Он говорит с нами языком цветов: что показал на своей картине «Офелия» Джон Милле?

Искусство

Картина Джона Милле «Офелия» – тот самый случай, когда одно произведение искусства рождает другое творение. Вдохновлённый шекспировским «Гамлетом», английский живописец решил изобразить один из самых трагических эпизодов пьесы. Интересно, что у самого Шекспира печальная участь Офелии не описана столь ярко, какой она стала на полотне Милле.

Эта картина, как и следовало ожидать, произвела огромное впечатление на зрителей. Критиков, осуждающих манеру Милле, нашлось совсем немного. А вот восторг публики был абсолютным. Кроме того, и сегодня искусствоведы считают, что английский художник сумел скрыть на своём полотне немало тайных знаков, которые продолжают разгадывать и в наше время. Несомненно, «Офелия» стала самой известной и самой загадочной работой мастера. Как же Милле создавал свой шедевр? И что необычного можно увидеть на нём?

История создания

Как истинный англичанин, Джон Эверетт Милле был поклонником творчества Уильяма Шекспира. Перечитывая «Гамлета» в очередной раз, он поймал себя на мысли, что особенно трагической ему кажется гибель несчастной Офелии. Именно сцена, описанная матерью Гамлета, показалась художнику наиболее впечатляющей и печальной:

“…Она свои венки

Повесить думала на ветках ивы,

Но ветвь сломилась. В плачущий поток

С цветами бедная упала. Платье,

Широко распустившись по воде,

Ее держало, как русалку”.

Джон Эверетт Милле «Автопортрет», 1881 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Джон Эверетт Милле «Автопортрет», 1881 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Бедная девушка, потерявшая отца и не сумевшая добиться ответной любви избранника, принца Датского, сплела венок, который решила повесить на иву. Увы, это решение стало роковым. Милле, ещё не взявшись за кисть, словно бы видел перед собой бледное лицо, сведенное судорогой, распущенные волосы и глаза, взирающие с ужасом и бесконечной тоской.

Место, которое решил изобразить живописец, находилось у реки Хогсмилл в графстве Суррей. Именно здесь травы и камыш склонялись к воде, а деревья создавали некий траурный свет. Не стоит полагать, что картина была написана за один день. Нет, напротив, мастер работал в течение длительного времени, приходя каждый день на реку. В дальнейшем он «склеивал» в мастерской сделанные наброски. Кстати, до наших дней сохранились записи самого Милле. Вот как он рассказывал о сложностях своей работы:

“В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком… Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии… Моё несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать…”

Натурщицей, с которой Милле писал свою “Офелию”, стала молодая девушка, девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал. Чтобы достичь максимальной реалистичности, художник купил для девушки старинное платье, расшитое вышивкой. Он делал эскизы, когда Элизабет лежала в ванне, которая подогревалась лампами. Уж не знаю, правда или нет, но говорили, что одна из ламп перегорела, и натурщица серьёзно заболела, а художнику пришлось оплачивать лечение.

Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852 год Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания
Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852 год
Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания

Цветочные символы

Взглянув на саму картину, невольно поражаешься реализму изображения. Лицо девушки ещё находится над водой, но мы понимаем: ещё мгновение – и оно скроется под речной гладью. «На грани между жизнью и смертью» – именно так можно назвать эту картину. Здесь очень ясно заметна любовь Милле к деталям. Посмотрите на венок Офелии – тут каждый цветок выписан с удивительной точностью. Однако, как я уже сказала, картина содержит немало скрытых символов. Используя в своём творении образы растений и цветов, художник словно бы рассказывал нам историю жизни бедной девушки

Если вспомнить «азбуку цветов», которая была популярна в Средние века, можно заметить такое соответствие: лютик – наивность, крапива – боль, маргаритки – невинность, роза – любовь, ива – отвергнутые чувства.  Как видите, живописец сам очень точно изобразил жизнь Офелии до случившейся трагедии. Особенными цветами на картине являются также адонис и мак. Первый из них воплощает бесконечное горе, а второй служил символом скорой смерти.

Элизабет Сиддал, позировавшая художнику при написании картины / stringfixer.com
Элизабет Сиддал, позировавшая художнику при написании картины / stringfixer.com

Реализм смерти и природы

Пожалуй, самой поразительной особенностью изображения являются удивительно точные переходы от светлых тонов к тёмным. Кроме того, травы и детали растений здесь переданы с такой точностью, что даже самый заядлый ботаник не сумеет придраться к работе Милле.

Свет, пробивающийся через растущие у берега камыши, отражается в воде, что создаёт эффект зеркальности. Но главное – особенная техника мастера позволила превратить картину в некий мистический и жуткий момент известной трагедии. Это не просто иллюстрацию к шекспировской пьесе, а некое ответвление от неё, позволяющее лучше увидеть трагедию Офелии.

В 1852 году Джон Милле завершил свою долгую работу над картиной. Как я уже сказала, публика пребывала в восторге от увиденного, однако нашлось и несколько критиков. По их мнению, изображение смерти здесь было слишком буквальным (хотя Офелия ведь на полотне ещё жива). Другие же считали, что в образе тонущей девушки присутствует некий эротический контекст. Правда, мне сложно представить, где они смогли это усмотреть. Впрочем, нравы того времени существенно отличались от современных взглядов.

Лицо Офелии ещё находится над водой, но ещё мгновение - и оно скроется под речной гладью
Лицо Офелии ещё находится над водой, но ещё мгновение – и оно скроется под речной гладью

«Офелия» – одна из самых известных и интересных картин Джона Милле. Английский живописец изобразил героиню пьесы Шекспира, и её образ вызвал немало споров в обществе. Однако бесспорным было признание виртуозного изображения природы, которая так вдохновила Милле. В этом он действительно превзошёл многих современников.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий