Ярчайший представитель эпохи Возрождения Рафаэль Санти был тем живописцем, который сумел преобразить мир искусства. Среди его работ насчитывается более десятка изображений Богоматери, и самым известным является «Сикстинская Мадонна». Великий живописец, талантливый скульптор и просто невероятно многогранный человек, Рафаэль прошёл непростой путь.
Главным принципом творческого становления Санти стало непрерывное совершенствование. Он не переставал учиться и перенимать особенности работы у своих коллег. При этом в каждом произведении Рафаэля чувствуются индивидуальность и своеобразный подход. Для мира живописи его творения стали свежим воздухом, который привнёс нечто совершенно новое, живое, искреннее. Неслучайно Рафаэль входит в число великих гениев прошлого. А какой была жизнь знаменитого мастера? И какие препятствия ожидали Санти на его пути к славе и бессмертию?
Сирота из Урбино
Весной 1483 года в городке Урбино на востоке Италии на свет появился мальчик, имя которого станет известно и его современникам, и тем, кто будет жить на земле спустя многие века – Рафаэль Санти. Его отец, Джованни Санти, был одним из придворных известного покровителя искусств герцога Урбинского. Мать, Марджи Чарла, занималась ведением домашнего хозяйства.
Юный Рафаэль рано лишился родителей. Сначала умерла его мать, а затем, когда мальчику исполнилось всего одиннадцать лет, он потерял и отца. Джованни успел дать сыну лишь начальные уроки живописи. Санти-старший был неплохим художником, и при дворе его работы пользовались спросом, однако сделать своим учеником сына он так и не успел.
Оставшись среди чужих людей, Рафаэль не знал, какое будущее его ожидает. Но уже в ту пору многие знакомые семейства приметили особенные наклонности Санти к живописи. Ещё при жизни отца маленький Рафаэль часто бывал при дворе, где с интересом наблюдал за работой придворных живописцев. Когда же юному Санти предложили попробовать самому что-то нарисовать, он удивил мастеров не по-детски осмысленными работами.

Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Воспитанник художника
После смерти родителя Рафаэль был отдан на попечение к художнику Пьетро Перуджино, который, по сути, заменил мальчику отца. В мастерской живописца Санти был в числе лучших учеников. Пьетро нередко хвалил Рафаэля, ставил его в пример остальным подопечным. Наверное, другой подросток на его месте стал бы гордиться собой, но Санти лишь ещё старательнее учился и хотел достигнуть высочайшего уровня своего учителя.
Самой первой работой будущего живописца стала фреска «Мадонна с младенцем», которая до сих пор хранится в Доме-музее Рафаэля в Урбино. Конечно, по ней можно заметить, что произведение это раннее. Здесь ещё не окончательно сформировался стиль автора, да и некоторые нюансы молодой мастер ещё не предусмотрел. Тем не менее уже эта работа явно говорит, что создана она была талантливейшим человеком.

Местонахождение: Коллегио-дель-Камбио, Перуджа, Италия
Первые шаги в творчестве
Во время обучения у Пьетро в Перудже Рафаэль нередко отправляется в поездки по Италии. Это были незначительные перемещения между несколькими городами, однако они давали молодому человеку немало впечатлений. В 1502 году, вдохновлённый очередной поездкой, он пишет «Мадонну Солли», которую считают первой «истинно рафаэлевской» Мадонной.
Надо признать, что изображения Богоматери с младенцем стали излюбленной темой Рафаэля уже в те времена. При этом можно заметить, что ранние работы Санти написаны в стиле Перуджино. Ряд искусствоведов считает, что важной чертой творчества Рафаэля стала способность художника вырваться из тех рамок, в которых он находился. Очень верно об этом говорил Макс Джоржак:
«Если бы Рафаэль умер до того, как перебрался в Рим, то его, пожалуй, относили бы в наши дни к числу наиболее приятных мастеров умбрийско-флорентийской школы: едва ли его известность превысила бы эту ступень. Лишь Вечный город положил начало его большому стилю и универсальному значению его творчества».

Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
Собственный стиль
Как любой честолюбивый юноша и старательный ученик, Рафаэль втайне мечтал превзойти своего учителя в мастерстве и подаче. Это ему удалось в картине «Обручение Девы Марии». Надо признать, что здесь ещё присутствует влияние Перуджино, однако заметны изящество линий и пластика рисунка, какой никогда не было у наставника Рафаэля. Именно с этой картины начинает вырабатываться неповторимый рафаэлевский стиль, который станет яркой чертой живописи эпохи Ренессанса.
Рафаэль был творческим, общительным и открытым человеком. Одним из его лучших друзей стал Бальдассаре Кастильоне, с которым на протяжении многих лет он будет поддерживать тёплые отношения. Даже находясь далеко от верного друга, Рафаэль писал ему письма, рассказывая о новых творческих идеях и работой над картинами.
Так, в частности, из переписки с Кастильоне стало известно об этапах работы над произведением «Триумф Галатеи», где мастер обратился уже не к библейскому. а к мифологическому сюжету. Эта работа стала одной из самых заметных среди ранних творений Рафаэля. Спустя много лет, в 1511 году, он признавался другу:
«Что до Галатеи, то я почёл бы себя великим мастером, если бы в ней была хотя половина тех великих вещей, о которых Ваше сиятельство мне пишет… И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц; при условии, что Ваше сиятельство будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль».

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Рафаэль и Леонардо
В начале XVI века вместе со своим учителем Рафаэль отправился во Флоренцию, место, которое можно по праву назвать колыбелью великой итальянской живописи. Там, откуда некогда «проросли» идеи Возрождения, в жизни Рафаэля начинается совершенно новый творческий период. Во Флоренции он имел возможность познакомиться со многими выдающимися мастерами того времени. Среди них был и Леонардо да Винчи, работы которого особенно интересовали молодого мастера.
Рафаэль детально изучает технику Леонардо и, как говорили современники, уже в ту пору да Винчи разглядел в живописце будущего гения. Более того, Рафаэль внёс значительный вклад в изучение творчества Леонардо. Работа «Леда и лебедь», созданная да Винчи, была утрачена, но сохранилась на рисунке Рафаэля, благодаря чему мы имеем представление, как она выглядела. Джорджо Вазари отмечал:
«Те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры…»

Местонахождение: Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор, Великобритания
Техника Рафаэля
Уже в первый год пребывания во Флоренции Рафаэль создал ряд картин, которые в будущем пополнили сокровищницу мирового искусства. «Три грации», «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле» и другие творения этого периода показывают, насколько стремительно у Рафаэля формировался свой стиль. На первом из перечисленных полотен мы видим трёх богинь – аллегорические изображения Невинности, Красоты и Любви, которые олицетворяют самые прекрасные человеческие качества и чувства.
Кстати, создавая свои работы, Рафаэль предпочитал традиционную технику нанесения масла темперой на дерево. Несмотря на то, что в ту пору уже многие живописцы использовали новые методы, этот мастер старался придерживаться «канонов» изобразительного искусства, которые появились задолго до него. Именно поэтому картины Рафаэля кажутся «ровесниками» творений того же Леонардо, которые были созданы на полвека раньше.

Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Художник и Папа Римский
В 1507 году Рафаэлю посчастливилось познакомиться с Донато Браманте. Историки предполагают, что тот мог приходиться родственником художнику – быть может, даже дядюшкой по отцовской или материнской линии. Браманте увидел талант молодого художника и стал его помощником и покровителем.
Впоследствии именно благодаря помощи родственника Рафаэль был представлен папе Юлию Второму. Тот, увидев произведения живописца, предложил ему переехать в Рим. Разумеется, Санти согласился – перед ним открывались новые возможности. Уже тогда, едва Рафаэль прибыл в Рим, слава о нём облетела всю Италию.
Люди рассказывали друг другу, что Папа Римский приказал снять со стен Ватиканского дворца все старые изображения, после чего доверил мастеру роспись помещений. В распоряжении Рафаэля оказались четыре станцы (комнаты). С этого момента и до конца жизни Санти не оставлял Вечного города, трудясь над созданием удивительных фресок дворца.
Вместе с Рафаэлем здесь работали и его ученики. К той поре он стал знаменитым мастером, подопечными которого мечтали стать многие начинающие художники. Самой известной фресковой композицией, украсившей станцы дворца в Ватикане, стала «Афинская школа». На ней изображены знаменитые учёные и философы прошлого. Рафаэль показывает нам удивительное слияние возвышенных идей и прагматичного подхода. В его случае наука и философия гармонично сосуществуют, дополняя друг друга.

Местонахождение: Станца делла Сеньятура, Ватикан
Архитектурные творения и новые «Мадонны»
В 1514 году папа Юлий Второй умер, а на папский престол взошёл Лев Десятый. При нём Рафаэль получил ещё более почётную должность. Отныне он стал главным архитектором и хранителем реликвий. Значительное время Санти выделил на возведение Базилики Святого Петра, при этом сумев усовершенствовать прежнее творение Донато Браманте. Он занимался строительством храмов и росписями, создавал проекты новых величественных и прекрасных религиозных сооружений.
В эту пору Рафаэль продолжает писать своих «Мадонн». Но теперь их уже нельзя назвать первыми робкими шагами молодого живописца. В картинах, созданных в этот период, заметны усложнённые пейзажи, в образах присутствует некая чувственность и одухотворённость. Мадонны неизменно прекрасны, причём мастер показывает, что сердца их наполнены тревогой за дитя. На этих полотнах уже присутствует индивидуальный и такой узнаваемый стиль самого Рафаэля.
Можно заметить, что в рафаэлевской живописи некоторые образы и жесты кажутся слишком нарочитыми, даже театральными, однако к этой манере художник прибегал намеренно. С помощью такой подачи он добивался выразительности и яркости, которая неизменно присутствует на его картинах.

Местонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
Великое произведение
У многих из нас имя Рафаэля Санти неизменно связано с его самым известным произведением – «Сикстинской Мадонной». Оно появилось в тот самый Римский период, который стал порой расцвета творчества мастера. Огромное по размерам полотно (его длина достигает почти 3 метров, ширина – почти 2 метров) Рафаэль создал для алтаря церкви Святого Сикста Второго в Пьяченце.
Искусствоведы неслучайно считают «Сикстинскую Мадонну» вершиной творчества Рафаэля. Именно здесь проявилось завершённое становление индивидуального стиля автора, его подход к принципам изображения и особенная подача образа Богоматери. В своих ранних «Мадоннах» Рафаэль чаще всего изображал миловидных девушек на нейтральном фоне.
Здесь же он отошёл от принципов, которых придерживался на начальном этапе творчества. Более того, в этом полотне заметны отсылки и к типичным для Средневековья изображениям фронтального типа, и к старинным византийским иконам, где немалую роль играло обрамление полотна. Вот только в интерпретации Рафаэля всё это выглядит совершенно по-новому.

Местонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Интересно, что в случае с «Сикстинской Мадонной» мы даже можем узнать, кто стал прототипом для образов, изображённых Рафаэлем. Не знаю, правда или нет, но в XVIII веке ходило мнение, будто в качестве модели для Мадонны Рафаэлю позировала Маргарита Лути, которую живописец называл Форнариной (в переводе – «дочь пекаря»).
Очаровательная семнадцатилетняя девушка действительно выросла в семье пекаря, причём художник был влюблён в неё и, вероятно, чувства его оказались взаимными. Интересно, могла ли тогда, во время работы мастера над картиной, юная Форнарина предполагать, что спустя много веков её изображением будут любоваться люди из разных уголков мира? Разумеется, нет.
А вот в Святом Сиксте, которого также можно увидеть в «Сикстинской Мадонне», легко узнать папу Юлия Второго. Даже современники живописца отмечали, что папа необыкновенно похож на себя и вполне гармонично смотрится в таком образе. Кстати, в образе Святой Варвары Рафаэль запечатлел черты племянницы Юлия Джулии Орсини.
На первый взгляд «Сикстинская Мадонна» кажется простым в плане композиции изображением. Однако в ней имеется такое обилие символов и «говорящих» деталей, что само произведение по праву считается одним из самых ярких шедевров западноевропейской живописи. После того как полотно было перенесено из монастыря, для которого оно было создано, в мирскую картинную галерею, в обществе началось немало споров о том, насколько это целесообразно.
В конце концов стороны дискуссии сошлись на том, что изображение святых покровителей может находиться и в мирских местах. В таком случае оно способно воздействовать на гораздо большее число людей. По сути, именно это влияние и очищение души являются важными задачами как у искусства, так и у религии.

Рафаэль Санти «Портрет молодой женщины» (Форнарина), около 1520 года
Местонахождение: Национальная галерея античного искусства, Рим, Италия
Бессмертные работы
Не менее выдающейся стала роспись Папского дворца в Ватикане, о котором уже было сказано. Пожалуй, это была самая долгая из работ Рафаэля. А знаете ли вы, что обзавестись подобными изображениями пожелала сама российская императрица Екатерина Вторая?
В 1783 году она дала заказ известному архитектору Джакомо Кваренги создать галерею с копиями рафаэлевских фресок, многие из которых повторяли те, которыми был украшен дворец в Ватикане. Копии создавались в Риме, после чего в свёрнутых холстах доставлялись в Санкт-Петербург. Во время возведения здания Нового Эрмитажа они были сохранены и дополнили внутреннее убранство. Как видите, Рафаэль и в прошлые века не переставал быть популярнейшим живописцем – даже через пару столетий после своей смерти.

«Живые» портреты
Мы привыкли видеть в Рафаэле Санти выдающегося мастера творений на религиозную тематику, однако среди его работ есть немало удивительных портретов современников. Они позволяют оценить талант Рафаэля-портретиста.
Помимо большого числа произведений, написанных по заказам церквей, живописец создавал настолько реалистичные изображения людей, что те, кому приходилось их видеть воочию, не могли найти слов, чтобы описать свои эмоции. Так, к примеру. одной из самых известных работ Рафаэля стал портрет папы Юлия Второго. Джорджо Вазари отмечал:
«В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Среди многочисленных портретов, написанных Рафаэлем, особое место занимает изображение Бальдассаре Кастильоне, близкого друга и доброго советчика живописца. Пройдёт много лет, и этот портрет будет создан как копия другим гением – Питером Паулем Рубенсом.
В этой работе заметно, насколько усовершенствовал своё мастерство автор. В отличие от ранних творений, этот портрет, как многие зрелые работы Рафаэля, сочетает кажущуюся простоту и невероятную глубину.

Рафаэль Санти «Портрет Папы Юлия II», 1511 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Архитектор Рафаэль
В Риме по проектам Рафаэля Санти было возведено немало дворцов и церквей. В 1515 году на северо-западной окраине Рима он начал работать над виллой для кардинала Джулиано Медичи. Сооружение, получившее название «Вилла Мадама», выполнено в типичном «рафаэлевском» стиле. Здесь можно заметить гармоничное объединение величественности и лёгкости, арки и купола, которые дополняют внешний облик здания.
Создавая проекты зданий, Рафаэль старался учитывать все особенности фасада и расположения будущий постройки, а также специфику места, отведенного под неё. Благодаря тому, что учитывались все особенности, творение становилось поистине неповторимым, к чему и стремился Рафаэль.
Кроме того, Санти явно тяготел к симметрии и центрическому плану. Как считают некоторые исследователи, именно Рафаэль заложил и сформировал принципы архитектурного классицизма, которые распространятся спустя некоторое время – уже не при жизни мастера.

Безграничный талант
Когда речь заходит о Рафаэле, мы чаще всего вспоминаем его удивительные картины. фрески, реже – архитектурные творения. Однако далеко не всем известно, что знаменитый живописец эпохи Возрождения был ещё и поэтом. Натура чувствительная и тонко воспринимающая мир, он часто писал стихи. Нередко произведения эти были посвящены любви, безответным чувствам, которые, вероятно, в ту пору испытывал художник. Вот фрагмент сонета Рафаэля в переводе А.Махова:
«Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья…»
К сожалению, жизнь бесконечно талантливого человек, истинного гения Ренессанса, оказалась совсем недолгой. В апреле 1520 года Рафаэль скоропостижно умер. Ему было всего 37 лет.
Как отмечал Джорджо Вазари, причиной смерти стало «времяпрепровождение ещё более распутное, чем обычно». Однако современные исследователи выявили, что смерть вызвало серьёзное респираторное заболевание и врачебная ошибка, допущенная при лечении живописца. Доктора решили снизить температуру кровопусканием, не зная, что в отдельных случаях это может привести к летальному исходу. Увы, так и случилось.

Перед своей смертью живописец пожелал, чтобы на накопленные им средства «был восстановлен древний каменный табернакль и чтобы там был сооружён алтарь со статуей Мадонны, под которой он выбрал место для погребения и упокоения». Его последнее желание было исполнено. Даже прощаясь с жизнью, Рафаэль оставался великим мастером, который видел смысл лишь в одном – великом и прекрасном Искусстве. Он был одним из немногих, кто мог «оживлять» краски и линии, создавая поистине непревзойдённые творения.
На обложке: Фрагмент картины Рафаэля Санти «Автопортрет», между 1504 и 1506 годами. Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия