оставил свою работу ради искусства, причём состояние, на которое его семья могла бы жить безбедно много лет, было растрачено в краткие сроки. Но не пожалел ли Гоген о своём решении? И что принесли ему перемены, которых он так хотел? И за что ругал его наставник по живописи? 

Бегство из Франции

В начале июня 1848 года в Париже на свет появился Поль Гоген, человек, которому суждено было внести огромный вклад в мировое искусство. Его отец работал в отделе политической хроники журнала «Насьональ», мать принадлежала к знатному и весьма состоятельному роду. Кловис Гоген в те времена был востребованным «мастером пера» – Франция переживала потрясения и большие перемены, что освещалось на страницах журнала. 

Однако стремительно меняющаяся политическая обстановка после очередного «витка» событий сложилась не в пользу Гогена. Журнал попал в разряд неугодных властям, а сам Кловис с семьёй буквально оказался на улице. Маленькому Полю и его родителям пришлось спешно покидать Париж.

Полю было всего два года, когда его мать и отец, собрав скромные пожитки, отправились в далёкое Перу. Там отец Гогена планировал открыть собственное издательство – родственники жены должны были помочь на первых порах. Увы, планам этим не суждено было исполниться – Кловис умер по дороге к назначенному месту, а его вдове пришлось поселиться в Лиме, где находилось поместье её брата.

Жизнь в Лиме очень нравилась маленькому Полю / trip-for-the-soul.ru
Жизнь в Лиме очень нравилась маленькому Полю / trip-for-the-soul.ru

Тропический рай

Целых пять лет маленький Поль провёл в этом живописном крае. Здесь всё поражало его воображение – экзотические цветы, прекрасные виды, буйство природы и особенный колорит, столь непохожий на суровый и сдержанный Париж. Жизнь в поместье дядюшки была не просто интересной. Как вспоминал живописец, она казалась ему настоящим раем, в котором ему повезло жить. Покидать этот чудесный уголок он не хотел никогда. Кстати, спустя годы именно экзотические мотивы найдут отголосок в творчестве Гогена. Несомненно, самые яркие впечатления, полученные в детстве, отражались в его полотнах.

Рядом с Полем всегда находились взрослые – воспитатели, слуги, мать или дядя. Вот только и здесь, в Перу, в скором времени начались потрясения и политические перемены. Страну сотрясали гражданские волнения, а родственники матери, прежде имевшие немалое влияние в политике, совершенно лишились власти. И снова Алине Марии вместе с двумя детьми пришлось искать убежища в более спокойном месте. Они возвратились в Париж, где страсти немного поутихли, а главное – Алину Марию ждало наследство недавно умершего дяди.

Когда в Перу начались потрясения и политические перемены, семья Гоген вернулась в Париж Неизвестный художник «Захват Арекипы 7 марта 1858 года», XIX век Местонахождение: Национальный исторический музей, Лима, Перу
Когда в Перу начались потрясения и политические перемены, семья Гоген вернулась в Париж
Неизвестный художник «Захват Арекипы 7 марта 1858 года», XIX век
Местонахождение: Национальный исторический музей, Лима, Перу

Прилежный Поль

Однако на сей раз женщина решила не брать во французскую столицу сына. Сложно сказать, чем было продиктовано такое решение, но в Париж она приехала вместе с дочерью. Там Алина Мария устроилась работать в швейную мастерскую. А маленький Поль оставался у родственников матери в Орлеане. Там его воспитанием занимался дедушка. Здесь всё мало походило на тот прекрасный райский уголок, в котором некогда жил Поль, но и на новом месте он был окружён вниманием и заботой, что утешало мальчика.

За несколько лет Алина Мария сумела скопить денег и выкупить швейную мастерскую, став её владелицей. Женщина мечтала обеспечить своим детям достойное будущее, а для этого требовались образование и немалые расходы. Юный Поль был определён в элитный католический интернат. Преподаватели не могли нарадоваться, глядя на прилежного усердного мальчика, которому легко давались многие дисциплины. Внимательный и ответственный, Гоген стало одним из лучших учащихся интерната. Особенно ему нравилось изучение иностранных языков, в чём он делал большие успехи.

Поль Гоген «Автопортрет в молодости», около 1875-1877 годов Местонахождение: Музей Фогга, Кембридж, США
Поль Гоген «Автопортрет в молодости», около 1875-1877 годов
Местонахождение: Музей Фогга, Кембридж, США

Путешествие по морям

К четырнадцати годам Поль уж определился, чем хочет заниматься в жизни. Нет-нет, о живописи он пока не помышлял. Он мечтал о море. Поступив в военно-морскую школу, которая занималась подготовкой для дальнейшего перехода в мореходное училище, он был уверен, что непременно посвятит свою жизнь службе на флоте. Поль усердно готовился к экзаменам, но парадокс – с треском их провалил.

Однако юноша не отчаивался. Поняв, что учиться ему не придётся, он решил попытать счастья и сразу устроиться на корабль – пусть даже в качестве юнги или помощника. Вскоре Гоген узнал, что на одном из судов, отправляющемся в дальнее плавание, не хватает лоцмана. Он тут же предложил капитану рассмотреть свою кандидатуру. Тот, немного подумав, решил взять юного энтузиаста в плавание. Романтик Гоген и правда успел побывать во многих далёких странах. Он видел берега Южной Америки и северные моря, прошёл у Средиземноморского побережья и любовался красотами Азии.

Молодой романтик Гоген во время плавания сумел побывать во многих странах Порт Калькутта, XIX век
Молодой романтик Гоген во время плавания сумел побывать во многих странах
Порт Калькутта, XIX век

Исполняя последнюю волю

Когда Поль находился в Индии, он получил трагическое известие: во Франции умерла его мама. Вернувшись из путешествия, Гоген получил от сестры завещание, оставленное матерью. В обращении к сыну она просила его заняться своей карьерой и найти серьёзную работу. Алина Мария прекрасно знала, что Поль не отличается покладистым нравом, а потому говорила, что в случае неудачи он может обратиться за помощью к друзьям и родственникам.

Несмотря на всю жажду приключений, которую испытывал молодой человек, он решил не идти против последней воли матери. Гоген отправился в Париж, где благодаря поддержке друга семьи Гюстава Арозы сумел достаточно быстро отыскать работу. Влиятельный знакомый устроил двадцатитрёхлетнего Поля в брокерскую контору и, надо сказать, не пожалел о том, что оказывал ему помощь. В скором времени Гоген уже показывал неплохие результаты, его заработок рос, а работа, хотя и казалась скучной, приносила немало привилегий.

Друг семьи Гюстав Ароза сумел достаточно быстро отыскать работу для молодого Гогена
Друг семьи Гюстав Ароза сумел достаточно быстро отыскать работу для молодого Гогена

Знакомство с живописью

У Поля было всё, чтобы стать успешным брокером. Он отличался дальновидностью и живым умом, был ловким дельцом и добросовестным человеком. Всего за десять лет работы на бирже он собрал немалое состояние и приобрёл собственный дом. Мало кто из молодых брокеров мог похвастаться таким успехом. Но, что интересно, именно Ароза, человек, далёкий от живописи, раскрыл перед Гогеном удивительный мир искусства. Он однажды показал Полю свою коллекцию картин импрессионистов, после чего Гоген настолько увлёкся этими произведениями, что и сам решил написать нечто подобное.

Первые работы Гогена стали отражением его детских воспоминаний о перуанской природе и местных красотах. В 1873-1874 годы начинающий живописец представил ряд картин, среди которых ярко выделялась одна – «Лесная чаща в Вероффе». Казалось бы, что могло ожидать самоучку-любителя, который только начал писать и мало что смыслит в импрессионизме? Но Гогена ожидал успех – даже искушённая парижская публика с восторгом приняла эту работу. Колоритные пейзажи, сочные краски и экзотика покорили французов. Гоген стал чем-то новым и особенным в мире импрессионизма.

Одна из ранних работ Поля Гогена «Лесная тропинка», 1873 год Местонахождение: Частная коллекция
Одна из ранних работ Поля Гогена «Лесная тропинка», 1873 год
Местонахождение: Частная коллекция

Высокой оценки Поль удостоился и от признанного живописца Камиля Писсарро. Тот стал его верным другом и наставником. Многим приёмам живописи Гоген научился у Писарро. Впрочем, влияние других импрессионистов на его творчество было не меньше. Он подражал, экспериментировал, искал собственный стиль. Интересно, что спустя много лет Писарро позволял себе даже ругать Гогена, упрекая его в том, что он не является бедным художником:

«Настоящий художник должен быть нищ и не признан, его должно заботить искусство, а не мнение остолопов-критиков. А этот человек сам себя назначил гением и повернул дело так, что нам, его друзьям, приходится ему подпевать. Поль вынудил меня помочь ему с выставкой, заставил вас написать о ней статью… И за каким чертом он таскается в Панаму, на Мартинику и Таити? Настоящий художник найдет натуру и в Париже – дело не в экзотической мишуре, а в том, что у тебя в душе».
Живописец Камиль Писарро стал верным другом и наставником Гогена
Живописец Камиль Писарро стал верным другом и наставником Гогена

Новая жизнь 

Творчество полностью занимало мысли Поля. Ему казалось, что только теперь он наконец обрёл смысл жизни и понял своё истинное предназначение. Прежние дела, стремление сделать карьеру и получить хороший заработок теперь выглядели бессмысленной суетой. Всё больше времени Гоген проводил в уединении, создавая новые произведения. Именно они подарили ему истинный смысл жизни, давали вдохновение и силы для дальнейшей работы.

Немалую роль в жизни Поля сыграл его приятель Эдгар Дега. Неизвестно, как было сложилась карьера Гогена-живописца, если бы не поддержка друга. Дега не только помогал своему товарищу определиться с выбором сюжетов, красок или подачи, но и покупал большую часть первых работ Гогена, поддерживая его материально.

Но, несмотря на наличие добрых знакомых и неравнодушных людей, Гоген постепенно начинал ощущать, что здесь, в Париже, ему явно что-то мешает. Он мечтал о спокойном творчестве и «чистом» вдохновении. Здесь же, посреди шумного суетливого города, едва ли можно было отыскать тихий уголок. И тогда Гоген решил снова круто переменить свою жизнь. Он отправился на поиски земного рая.

Эдгар Дега «Автопортрет», 1854-1855 годы Местонахождение: Музей д'Орсе, Париж, Франция
Эдгар Дега «Автопортрет», 1854-1855 годы
Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж, Франция

Ненавистная Панама

В 1887 году Гоген уехал из Франции вместе со своим другом, молодым живописцем Шарлем Лавалем. Гоген признавался, что мечтал отыскать спокойное «райское» место, где мог бы посвятить своё время исключительно творчеству:

«Я хотел жить на рыбе и фруктах… не беспокоясь ни о сегодняшнем, ни о завтрашнем дне…»

Однако к тому моменту, когда Гоген прибыл в небольшой городок Колон, в его карманах уже гулял ветер. Ему пришлось спешно искать работу, чтобы собрать хотя бы немного денег для продолжения путешествия. Так Поль очутился на строительстве Панамского канала. Этот период жизни художник считал самым трудным и неприятным. Ему приходилось немало работать, он почти не писал картин, страдал от жары и тропических насекомых. В одном из своих писем Гоген писал:

«Я должен копать … с половины шестого утра до шести вечера, под тропическим солнцем и дождём… По ночам меня пожирают комары».

Вероятно, именно эти тяготы, которые вынужден был терпеть художник, породили в нём глубокое презрение к Панаме. Однажды, как рассказывали, его даже арестовали за нарушение общественного порядка. Поль Гоген всегда был задирой и выскочкой, но здесь, в Панаме, эти качества особенно ярко проявились. Как оказалось, найти земной «рай» было не так просто, а потому Гоген продолжил свой путь.

Строительство Панамского канала, 1886 год
Строительство Панамского канала, 1886 год

Райский остров

Спустя некоторое время живописец оказался на Таити. Остров, который он представлял совершенно диким экзотическим краем, поначалу разочаровал его. Здесь он увидел привычные блага цивилизации, которые встречались ему и в Европе. Однако потом, сумев «распробовать» Таити на «вкус», Гоген по достоинству оценил его величественные пейзажи с вулканами и яркость природы.

На Таити он наслаждался волшебными видами коралловых рифов, удивительными красками неба, морскими пейзажами. В своих работах, посвящённых чудо-острову, Гоген старался передать малейшие оттенки и все нюансы цвета, который присутствовал в растительности, цветах, камнях, небесной выси.

Именно на Таити Гоген обрёл тот самый «рай», который так долго искал и к которому многие годы стремилась его душа. Вдали от мирской суеты он мог спокойно наблюдать за природой и людьми. Одна из увиденных Гогеном сцен стала сюжетом для его картины «А, ты ревнуешь?».

В один из дней, когда художник прогуливался по берегу, он увидел двух таитянок, которые после купания непринуждённо лежали на песке. В какой-то момент одна из беседовавших девушек вдруг воскликнула: «А, ты ревнуешь?». Вероятно, речь шла о молодом человеке, которого ревновала одна из подруг. Столь обычная житейская сцена впечатлила мастера, и он решил воссоздать её на своём полотне.

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?», 1892 год Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Поль Гоген «А, ты ревнуешь?», 1892 год
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Мистические и жуткие сюжеты

Однако в работах Гогена присутствовали не только радостные и яркие краски. Одной из самых мистических картин живописца стала «Дух мёртвых не дремлет», написанная в 1892 году. Эта работа потрясла мир. На ней мы видим спящую таитянку, неподалёку от которой стоит тёмный силуэт. Этот – тот самый дух мира мёртвых, который нередко является к живым, как рассказывают таитяне.

И здесь Гоген открывает нам не только удивительный стиль своей живописи, но и фольклор Таити, который рассказывает о потусторонних силах, что так пугают людей. Таитяне боятся всего таинственного и неизведанного, а порой придают этому вполне явную форму. Именно этот аспект верований и показал художник.

Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет», 1892 год Местонахождение: Художественный музей, Буффало, США
Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет», 1892 год
Местонахождение: Художественный музей, Буффало, США

Ещё одной весьма мрачной работой Гогена стала скульптура из керамогранита «Овири». В таитянских верованиях так называется смерть, некая необузданная сила, свирепая и могущественная, противостоять которой не может никто – ни человек, ни животное.

На изображении мы видим Овири, стоящую над мёртвой волчицей и убивающую маленького детёныша. Однако здесь сюжет можно трактовать двояко. Как писал сам Гоген Родену, порой в его картинах о смерти подразумевается не финал жизни, а начало чего-то нового:

«Я пишу не о смерти в жизни, а о жизни в смерти».
Поль Гоген «Овири», 1894 год Местонахождение: Музей д'Орсе, Париж, Франция
Поль Гоген «Овири», 1894 год
Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж, Франция

Вдали от цивилизации

С каждым годом проживания в жарких странах, на экзотических островах, Гоген убеждался, что цивилизация является некой «болезнью», которая постепенно убивает человечество. После Таити он отправился на Маркизские острова, о которых писал своему другу Монфрейду:

«Я думаю, что на Маркизских островах, где легко найти натурщиц (что на Таити становится все сложнее), и с новой страной для изучения – короче говоря, с новыми и более дикими предметами, – я буду делать красивые вещи».

Одной из самых известных картин живописца стала «Женщина, держащая плод». Здесь всё соединено в гармоничном единстве – и сама героиня картины, и предмет в её руках, и окружающая природа. Гоген умел особенно точно и ярко показывать единство природы и человека, но при этом считал, что европейский мир сильно «оторвался» от истинной гармонии.

Поль Гоген «Женщина, держащая плод», 1893 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Поль Гоген «Женщина, держащая плод», 1893 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Семейные неурядицы

По мере повествования вы явно задавались вопросом: неужели посреди романтической красоты далёких стран сердце живописца не покорила ни одна женщина, например, какая-то из таитянок, которых он изображал на своих картинах? А ведь и правда: личная жизнь мастера – тот аспект, который нельзя упустить из виду.

Поль Гоген был женат дважды. Первой его супругой стала Метте-Софи Гад, которая родила художнику четверых сыновей и дочь. К слову, первенец Эмиль стал настоящим любимцем своего отца. Этого серьёзного задумчивого мальчика можно увидеть на нескольких полотнах Поля Гогена. Мальчику очень нравилось читать, а потому и в работах живописца он часто изображён вместе с книгой.

Увы, семейную жизнь художника с первой супругой едва ли можно назвать счастливой. Женщина с неодобрением отнеслась к желанию Гогена оставить карьеру брокера и посвятить себя творчеству. Не секрет, что при жизни его картины стоили совсем немного, а потому семья начала испытывать нужду. Альтруистических порывов Метте не испытывала, поэтому нередко устраивала дома скандалы. В конце концов супруги поняли, что у них слишком мало общих целей и интересов, а потом Гоген и вовсе уехал из Франции.

Поль Гоген с женой Метте-Софи Гад, 1885 год
Поль Гоген с женой Метте-Софи Гад, 1885 год

Новые разочарования

На Таити возлюбленной Поля Гогена была совсем юная таитянка. Молодая красавица стала второй законной супругой живописца, но и этот союз принёс Полю немало разочарований.

Узнав, что ждёт ребёнка, женщина сказала мужу, что отправится в долину, где в окружении родных ей будет проще переносить беременность, а затем родить малыша. Она обещала вернуться после рождения ребёнка. Спустя некоторое время Гоген узнал, что возлюбленная произвела на свет сына. Однако к Гогену его супруга так и не вернулась.

Поль Гоген «Мерахи метуа но Техамана» (Портрет жены Гогена - таитянки), 1891 год Местонахождение: Художественный институт, Чикаго, США
Поль Гоген «Мерахи метуа но Техамана» (Портрет жены Гогена – таитянки), 1891 год
Местонахождение: Художественный институт, Чикаго, США

Живой «покойник»

Именно там, во Французской Полинезии, живописец создал около сотни картин, которые сегодня считаются настоящими сокровищами его творчества. Мастер отражал свои наблюдения, смешивал реальность с местными мифами, порождая удивительные произведения. Увы, работы его не получили большого признания. Да, в мире искусства были ценители творчества Гогена, но тогда никто не мог и предположить, как он станет популярен после своей смерти.

Личные потрясения и разочарования, неоценённый труд привели к тяжёлой депрессии. Дошло до того, что живописец начал подумывать о возвращении в Европу. К тому же он понимал, что здоровье начинает подводить его, а потому размышлял, не стоит ли отправиться на лечение в Испанию или Францию. Но идеи эти не были поддержаны его друзьями. Например, Джордж Монфрейд посоветовал ему:

«Возвращаясь, вы рискуете повредить тому процессу вынашивания, который происходит в общественном восприятии вас. В настоящее время вы уникальный и легендарный художник, присылающий нам из далеких Южных морей приводящие в замешательство и неподражаемые работы, которые являются окончательными творениями великого человека, который, в некотором смысле, уже покинул этот мир… Вы уже так же неприступны, как все великие покойники; вы уже принадлежите истории искусства».
Поль Гоген «Автопортрет с идолом», 1893 год Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США
Поль Гоген «Автопортрет с идолом», 1893 год
Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США

И это было верно. По сути, Гоген и правда стал для европейцев «покойником» при жизни. От безысходности он несколько раз пытался покончить с собой. К душевным переживаниям вскоре добавились и физические недуги – у художника были обнаружены проказа и сифилис. В 1903 году живописец умер на Таити, острове, который считал и своим раем, и адом одновременно. В ту пору ему не исполнилось и 55 лет. Он стал одним из тех великих людей, кого слава и признание нашли уже после смерти.

На обложке: Фрагмент картины Поля Гогена «Автопортрет в Лезавенне», 1888 год. Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

МУСАГЕТ
Добавить комментарий